Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день, в условиях формирования и постоянного непрерывного развития демократических обществ, наибольшую значимость для международного сообщества представляют права и свободы человека. Сформированные и поддерживаемые международными обычаями и стандартами, а также внутригосударственными конституционными актами, они являются важнейшим аспектом цивилизованности и развитости государств. Их объемы и меры реализации во внутригосударственной сфере считаются ключевым показателем уровня жизни населения.
Ключевой задачей международных организаций и государств, а также любого современного общества и человека в отдельности является защита прав и свобод. В полной мере это возможно достичь только при условии тотального контроля за реализацией, мощных механизмов защиты и развитых конституционных гарантий таких прав. Такое возможно в полной мере именно в демократической системе. Это стоит привязать к тому, что в основе демократии лежит метод коллективного принятия решения, что оказывает сильное влияние на развитие прав и свобод человека, поскольку человек – ключевое звено в рамках данного строя.
Цель курсовой работы – рассмотреть теорию прав человека в современном мире.
Задачи курсовой работы:
1. Представить универсальные международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина и их содержание.
2. Рассмотреть международные инструменты защиты прав и свобод человека и их применение.
Объект работы – это международно-правовые акты о защите прав и свобод человека.
Предметом работы предстают определившиеся правоотношения в области защиты прав и свобод человека в рамках международного права и конституционного законодательства Российской Федерации.
Теоретическую и нормативную базу исследования составляют труды ученых и ведущих специалистов в области права: Б. А. Страшун, Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов, А. В. Малько, Ф.М. Рудинский, Е. Н. Рахманова, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин.
Исследование осуществляется с помощью следующих научных методов: анализ, синтез информации из документов, методы обобщения и построения аналогий для формулирования выводов, общенаучные методы индукции и дедукции, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Универсальные международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина и их содержание
1.1. Всеобщая декларация прав человека как основа международной системы права
Всеобщая декларация прав человека была общепринята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года . В преамбуле Декларации провозглашается, что она является «общим стандартом достижения всех народов и всех наций». Декларация подтверждает основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, и многие из этих прав в настоящее время считаются получившими статус обычного международного права, включая право на жизнь, свободу от рабства, свободу от пыток и право на справедливое судебное разбирательство.
Всеобщая декларация прав человека считается сегодня даже более значимой, чем когда она была принята более 70 лет назад. Декларация, переведенная на сотни языков, является самым известным в мире документом по правам человека. Это был проект группы провидцев из различных профессиональных, культурных и религиозных кругов, работающих в недавно созданной Комиссии ООН по правам человека.
В Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 г., говорилось, что «поощрение и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» является одной из главных целей ООН, но не более подробно о том, что представляют собой права человека. Вместо этого было принято решение разработать международный билль о правах после вступления Хартии в силу. Однако растущая напряженность между двумя основными геополитическими блоками (начала эскалация холодной войны) привела к решению разработать необязательный документ, который позже будет сопровождаться юридически обязывающим соглашением.
Проект, предложенный Комиссия по правам человека активно обсуждалась и тщательно изучалась в Генеральной Ассамблее ООН представителями 58 тогдашних государств-членов ООН. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию 10 декабря 1948 года. Хотя ни одно государство не стало голосовать против, однако восемь государств - шесть государств советского блока, которые тогда были представлены в ООН, вместе с Саудовской Аравией и Южной Африкой - воздержались. Декларация стала первым глобальным документом по правам человека, установившим общий стандарт, к которому должны стремиться все страны.
Признание неотъемлемого достоинства и равноправных и неотделимых прав всех людей является центральным принципом Декларации. Он был вдохновлен верой в то, что ужасные действия, совершенные во время Первой и Второй мировых войн, коренились в пренебрежении правами человека и что только уважение этих прав может привести к прочному миру. Декларация установила неотъемлемый характер индивидуальных прав в отличие от дискреционной власти государства, тем самым заложив основу новой международной системы, в которой государства могли бы нести ответственность за то, как они обращаются со своими подданными .
Декларация не была связана с конкретной религиозной или философской основой; скорее это было основано на «общем понимании» прав человека. Оно выделяет гражданские и политические права, такие как право на жизнь, свободу, свободу слова и неприкосновенность частной жизни. Оно также включает экономические, социальные и культурные права, такие как право на социальное обеспечение, здоровье и образование. Декларация поддерживает социальные и экономические права как не менее важные, чем гражданские и политические права, и вносит значительный вклад в признание последних. На момент ее принятия социальные и экономические права лишь постепенно находили свое юридическое признание в либеральных демократиях (например, они были закреплены в преамбуле к Конституции Франции 1946 г.).
Декларация не несет обязательной юридической силы, но содержащиеся в ней права постепенно закрепляются в различных международных конвенциях по защите прав. Однако не все государства ратифицировали эти конвенции; там, где они были ратифицированы, реализация все еще несовершенна. Декларация остается центральным ориентиром для всех тех, чьи права человека недостаточно признаны и защищены. Считается, что по крайней мере часть прав, закрепленных в Декларации, представляет собой обычное международное право и как таковое является общеобязательным. Например, Генеральная Ассамблея ООН придерживается такой точки зрения, учитывая, что все государства-члены ООН должны поощрять и охранять права человека и основные свободы, изложенные в Декларации, среди других международных документов. Универсальный периодический обзор Совета ООН по правам человека базируется на Декларации, помимо остальных документов по правам человека, подтверждая ее статус универсальной основы. Декларация послужила источником вдохновения для многих национальных конституций (согласно одному источнику, не менее 90) во всем мире. Он прямо упоминается в ряде действующих национальных конституций, таких как конституции Португалии, Румынии и Испании .
Создание Европейских экономических сообществ было напрямую связано с послевоенным контекстом и желанием избежать будущих войн – желанием, которое также лежит в основе Декларации. Декларация была основным источником информации для разработчиков Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ, центральный документ Совета Европы), которая была подписана в ноябре 1950 года и к которой сейчас присоединился ЕС, обязаны присоединиться на основании своих договоров. ЕСПЧ несколько раз ссылается на Декларацию в своей преамбуле, и многие ее статьи вдохновлены Декларацией и основаны на ней. Однако ЕКПЧ ограничивается гражданскими и политическими правами, поскольку ее составители считали экономические и социальные права слишком противоречивыми и трудными для обеспечения соблюдения.
Сегодня Декларация играет важную роль в руководстве внешней политикой ЕС и является полезным справочником о том, как ЕС понимает основные права. Хотя в Договоре ЕС прямо не упоминается Декларация, он предусматривает строгое соблюдение и развитие международного права, в том числе уважение принципов Устава ООН. Более того, согласно статье 21 Договора о Европейском Союзе, внешняя политика ЕС должна продвигать универсальность прав человека – ядро Декларации.
Декларация является важным источником информации о законодательстве и политических документах ЕС. Например, в пункте 9 постановления 2014 года, учреждающем инструмент финансирования демократии и прав человека повсюду, говорится, что «Вклад Союза в демократию и верховенство закона, а также в поощрение и защиту прав человека и основных свобод основан на Всеобщей декларации прав человека [среди других международных договоров]». Директивы о борьбе с дискриминацией содержат ссылку на право на равенство перед законом и защиту от дискриминации для всех лиц, как это закреплено в Декларации. Директива 2016 года об укреплении некоторых аспектов презумпции невиновности и права быть на судебном разбирательстве ссылается на статью 11 Декларации в своих преамбулах. Многие двусторонние соглашения - например, недавние торговые соглашения с Канадой, Японией и Сингапуром - включают прямую ссылку на Декларацию в своей преамбуле. Стандартная оговорка о правах человека включена во многие рамочные и/или торговые соглашения (например, соглашения ЕС с Республикой Корея (2010 г.), Центральной Америкой (2012 г.), Колумбией и Перу (2012 г.), Грузией (2013 г.) и Молдовой (2013 г.)) , также содержит прямую ссылку на Декларацию как на нормативную основу для соблюдения прав человека. Именно из-за своего необязательного характера Декларация могла сыграть значительную роль для ЕС в отношении прав человека, учитывая, что ЕС не смог присоединиться к обязательным договорам по правам человека, за исключением Конвенции 2006 года о правах инвалидов. Универсальный характер Декларации делает ее очень полезным инструментом для усилий ЕС по разработке единой политики поддержки прав человека и демократии.