Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность: Жизненный путь человека — это процесс развития личности в определённом обществе, в рамках определённой эпохи и поколения. Фазы этого пути определяются историческими событиями, изменением методов воспитания, образа жизни и системы взаимоотношений, а также набором ценностей и жизненных целей, которые определяют смысл существования индивида. Изучение особенностей ценностей стало актуальным направлением исследований, и Виктор Франкл занимался этой проблемой. Он отмечал, что вопрос ценностей актуален для людей во всём мире.
Смысл жизни может быть ценностью для индивида, а также определять выбор ценностей, которыми человек руководствуется в своей жизни. Люди по-разному воспринимают различные аспекты смысла жизни, такие как прошлое, настоящее и будущее. Все аспекты смысла жизни связаны с ценностями, включая духовное удовлетворение и достижения. Осмысленность также связана с творчеством, саморазвитием и сохранением индивидуальности.
Осмысленность социальных взаимодействий связана с осмысленностью процесса, а осмысленность результата — с развитием личности. Осмысленность будущего имеет обратную связь с уровнем материального благополучия. Все аспекты смысла жизни и такие ценности, как креативность, активное взаимодействие с социумом, личностное развитие, достижения, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности, тесно взаимосвязаны: чем выше осмысленность, тем сильнее проявляются эти ценности.
Однако существует обратная связь между общей осмысленностью, осмысленностью будущего и собственным престижем, а также уровнем материального благосостояния. Это означает, что чем более осмысленной является жизнь в целом и её будущее, тем менее важными становятся эти ценности.
Ценности – это понятия, которые играют значительную роль в жизни человека и общества. Они определяют то, что мы считаем значимым, важным и ценным, и влияют на наши убеждения, поведение и выборы.
Методы изучения ценностей являются важной областью исследований в социологии, психологии, философии и других областях науки. Их изучение позволяет понять, какие ценности преобладают в обществе, как они формируются у людей, и как они влияют на наше поведение и принятие решений.
Объект исследования: ценности человека.
Предмет исследования: методы изучения ценностей.
Цель исследования: рассмотреть основные методы изучения ценностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «ценности» и ценностные ориентации как объект исследования в психологии.
2. Выявить изучения ценностных ориентаций личности.
3. Провести диагностику ценностей младших школьников.
4. Проанализировать результаты экспериментального исследования ценностных ориентаций личности.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие «ценности» и ценностные ориентации как объект исследования в психологии
Ценности каждого человека — это сложный, динамичный и противоречивый мир. Каждый человек воспринимает события своей жизни избирательно, оценивая их важность и формируя своё отношение к ним. Ценностями для человека являются те вещи, которые имеют особое значение для него лично или для общества в целом. Ценность — это представление о том, что важно для человека, группы или общества, и выражается в убеждениях и поведении людей [1, с. 90].
Ценности — это идеалы, цели и ориентиры, к которым стремится человек и общество. Среди общепринятых ценностей можно выделить любовь, престиж, уважение, знания, деньги, здоровье и другие. Внутригрупповые ценности бывают политическими, религиозными и индивидуальными (личностными). Ценности образуют систему, которая меняется в зависимости от возраста и обстоятельств жизни [16, с.155]. Ценности играют важную роль в жизни человека, обеспечивая ориентиры и поддерживая социальный порядок. Они также служат инструментом социального контроля.
В научной литературе представлено множество определений понятия «ценность», что, согласно Н. Решеру, свидетельствует о стремлении учёных к упорядочиванию исследований в этой области. В нашей работе мы рассмотрим и сравним точки зрения различных авторов на проблему ценностей.
Многие исследователи выделяют два основных аспекта ценности: значимость (Тугаринов В. П., Архангельский Л. М., Фролов И. Т., Щепаньский Я., Наумова Н. Ф.) и вторичность, обусловленную человеческим существованием (Фролович Л. Н., Архангельский Л. М., Здравомыслов А. Г., Ядов В. А., Рубинштейн С. Л.).
Также следует отметить специфику изучения ценностей в рамках различных дисциплин. Философские исследования характеризуются масштабностью и рассмотрением ценностей в историческом и культурном контексте. Социальные и социально-психологические исследования акцентируют внимание на чётком разграничении понятий «ценность», «потребность», «цель», «норма» и «ценностные ориентации», а также предлагают классификацию ценностей на основе различных критериев (Косова Л. Б., Попова И. М., Лапин Н. И., Рокич М., Шварц Ш.) и анализ структуры ценностей личности.
Формирование индивидуальной системы ценностей играет ключевую роль в процессе социализации, благодаря которому человек становится полноценным членом общества, взаимодействуя с другими людьми.
Ценностная структура личности формируется в ходе активного освоения индивидами общественного содержания, представленного в материальных и духовных культурных продуктах. Личные ценности обычно обладают высокой степенью осознанности и выражаются в виде ценностных ориентаций, которые служат важным механизмом регулирования социальных отношений и поведения индивидов [4, 11].
Ценностные ориентации — это ключевые элементы внутренней структуры личности, сформированные на основе жизненного опыта индивида и его переживаний. Они определяют границы между значимыми и существенными аспектами жизни для конкретного человека и теми, которые считаются менее важными [7, с. 15].
Понятие ценностных ориентаций возникло в послевоенной социальной психологии как аналог философской концепции ценностей, но чёткое разграничение между ними всё ещё не проведено. Различия могут быть основаны на параметрах «общее — индивидуальное» или «реально действующее — рефлексивно сознаваемое», в зависимости от признания существования индивидуально-психологических форм ценностей, отличных от их осознания [2, с.35].
Философский подход предполагает, что ценностные ориентации играют ключевую роль в формировании личности, обеспечивая её устойчивость, последовательность действий и направленность интересов. Развитая система ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости личности и её социальности.
Устойчивые и непротиворечивые ценностные ориентации способствуют формированию таких качеств, как целостность, надёжность, верность принципам и идеалам, способность к волевым усилиям ради этих ценностей, а также активная жизненная позиция. Противоречия в ценностных ориентациях приводят к непоследовательности в поведении, а их неразвитость указывает на инфантильность и преобладание внешних стимулов во внутренней структуре личности [20, с. 789].
В социальной психологии термин «ценностные ориентации» рассматривается в двух аспектах:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания для оценки субъектом реальности и ориентации в ней;
- способ классификации объектов по степени их важности. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах личности [18, с.373]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Для осуществления ценностных предпочтений человеку необходим предмет, имеющий стоимость. Хотя эти понятия имеют много различий, цена и ценность тесно взаимосвязаны через реализацию и укрепление ценностных отношений. Например, невозможно считать кого-то добрым, если он никогда не делился хлебом с другими людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 1991. С. 19-44.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин.М. :Юнити-Дана, 2013. 112 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2019. 448 с.
4. Бесаева А. Г. Ценностно-смысловая сфера личности в структуре психологического знания, 2018. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-vstrukture-psihologicheskogo-znaniya. Дата обращения: 11.06.2024
5. Беспутина И. Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 106–110.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. СПб. : Питер, 2012. 154 с.
7. Генберг Е. Профессия «Психолог»: чем занимается, сколько получает и где учиться. [Электронный ресурс] URL: https://checkroi.ru/blog/professiya-psiholog/. Дата обращения: 11.06.2024
8. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников / С. Н. Гончар. Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. 17-19. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2495/. Дата обращения: 11.06.2024
9. Дацишина И. А. Смысл жизни как объект психологического исследования. [Электронный ресурс] URL: https://akme31.narod.ru/7.html. Дата обращения: 11.06.2024
10. Заплатина Н. Е., Катунова В. В. Анализ системы жизненных ценностей юношества на примере студентов направления психологии 2017. [Электронный ресурс] URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sistemyzhiznennykh-tsennostej-yunoshestva-na-primere-studentov-napravleniyapsikhologii.html. Дата обращения: 11.06.2024
11. Казарян, А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп / А. А. Казарян. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 438-443. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/204/50113/. Дата обращения: 11.06.2024
12. Лебедева Н. Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников: монография / Н. Н. Лебедева. М. : Наука Флинта, 2015. 85 с.
13. Левщанова В. В. Тенденции индивидуальных различий смысложизненных ориентаций у студентов-психологов. Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-individualnykh-razlichijsmyslozhiznennykh-orientatsij-u-studentov-psikhologov.html. Дата обращения: 11.06.2024
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / 2-е издание, стереотипное. Москва : Смысл: Академия, 2005. 352 с.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009. 512 с.
16. Лукьянов А. С. Психодиагностика: курс лекций: учебное пособие; Северо-Кавказский федеральный университет. Ставрополь: СевероКавказский Федеральный университет (СКФУ), 2018. 325 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Питер, 2003. 351 с.
18. Матяш, Н. В. Возрастная психология: учебное пособие/ Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 268 с.
19. Мир педагогики и психологии №4(9) Апрель, 2017. Левщанова В. В., Катунова В. В. Тенденции индивидуальных различий смысложизненных ориентаций у студентов-психологов. [Электронный ресурс] URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-individualnykhrazlichij-smyslozhiznennykh-orientatsij-u-studentov-psikhologov.html. Дата обращения: 11.06.2024
20. Пилишвили Т. С., Савушкина А. И., Данилова А. Л., Соруко Торрес Н. К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 4. С. 126–156.
21. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 4. С. 69-75.
22. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563–575. [Электронный ресурс] URL: http://philsoc.psu.ru/vestnik/183-nauka/vypusk-4- 32-2017/psikhologiya/843-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-sushchnostdeterminanty-mekhanizmy-razvitiya. Дата обращения: 11.06.2024
23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Изд. Институт общегуманитарных исследований, 2016. 258 с.
24. Роженцова О. Профессия психолога: как им стать и сколько можно зарабатывать. А еще чем психолог отличается от психотерапевта и психиатра. 2022. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/life/news/631889fb9a794732c78ad428. Дата обращения: 11.06.2024
25. Саковская О. Н. Ценностные детерминанты предпочитаемых копинг-стратегий // Вестник Ярославского государственного (41). С. 99-102. [Электронный ресурс] URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/vyrgu/article/viewFile/554/465. Дата обращения: 11.06.2024
26. Самыкина Н. Ю. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации. Самара: Изд-во «Универсгрупп», 2007. 148 с.
27. Старовойтенко Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Трикста, Академический проект. 2004. 256 с.
28. Франкл В. О смысле жизни. Изд-во «Альпина нон-фикшн». 2022. 164 с.
29. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: дисс. канд. психол. наук. М., 2015. 194 с.
30. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.
31. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
32. Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach. N.Y.: FreePress, 1973.