Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Школьное математическое образование включает в себя такие направления, как арифметика, алгебра, геометрия, основы математического анализа, статистика и теория вероятностей. В свою очередь, алгебра направлена на создание инструментов для решения задач из самой математики, смежных дисциплин и реальной жизни.
Актуальность данной работы заключается в важности мотивационного аспекта обучения. Современные педагоги отмечают, что мотивация учеников остаётся основной проблемой обучения математике и представляет собой один из самых сложных этапов урока.
В концепции развития математического образования в России сказано, что одной из главных проблем является низкая учебная мотивация школьников, обусловленная общественной недооценкой значимости математики, перегруженностью учебных программ и устаревшими методическими материалами. Кроме того, отсутствуют учебные программы, которые соответствуют потребностям учеников и их уровню подготовки. Среди задач развития математического образования выделяется создание условий для учащихся с высокой мотивацией и выдающимися математическими способностями.
Методические аспекты формирования мотивации у школьников к учебно-познавательной деятельности при изучении математики в общеобразовательной школе исследовали такие ученые, как В.Г. Болтянский, М.Б. Волович, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, Т.А. Иванова, Ю.М. Колягин, М.А. Родионов, Г.И. Саранцев, Л.Н. Стефанова, Н.С. Подходова, Л.М. Фридман и другие.
Эффективное обучение математике невозможно без создания условий, при которых ученики направляют свои усилия на продуктивный процесс познания, проявляют личный интерес и понимают, что и зачем они делают. Без этих мотивов обучение не принесёт значимых положительных результатов. Мотивация – ключевой элемент структуры учебной деятельности, а для личности сформировавшаяся внутренняя мотивация является основным критерием её зрелости, заключающимся в том, что ребёнок получает удовольствие от самой деятельности и ценит её непосредственный результат (Б.И. Додонов).
Проблема исследования заключается в выявлении методических
особенностей организация стадии мотивации при изучении алгебры в 7-9
классах.
Объект исследования: процесс мотивации.
Предмет исследования: организация стадии мотивации при изучении алгебры.
Цель исследования: рассмотреть процесс организации стадии мотивации при изучении алгебры в 7-9 классах.
В соответствии с предметом и объектом исследования были
поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие стадии мотивации, используемые на уроках алгебры.
2. Проанализировать УМК Ю.Н. Макарычева по алгебре в 7-9 классах.
3. Выявить психолого-педагогические особенности организации стадии мотивации на уроках алгебры.
4. Обосновать методику организации стадии мотивации при изучении алгебры в 7-9 классах.
Работа состоит из двух глав, в которых содержится 6 параграфов,
введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список использованной литературы включает 37 наименований.
Глава 1. Теоретические основы организации стадии мотивации при изучении алгебры
1.1. Понятие стадии мотивации
Д. Б. Эльконин отмечал, что «особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью и результатом является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъекта деятельности. В этом принципиальное отличие учебной деятельности от любой другой, которая направлена на получение внешних результатов» [40, c. 127]. В учении и цель, и результат проявляются не во внешнем продукте, а в изменении обучающимся самого себя как субъекта деятельности.
В учебной деятельности значительную роль играет мотивационный аспект. Востребованность мотивации у учащихся является основой для их осознанной и успешной работы. В связи с этим, требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включают личностный результат, называемый «формированием мотивации к обучению и направленной познавательной деятельности» [30, с. 9].
Цель формирования учебной мотивации школьников заключается в том, чтобы с учётом всех компонентов мотивационной структуры и аспектов умения учиться, переводить учеников от отрицательного и нейтрального отношения к предмету к зрелому положительному отношению, характеризующемуся осознанностью и ответственностью.
Развитие учебной мотивации находится в центре внимания многих известных исследователей в области психолого-педагогической науки. Например, роль и значение мотивов в активизации учебной деятельности были изучены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. О психологических механизмах мотивации писали Е.П. Ильин и В.Э. Мильман; исследования по развитию учебной мотивации в образовательном процессе были освещены в трудах А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и Г.И. Щукиной и других ученых.
В психологии мотивация трактуется как:
- Совокупность мотивов, определяющих ту или иную деятельность [3];
- Иерархическая структура всей системы побуждений [24];
- «Все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.» [1];
- «Активное, деятельное состояние ученика, при котором реализуются его направленность, склонность и интерес к учёбе» [33].
Таким образом, психологи рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизненной активности человека, определяя его поведение и деятельность.
В педагогике мотивация характеризуется как изменяющаяся и порой противоречивая структура, состоящая из различных побуждений, где доминирующее побуждение может изменяться в зависимости от условий обучения и общения [18].
В то же время, отмечается, что развитие учебной мотивации лежит в основе работ многих деятелей педагогической науки. Например, роль и важность мотивов в активизации учебной деятельности исследовали Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев [16].
По мнению А.К. Марковой, «цель определяет направленность активности школьника на промежуточный результат, а в практической деятельности без умения школьника ставить цели и продумывать способы их достижения в учебной деятельности даже зрелые формы потребностей и мотивов остаются нереализованными» [18].
В начальных классах, как демонстрируют исследования, проведённые в рамках национальных исследований качества образования, уровень мотивации учащихся к изучению математики заметно высок. Это связано с тем, что содержимое предмета воспринимается детьми как простое и доступное для понимания, учитывая, что учителя часто используют примеры из повседневной жизни при объяснении новых тем. Однако в средней и старшей школе математика становится одним из самых трудных предметов, поскольку основывается на применении абстрактных концепций, не имеющих прямых аналогов в реальном мире, и каждое новое знание строится на предыдущем, что осложняет обучение тем, кто не усвоил предыдущие темы.
Особенности школьной математики включают высокий уровень абстракции применяемых понятий, сложную логическую структуру определений и теорем, направленность на освоение методов, а не просто запоминание информации. Важную роль играют математические задачи, которые часто требуют применения поисковых навыков, таких как доказательные рассуждения, геометрические построения и вычислительные операции. Существенными являются и внутрипредметные связи, возможность выражения фактов в терминах «математического языка» и особое «чувство красоты и изящества», проявляющееся в сжатом и емком выражении содержания.
Эти особенности создают специфический «математический фон», который значительно влияет как на текущую активность учащихся в учебном процессе, так и на их внутреннюю мотивацию к предмету. Подходы к мотивированию в классах с различным составом должны учитывать интересы учеников. Например, остаётся актуальной проблема повышения мотивации к математике среди гуманитариев, имеющих наглядно-образное мышление, богатое воображение и эмоциональность восприятия. Интерес к истории математики, увлекательным материалам и проявлению красоты математики в искусстве и природе также важен. Игнорирование этих характеристик осложняет процесс обучения, часто оставляя сложные логические структуры не усвоенными, что порождает неприязнь к предмету. Специфика такого контингента состоит в преобладании внешней мотивации над внутренней, склонности к алгоритмическому подходу и наличию психологических барьеров в области естественно-научных дисциплин [39, c. 264].
Педагоги и методисты активно обсуждают значимость мотивации в образовательном процессе и исследуют методики, способствующие стимулированию учеников.
Обычно мотивации уделяется особое внимание в начале учебной деятельности. Этот стартовый этап именуется мотивационным и направлен на формирование у учащихся установки на необходимость подготовки к освоению материала. На этом этапе ученики должны понять, зачем изучается конкретный раздел и в чём заключается основная задача обучения [13, с. 263]. Некоторые педагоги считают, что мотивация актуальна лишь на начальном этапе обучения. Так, М.А. Родионов указывает, что многие учителя ограничивают стимулирующие воздействия только началом изучения программных вопросов [20, с. 9].
Теоретические исследования, однако, свидетельствуют о необходимости мотивации на протяжении всего учебного процесса. А.К. Маркова и её коллеги отмечают, что «основная задача учителя - поддерживать мотивацию ученика на всех этапах урока: в начале, в процессе и в конце» [29, с. 60]. Психолого-педагогические исследования утверждают, что мотивация необходима не только для начала, но и при переходе к каждому новому действию в учебной деятельности (А.К. Дусавицкий). Каждый выполненный шаг укрепляет доминирующий мотив, стимулируя ученика к дальнейшим действиям [22, с. 68]. Успешное выполнение задачи придает результату и способу его достижения особую смысловую значимость (М.А. Родионов). Мотивация управляет последовательностью операций в методе обучения и способствует переходу к новым видам деятельности [12, с. 26].
В течение всего учебного процесса важными компонентами мотивации являются: побуждение к деятельности, стремление к успеху, эмоциональные переживания, познавательный интерес и активная позиция учеников. На начальном этапе эти факторы помогают учащимся осознать значение учебной деятельности и подготовиться к её выполнению. По мере выполнения учебных задач, они стимулируют соблюдение намеченного плана и достижение целей. При подведении итогов мотивационные компоненты способствуют критическому осмыслению выполненной работы и выявлению полезного опыта.
Многие педагоги и психологи (О.С. Гребенюк, Н.Н. Иванова, Н.А. Мамаева, А.К. Маркова, М.А. Приходько, М.А. Родионов, Н.Г. Свириденкова и др.) поддерживают идеи о необходимости поддержания мотивации на всех этапах учебного процесса.
Исследование роли мотивации в обучении помогает выявить её функции. Психологи выделяют такие функции мотивов, как стимулирующая, направляющая, регулирующая, управляющая, организующая, структурирующая, смыслообразующая, контролирующая и защитная. В учебном процессе мы сосредоточимся на четырех из них: стимулирующей, направляющей, регулирующей и смыслообразующей. Реализацию каждой из этих функций поддерживают определенные методики работы школьников.
Анализ литературы в области психологии и педагогики показал, что мотивация к учебной деятельности через принятие учебных задач поддерживается следующими педагогическими методами.
Демонстрация актуальности изучаемых знаний и навыков (Н.Г. Свириденкова), потому что «актуализация знаний помогает ученику осознать значимость предстоящей работы и оценить её посредством сопоставления со своими возможностями, что ведет к принятию или непринятию задачи» [27 с. 26];
Создание условий, связывающих задачу с жизненным опытом учащихся, демонстрация недостаточности текущего опыта, включение задачи в личностные планы учеников, опора на их индивидуальный стиль обучения и предпочтения, формы задания, вызывающие положительную эмоциональную реакцию [21, с. 66].
На начальном этапе можно использовать следующие виды побуждений:
- активация мотивов предыдущих достижений и относительной неудовлетворенности (А.К. Маркова, Н.А. Мамаева);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
2. Арнольд В.И. Математика и математическое образование в современном мире // Математическое образование. 1997. № 2.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
4. Васильева, Л. Г. Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках математики / Л. Г. Васильева // Совершенствование математического образования в школе : сборник научно-методических статей / Под ред. Г. Н. Суминой. – Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. – С. 19-26. – EDN XTQUBU.
5. Волович M.Б. Не мучить, а учить / О пользе педагогической психологии. - М., изд. Российского открытого ун-та, 1992. - 232 с.
6. Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: Педагогика, 1991. - 144 с. - (Б-ка учителя и воспитателя).
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 496 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М., 1984
9. Епишева О.Б. Воспитательная направленность обучения как основная проблема гуманитарного образования / О.Б. Епишева // Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Тюменский индустриальный университет (Тюмень), 2009. - С. 309-314.
10. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
11. Зверева, Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 787-792.
12. Иванова, Н.Н. Мотивационная технология обучения физике в основной школе: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Иванова Н.Н. М., 2004. 240 с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
14. Кашлач И.Ф. Роль мотивации и средства ее повышения при обучении математике / И.Ф. Кашлач, Е.Н. Южакова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. - № 4 (10). - С. 77-81.
15. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. – М.: Просвещение, 1977. - 111 с.
16. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М., 1971.
17. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.
18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М., 1990. – 192 с.
19. Новикова Л.Ю. Об усвоении учащимися некоторых понятий школьного курса математики. Модернизация содержания школьного образования: проблемы, решения, перспективы. Материалы Всероссийской конференции. Томск, 2003
20. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! М., 1998.
21. Приходько, М.А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/ Приходько М.А. Омск, 2008.229 с.
22. Родионов, М.А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 /. Родионов М.А. Саранск, 2001. 381 с.
23. Рожко, Н. А. Формирование мотивации учения школьников / Н. А. Рожко // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве : Cборник материалов XII всероссийской студенческой научной конференции, Елец, 21 апреля 2022 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. – С. 120-123. – EDN SJZXJT.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
25. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
26. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. - Саранск: ПО РАО Мордов. пед. ин-т, 2003. – 136 с.
27. Свириденкова, Н.Г. Вариативные учебные технологии как средство формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках физики: дис. .канд. пед. наук : 13.00.02 / СвириденковаН.Г. Екатеренбург, 1998. 175 с.
28. Селезнева Л.В. Урок ИГРА: «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЛЛИ». 6 классhttps://www.prodlenka.org/profile/251405
29. Современная методическая система методического образования: коллективная монография/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.; под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 413 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 12.12.2017).
31. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
32. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М. : Знание, 1983.
33. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2005.
34. Шайкина В. Н. Формирование готовности педагогов к мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-matematiki (дата обращения: 13.06.2024).
35. Шакирова, И. М. Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках математики / И. М. Шакирова, Ю. Н. Бурханова // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде : Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции, Гомель, 01 июля 2021 года / Редколлегия: Т.Г. Шатюк (гл. ред.) [и др.]. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. – С. 399-400. – EDN BLOKFJ.
36. Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., 1963
37. Ширяев К. Е., Матыцина Т. Н., Марголина Н. Л. Концепция развития математического образования и итоговая государственная аттестация // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-matematicheskogo-obrazovaniya-i-itogovaya-gosudarstvennaya-attestatsiya (дата обращения: 15.06.2024).
38. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина. – М., 1962.
39. Уткина Т. В. Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественнонаучного образования / Т. В. Уткина // Инновационная наука. – 2016. – № 6–2. – С. 263–267.
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с. : ил. – (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).