Фрагмент для ознакомления
2
Конфликт представляет собой весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность исследования которого в большинстве своем находится в зависимости от качества исходных методологических и теоретических предпосылок и применяемых методов [25, с.134].
Внутриорганизационными конфликтами привлекается достаточно пристальное внимание как разного рода исследователей, так и практиков, которыми рассматриваются они в качестве одного из факторов, способных оказать воздействие на эффективность функционирования компании. Следовательно, понимание основ конфликтного взаимодействия выступает в качестве одной из важнейших задач не только для руководящего состава компании, но и непосредственно для служб по управлению персоналом.
Понятие внутриорганизационного конфликта выступает в качестве одного из определяющих в образовании личности работника, именно в связи с этим исследованием данного вопроса длительное время занимались представители большинства управленческих школ.
Представители ранних школ управления, включая и сторонников школы человеческих отношений, имели мнение, что конфликт является при¬знаком неэффективной деятельности компании и плохого его управле¬ния. Необходимо заметить, что в науке по управлению отношение к внутриорганизационным конфликтам со времени изменяется от понимания их в качестве фактора исключительно отрицательного воздействия к рассмотрению конфликтов в виде индикатора нужных изменений в определенных аспектах функционирования компании и инструмента ее развития. Некоторые авторы отмечают, что достаточно высокий уровень гармоничности и стабильности могут приводить к уменьшению уровня эффективности в деятельности компании, тем самым ими признается положительное воздействие на ее развитие определенного уровня конфликтности.
Что же такое внутриорганизационный конфликт? Необходимо представить разного рода определения.
Авторы многих научных исследований в сфере управления организационными конфликтами Б.С. Волков и Н.В. Волкова считают, что внутриорганизационный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон в организации [9, с.26].
По словам исследователя такой же темы В.Р. Веснина, под внутриорганизационным конфликтом понимают столкновение противоположно направленных тенденций, во взаимоотношениях людей, их объединениях формального и неформального характера, которое обусловлено различием взглядов, позиций и интересов [8, с.146]. Иначе можно сказать, что конфликт представляет собой явление многоуровневое, в качестве ключевого элемента которого выступает разногласие между отдельно взятыми членами (группами членов) компании.
Следовательно, в разного рода определениях конфликта можно усмотреть некую общую черту, которая указывает на то, что в основе данного феномена заложено определенное противоречие между вовлеченными субъектами.
Можно сделать общий вывод, что внутриорганизационный конфликт можно определить тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации в общем) вызывает расстройство интересов иной сторо-ны, которое порождает ответное противодействие иной стороны и, в результате, ведет к уменьшению уровня эффективности совместной работы, росту уровня риска, прекращению совместной деятельности или иного рода последствиям негативным негативного характера.
В литературе есть большое количество различных классификаций внутриорганизационных конфликтов
С точки зрения причин внутриорганизационного конфликта, выделяются [10, с.164]:
- конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние или результат деятельности в будущем;
- конфликт познания состоит в том, что участники конфликта имеют несовместимые (альтернативные) взгляды, идеи по решаемой проблеме;
- чувственный конфликт имеет место тогда, когда у участников кон-фликта различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты наиболее трудно разрешаются, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают [14, с.51]:
- адаптационный конфликт связан зачастую с переходом на новое место работы. Он является результатом резкого качественного изменения системного окружения, новых требований;
- конфликт взаимоотношений руководитель-подчиненный. Этот тип конфликта связан с личностными особенностями их участников;
- конфликты, связанные с ошибками. Такой тип конфликтов отмечен в 15% случаев от общего количества конфликтов в организациях. Конфликты, определяемые такими ошибками, выполняют функции получения эмоционально окрашенной информации о системном окружении. Например, изменение отношения к людям происходит на основе установления в ходе конфликта закономерности: «со временем люди изменяются». Интересно также и то, что 6% конфликтов связано с ошибками других людей, а 9% - с собственными;
- конфликт-противостояние. Данный тип конфликтов связан с противопоставлением мнения одного человека групповому воздействию.
С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения;
- внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющий на результаты работы группы или организации в целом;
- межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
- горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости;
- вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п. [17, с.802]
С точки зрения возникших последствий внутриорганизационные конфликты делятся на:
- при конструктивном (функциональном) разрешении конфликта создаются предпосылки для нормализации эмоционального фона: смягчается враждебность, настороженность, уменьшается чувство несправедливости, формируются установки на сотрудничество, социальную активность;
- при деструктивном развитии конфликта возникает отрицательный эмоциональный фон, нарушаются социальные связи, возникают установки конфликтного взаимодействия, препятствующие в дальнейшем рациональному поведению в подобных ситуациях;
У всех видов конфликтов имеется не только негативная окрашенность, но порой даже они являются желательными в некоторых ситуациях, в связи с тем, что, во-первых, дают сведения о проблемах, во-вторых, делают лучше уровень взаимопонимания, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают определенную разрядку психологической напряженности, в-четвертых, являются стимулом появления новых идей, инициатором обновления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001?index=0&rangeSi ze=1.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации Части первая, вторая, третья и четвертая. Официальный текст : текст Кодекса приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г. – М.: Эксмо-Пресс, 2024. - 688 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст : текст Кодекса приводится по состоянию на 1 июня 2023 г. - Текст : электронный // СПС Гарант. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/3002:12.
4. Абдыжалиева, А.С. Конфликт: понятие, классификация и причины возникновения / А.С. Абдыжалиева // Вестник Башкирского государственного университета. - 2022. - №1. - С.80-83.
5. Алексеев, Д.А. Организационные конфликты: понятие, сущность, особенности управления / Д.А. Алексеев // Научный Лидер. – 2023. - №28. – С.59-63.
6. Алиев, И.М. Экономика труда: учебник и практикум для вузов / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 486с.
7. Анцупов, А.Я. Конфликтология. – 8-е изд.: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2023. – 560с.
8. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект. – 2019. – 704с.
9. Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. – М.: Академический проспект, 2020. – 356.
10. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - М.: Инфра-М, 2019. - 304 с.
11. Гайирбекова, Д.Г. Конфликты в организации / Д.Г. Гайирбекова // Мировая наука. - 2020. - №2. - С.45-47.
12. Дегтярев, М.С. Эффективное управление конфликтами в сфере управление / М.С. Дегтярев // Вестник науки. – 2024. – Т.2. - №1. – С.75-77.
13. Заманова, И.Ф. Конфликты в организации: виды и сущность / И.Ф. Заманова, Г.Н. Тутаева // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Белгород: БелГИИиК, 2021. - С.219-222.
14. Илларионов, Ю.Н. Внедрение организационного конфликт-менеджмента в систему управления в современных условиях / Ю.Н. Илларионов, В.Л. Бойко // Аудит. - 2022. - №6. - С.50-53.
15. Иноземцева, А.С. Реализация технологий и условий управления конфликтами // Академическая публицистика. – 2023. - №1-2. – С.214-219.
16. Кириллов, Е.И. Методы совершенствования системы управления персоналом в условиях организационного конфликта / Е.И. Кириллов, Н.Р. Ременюк // Конфликтология. – 2022. – Т.17. - №1. – С.125-134.
17. Котовщикова, А.А. Влияние ограниченности ресурсов на организационные конфликты / А.А. Котовщикова // Трибуна ученого. - 2021. - №1. - С.801-803.
18. Крылова, Т.В. Социальные механизмы регулирования организационных конфликтов / Т.В. Крылова, М.А. Семенышева, А.В. Лелекова // Наука Красноярья. – 2022. – Т.11. - №1-3. – С.91-96.
19. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В.М. Маслова. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 451с.
20. Матыцина, Н.П. Управление конфликтами в организации / Н.П. Матыцина, Н.Н. Синицын // Символ науки: международный научный журнал. – 2023. – Т.1. - №12-1. – С.152-154.
21. Мясоедов А.И. Организационные конфликты: причины, последствия и средства их устранения // Журнал социологических исследований. - 2023. - Т.8. - №2. - С.45-54.
22. Нгуен Д.М. Диагностика конфликтов в структуре организации / Д.М. Нгуен, С.Л. Жаркова // Сборник статей магистрантов ММА 2020. - М.: ММА, 2020. - С.136-139.
23. Сидельников, А.А. Управление организационными конфликтами / А.А. Сидельников // Via Scientiarum – Дорога знаний. – 2022. - №2. – С.68-72.
24. Тузова О.Н. Управление конфликтами в организации: учеб. пособие / О.Н. Тузова, И.А. Сенкевич. - Мурманск: МАГУ, 2021. - 102с.
25. Шарыгина, О.Л. Проблемы организационно-функциональной структуры организации и перспективы применения системы конфликт-менеджмента / О.Л. Шарыгина // Научный журнал молодых ученых. – 2020. - №4. – С.134-141.