Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Поэтическая революция В. В. Маяковского 7
1.1. Поэтический стиль Маяковского до революции 7
1. 2. Поэзия соцреализма 12
Глава 2. Поэзия В. Маяковского в советский период творчества 18
2. 1. Основные темы и мотивы лирики 18
2. 2. Поэт, человек и общество в поэзии Маяковского 24
Заключение 32
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Владимир Маяковский (1893-1930) был ведущим поэтом русской революции 1917 года и русского футуристического движения. Будучи большевистским активистом, он с ранних лет занимался левой политикой. До того, как ему исполнилось 16 лет, его несколько раз арестовывали за политическую подрывную деятельность. Именно там, в одиночной камере, он начал писать стихи. Выйдя из тюрьмы, он посвятил себя искусству как своему призванию. Именно в Московской художественной школе он познакомился с Давидом Бурлюком, который был ведущей фигурой в создании Русского футуристического движения, и вместе с другими они написали манифест «Пощечина общественному вкусу»
Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). «Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - Маяковский полностью разделял» . Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики. Да, хотя Маяковский принимал участие в вечерах футуристов, подписал их манифест, но его позиция отличалась от футуристических. Его произведения выделялись большими социалистическими проблемами, общим пафосом и гуманистическим сочувствием к людям, страдающим в мире.
Поэтический стиль В. В. Маяковского сформировался под влиянием футуризма. Поэтика футуристов построена на отвержении старых форм и ценностей в искусстве, ориентирована на будущее. Индивидуальной авторской манере В. В. Маяковского свойственны сочетание грубости и лиризма, обращение к языку улицы и плаката, непримиримая ненависть к мещанству, патетическая интонация, особое внимание к ритмической и графической организации стиха.
В 1913 году поэт выпускает свою маленькую книжечку стихов, которая называется «Я!». Тогда же он пишет драматическое произведение, трагедию в стихах, которая называется «Владимир Маяковский». В 1915 году выходит главная поэма дореволюционного Маяковского «Облако в штанах». И в 1916 году он выпускает наконец большую книгу стихов, первую свою значимую книгу, которая называется «Простое как мычание».
«В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»)» .
Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.
Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания.
«Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка. Настроения ранних стихотворений позволяют говорить о смелой и оригинальной поэтической палитре автора. Это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение» .
Поиски средств художественной выразительности начинающего поэта были чрезвычайно эффективны. Произведениям поэта свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений. Многоликость лирического «я» проявляется в образных мистификациях и в театрализации ситуаций. Пестрота и неожиданная смена лирических масок позволяют говорить о вызове лирического героя, дразнящей иронии, а иногда и о самопародирования. Маяковский, представляя в парадоксальном свете известные веще, отношения и детали, едва ли не в каждом своем стихотворении бросает полемический вызов литературным канонам.
На пике своей карьеры Маяковский часто читал свои стихи по радио. Его громкий и отчетливый голос был слышен повсюду: из громкоговорителей на улицах и из «транзисторных радиоприемников» в квартирах. Владимир Марков в своей книге «Русский футуризм: история» описывает молодого Маяковского как «прирожденного актера, который вскоре продемонстрировал великолепное сценическое мастерство, а также искусство остроумного ответа».
Маяковский стал участвовать в серии журналов «Искусство Коммуны», «Леф», который он редактировал, и его преемника «Новый Леф», которые отстаивали самое авангардное из русских художественных движений, конструктивизм, нацеленный на художественный аналог социальной революции. Конструктивисты резко отличались от традиционных защитников реализма, группировавшихся вокруг журнала «Красная новь», редактором которого был сторонник левой оппозиции Воронский, и пролеткультовского журнала «На страже», выросшего из дореволюционных рабочих учреждений культуры и подчеркивавшего достаточно грубое и агитационное искусство.
«Поскольку Маркс, Энгельс и Ленин говорили о необходимости «свержения» рабочего класса правящим средним классом, футуристы, такие как Маяковский, могли и желали полностью присоединиться к коммунистическому учению научного социализма. Владимир Маяковский был необыкновенным человеком, жившим в столь же необыкновенные времена» . Его творческий гений всегда был великолепен, даже несмотря на то, что признание публики, как и любой вид искусства, то ослабевало, то падало. Футуристическое движение зародилось в Италии начала 20-го века и абсолютно отрицало какую-либо значимость, унаследованную от прошлого, включая политические и художественные традиции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аполлонова, Г.В. Поэт - Великан : К 120-летию со дня рождения В. Маяковского / Г. В. Аполлонова // Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки. - 2012. - №11. - С. 13 – 14.
2. Арватов, Б. М. О Маяковском / Борис Арватов. - Москва : Common Place, 2020. - 270 с.
3. Большухин, Л. Ю. Лирический герой Маяковского: феномен «незавершенности»: моногр. / Л. Ю. Большухин, М. А. Александрова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 239 с.
4. Борисов, С. Б. Историко-культурный комментарий к произведениям школьной программы (поэзия Александра Блока и Владимира Маяковского): монография / С. Б. Борисов. — Шадринск: ШГПУ, 2023. — 139 с.
5. Воронцов А. Маяковский и его железные книги: [к 120- летию Владимира Маяковского]: эссе // Наш современник. – 2013. – № 8. – С. 257-276.
6. Голубков, М. М. Русская литература XX века: учебное пособие для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 238 с.
7. Голубков, М. М. История русской литературной критики ХХ века: учебник для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 357 с.
8. Журавлева, А. А. Уроки литературы: жизнь и творчество В. В. Маяковского : учебно-методическое пособие / Журавлева А. А., Федотова И. Б.; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет», Институт переводоведения, русистики и многоязычия. - Пятигорск: ПГУ, 2021. - 88 с.
9. Иванюшина, И. «Медный всадник» В.Маяковского [Образ госудственной системы в творчестве] / И.Иванюшева // Вопросы литературы. – 2000. - № 4. – С.312.
10. История русской литературы XX века в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Агеносов [и др.] ; ответственный редактор В. В. Агеносов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 687 с.
11. История русской литературы XX века в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. В. Агеносов [и др.] ; ответственный редактор В. В. Агеносов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 795 с.
12. Кацис, Л. Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи : монография / Л. Ф. Кацис. — Москва : Языки славянских культур, 2000. — 776 с.
13. Красовский, В. Е. Русская литература : учебник для вузов / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 650 с.
14. Красовский, В. Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 709 с.
15. Малюкова, Л. Н. Русская литература (1890-1922) : учебное пособие / Л. Н. Малюкова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 612 с.
16. Марзаганова, Л. М. Любовные мотивы поэзии В. Маяковского / Л. М. Марзаганова, А. М. Булгучева, Х. М. Касиева // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 132-134.
17. Маяковский, В. В. Подождем обвинять поэтов. Статьи, заметки, стенограммы выступлений / В. В. Маяковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 266 с.
18. Маяковский, В. В. Мистерия-буфф / В. В. Маяковский. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 104 с.
19. Маяковский от «Я» до Я. Очень личные местоимения: рукописно-документальный фонд : каталог выставки / Правительство Москвы, Департамент культуры г. Москвы, Гос. музей В. В. Маяковского ; [сост. - Г. А. Антипова, Н. Г. Морозова]. - Москва : Гос. музей В. В. Маяковского, 2013. - 103 с.
20. Маяковский глазами современников: каталог материалов из фондов Государственного музея В. В. Маяковского / Департамент культуры города Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского; [сост. Е. Ю. Иньшакова и др.]. - Москва : Гос. музей В. В. Маяковского, 2018. - 599 с.
21. Мижаева, Б. З. Маяковский — поэт на все времена / Б. З. Мижаева // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 539-541.
22. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы : учебник для среднего профессионального образования / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 450 с.
23. Осьмухина, О. Ю. История русской литературы XX столетия : учебное пособие / О. Ю. Осьмухина, Е. А. Шаронова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва". - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2020. – 165 с.
24. Панченко, Д.В. Гротеск как художественный прием : формирование понятия на основе интерпретации знаний по литературе и искусству. Сатирическая поэзия В.Маяковского и плакатная графика / Д. В. Панченко // Литература в школе. - 2016. - №2. - С. 24-27.
25. Переяслов, Н. В. Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь / Н. В. Переяслов. — Москва : Проспект, 2018. — 434 с.
26. Покотыло, М. В. Судьба поэта. Из истории осмысления творчества В. В. Маяковского : монография / Покотыло Михаил Валерьевич. - Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2010. - 191 с.
27. Полонский, В. П. Литературные портреты. Избранное / В. П. Полонский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 187 с.
28. Рыжов, К.В. Владимир Маяковский / К. В. Рыжов // Сто великих имен Серебряного века. - 2011. - С. 149-153.
29. Сарычев В. А. « ... Боюсь – за вас и сам, – чтоб не обмелели 19 наши души...» : этический идеал Маяковского и революционная действительность / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2008. – N 2. – С. 2–7.
30. Сафонов, А. А. Литература. Хрестоматия. 11 класс: учебное пособие для среднего общего образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 267 с.
31. Силаева, М. В. Раннее творчество В. Маяковского в культурном контексте эпохи [Текст] : монография / М. В. Силаева ; М-во образования Московской обл., Гос. образовательное учреждение высш. образования Московской обл. Московский гос. обл. ун-т. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 159 с.
32. Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для бакалавров / А. Г. Соколов. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 501 с.
33. Спивак, Р. С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А. Блок, В. Маяковский : учебное пособие / Р. С. Спивак. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 408 с.
34. Сухих, И. Русская литература. ХХ век: В.В.Маяковский: Футуризм. История любви, Художественный мир Маяковского / И.Сухих /// Звезда. – 2009. - № 7. – С. 193-221.
35. Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 353 с.