Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы, касающейся полномочий и роли участников бюджетного планирования и прогнозирования, приобретает особое значение в условиях меняющегося экономического ландшафта. Современная экономика требует от государственных структур высокой степени гибкости и адаптивности в управлении финансовыми ресурсами. Это становится особенно важным в период глобальных экономических изменений, когда надежное и эффективное бюджетное планирование становится залогом устойчивого развития страны.
Процесс бюджетного планирования является основой государственной финансовой политики. Он включает в себя определение приоритетов, распределение ресурсов, а также контроль за их использование. От того, насколько качественно и профессионально выполняются эти функции, зависит успешность реализации государственных программ, стабильность финансовой системы и возможность адаптации к новым экономическим вызовам.
Главными участниками процесса бюджетного планирования и прогнозирования выступают органы государственной власти, такие как Министерство финансов, Центральный банк и профильные министерства и ведомства. Разнообразие функций и широкий спектр интересов этих институций требует четкого разграничения полномочий и задач, чтобы избежать возможных конфликтов и обеспечить слаженную работу всей системы финансового управления.
Совместная работа этих органов предполагает наличие четко установленных регламентов и процедур, которые обеспечивают взаимную согласованность действий и прозрачность процесса. Одним из ключевых принципов в этом контексте является принцип субсидиарности, предполагающий распределение полномочий между уровнями управления в зависимости от их компетенций и ресурсов.
Цель работы – исследование полномочий и роли участников бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и значение бюджетного планирования и прогнозирования;
-изучить участников бюджетного планирования и прогнозирования;
-выполнить анализ структуры и исполнения бюджета РФ;
-провести анализ работы участников над составлением бюджетного планирования и прогнозирования.
Предметом исследования - бюджетирование в рамках системы финансового планирования.
В работе использовались общенаучные методы исследования: методы системного и сравнительного анализа, методы группировки и факторного анализа; методы экономико-статистического анализа, методы экспертных оценок и др.
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области анализа финансового состояния предприятий: Албастов А.Д., Алиев С.Д., Баженов Ю. К., Вечканова Г.Р., Егорова Н.Е., Лукасевич И.Я., Львов Ю.А., Лях Д.Д., Морозова О.Л., Никитина С.К., Ременников В.В., Серов С.Д. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Новизна работы. Научная новизна результатов исследования заключается в развитии научных основ программно-целевого бюджетирования и в разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетного планирования и прогнозирования
1.1 Понятие и значение бюджетного планирования и прогнозирования
Значение и роль бюджетного прогнозирования и планирования в системе экономического регулирования определяются их взаимосвязью и тем фактом, что прогнозирование служит основой для разработки, подготовки, анализа и утверждения планов. Прогнозирование формирует направления для развития планирования и создания планов, учитывающих специфику текущих и будущих ситуаций: на ближайшую перспективу, среднесрочный период и долгосрочное будущее [Золотарева 2021: 147].
Бюджетное прогнозирование опирается на анализ структуры доходов и расходов бюджета и возможных сценариев их изменения в будущем, учитывая текущую и долгосрочную экономическую и социальную политику государства, региона или муниципального образования. Прогнозы предоставляют основу для планирования, формируя ориентиры для движения национальной экономики в условиях динамично изменяющейся внешней экономической среды.
Существует несколько подходов к определению планирования и планов.
Так, Н.А. Шевелев утверждает, что «план — это решение по комплексу мероприятий, устанавливающее порядок, последовательность, сроки и методы выполнения», а планирование он определяет как «проекцию в будущее действий для достижения заранее установленных целей с использованием определенных средств, преобразовывая информацию о будущем в директивы для целенаправленной деятельности» [Шевелев 2022: 157].
Другие советские экономисты разделяют процесс на три этапа: сначала прогнозирование как определение альтернатив развития; затем, на основе прогноза и прочих данных, формулируются цели, используя стратегические ориентиры; и, наконец, разрабатываются и окончательно выбираются пути и методы достижения этих целей, то есть планирование.
Еще одна группа экономистов определяет прогноз как «высказывание о ненаблюдаемом событии, соответствующее следующим критериям:
невозможно сразу определить его истинность или ложность;
оно указывает временной или пространственный интервал, в пределах которого произойдет предсказанное событие;
существует способ проверки метода прогнозирования, априорной оценки вероятности события и проверки его осуществления».
Д. В. Дементьев предлагает следующее определение финансового планирования: «финансовое планирование — это управленческая деятельность по разработке финансовых планов для различных направлений деятельности предприятия, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии на предстоящий период» [Дементьев 2020: 99].
Финансовый план они описывают как «документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до года) и долгосрочный (свыше года) периоды».
Некоторые экономисты считают, что прогноз представляет собой самостоятельное научное исследование, обладающее собственной логикой и методикой, включающее качественный и количественный анализ и имеющее научную ценность независимо от результатов планирования.
С.М. Омирбаев определяет план-прогноз как «программу действий коллективов предприятий и организаций в ближайшем будущем, требующую для реализации определенные ресурсы: трудовые, материально-технические, финансовые и другие» [Омирбаев 2020: 248].
Суть данного определения верна, однако в современных условиях оказывается довольно сложным составить максимально точный прогноз на базе данных предприятий. При плановой экономике результаты работы предприятий закладывались в экономическое и бюджетное планирование, и выполнение плана (или его отклонение) было четко прослеживаемо, так как они напрямую зависели от государственного финансирования и заказов.
В условиях рыночной экономики деятельность предприятий менее зависима от государства и гораздо больше реагирует на действия и финансовое состояние контрагентов. Поэтому, разработка оптимистичных или реалистичных планов (прогнозов) часто плоха, так как прогнозы не могут учитывать множество объективных факторов, что отрицательно сказывается на их точности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
2.Арсланбекова А.З. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в российской федерации // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 31-35.
3. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2023. - № 9. - С. 691 - 695.
4.Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в российской федерации//Вестник Волгоградского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 159-169
5.Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Наука, 2020. - 332 с.
6.Дорофеев М.Л. Проблемы реализации программно-целевого метода бюджетных расходов в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. - 2020. - № 1. - С. 13-21
7.Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник – М.: КноРус, 2021. - 400 с.
8.Калинина Л.Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2021. - № 1. - С. 68 - 74.
9.Караваева Ю.С. Бюджетная система России – М.: Глобол, 2019. - 165 с.
10.Кремлева В.В. Расходы бюджета РФ в условиях кризиса // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 57-60
11. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2023. - 496 с.
12.Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2021. - № 9. - С. 17 - 21.
13. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2021. - № 8. - С. 15 - 18.
14. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2020. - 352 с.
15. Нечаев А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2020. - 272 с.
16.Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник - М.: Дашков и Ко, 2023. - 336 с.
17.Омирбаев С. М. Государственный бюджет: учебник – М.: Глобол, 2020. - 632 с.
18. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 147 с.
19. Сулакшина, С.С. Бюджет и налоги в экономической политике России: монография. — М.: Научный эксперт, 2020. — 240 с.
20.Федосов В. А. Бюджетная система Российской Федерации; Книга по Требованию, 2023 – 224 c.
21.Шевелев Н. А. Бюджетная система России – М.: Наука, 2022 – 280 с.
22.Шуваева, Е.А. Проблемы формирования доходов бюджета //Альманах мировой науки. – 2021. – № 2-4 (2). – С. 124.
23.Щеголева Н. А., Леонова Т. А. Бюджетная система Российской Федерации – М.: МаркетДС, 2023 – 168 c.
24.Якушин П. И. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Наука, 2021. - 344 c.
25.Отчетность по исполнению бюджетов - https://www.budget.gov.ru