Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы устных упражнений по математике 6
1.1. Особенности устных упражнений в обучении математике 6
1.2. Основные принципы разработки систем устных упражнений по математике в 5-6 классах 8
1.3. Психологические аспекты эффективности устных упражнений для учащихся 5-6 классов 10
Глава 2. Методика проведения устных упражнений по математике 2.1. Виды и формы устных упражнений по математике 15
2.2. Принципы выбора и организации устных упражнений для учащихся 5-6 классов 16
2.3. Вовлечение учащихся в активную деятельность через устные задания 18
Глава 3. Разработка системы устных упражнений по математике для 5-6 классов 24
3.1. Устные упражнения по математике разных уровней сложности 24
3.2. Методические рекомендации по проведению устных упражнений на уроках математики в 5-6 классах 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Для современного образовательного процесса важен такой критерий, как эффективность. Эффективности можно достичь многими способами, в число которых входит разнообразие методов обучения и видов работы на уроках и внеурочных занятиях.
Одним из видов работы на уроках математики является устная работа учеников. Устные упражнения влияют на развитие разных видов памяти школьников, их логического мышления, речи и аналитических способностей.
Умение быстро и качественно анализировать и решать задания легкого/среднего уровня сложности, которое достигается путем регулярного решения устных упражнений, часто облегчает сдачу государственных экзаменов, что также немаловажно для каждого из учеников.
В процессе устной работы происходит установление контакта учителя с детьми. В процессе устного счёта на уроке учитель может легко проверить уровень и качество усвоения учебного материала учащимися.
Если раньше, в большинстве случаев, устные упражнения сводились лишь к счету, то сейчас это многообразие форм проведения данного вида работы. Правильно подобранные задания для устного решения помогут активизировать мыслительную деятельность учеников, побудить их к самостоятельному приобретению знаний и др.
Проблемами, связанными с развитием и формированием понятийного аппарата в той, или иной теме в области математики, занимались И.Г. Башмаков, Б.В. Гнеденко, В.Е. Прудников, А.П. Юшкевич и др. На уроках математики для закрепления математических понятий и категорий часто используют устные упражнения различной степени сложности.
Сегодня многие ученики не всегда чётко осознают, что математика как наука – это постоянно развивающаяся сфера человеческой деятельности и что она тесно связана с практикой и с другими науками.
Современный учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы школьники, приобретая знания и умения по математике, могли иметь возможность становиться свидетелями и соучастниками развития и трансформации математических понятий и идей.
Если использование устных упражнений на уроках станет систематическим, то с течением времени у школьников сформируются устойчивые математические компетенции.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования устных упражнений на уроках математики в 5-6 классах.
Объект исследования: процесс обучения школьников основной школы умению решать устные упражнения при изучении математики.
Предмет исследования: устные упражнения по математике в основной школе.
Задачи:
1. Изучить особенности устных упражнений в обучении математике.
2. Рассмотреть основные принципы разработки систем устных упражнений по математике в 5-6 классах.
3. Описать психологические аспекты эффективности устных упражнений для учащихся 5-6 классов.
4. Изучить виды и формы устных упражнений по математике.
5. Предложить принципы выбора и организации устных упражнений для учащихся 5-6 классов.
6. Рассмотреть способы вовлечения учащихся в активную деятельность через устные задания.
7. Предложить устные упражнения по математике разных уровней сложности.
8. Предложить методические рекомендации по проведению устных упражнений на уроках математики в 5-6 классах.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, анализ, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы устных упражнений по математике
1.1. Особенности устных упражнений в обучении математике
Устные упражнения являются важной частью урока математики. Под устными упражнениями по математике понимают решение специально подобранной системы задач, организующей и направляющей учебную деятельность учащихся на различных этапах урока. На решение устных упражнений отводится короткий промежуток времени на уроке.
С помощью устных упражнений у учителя появляется возможность получать непрерывную информацию о качестве усвоения школьниками учебного материала и принимать на этой основе необходимые решения по руководству учебным процессом [9].
Устные упражнения помогают развивать у учеников вычислительные навыки, быстроту мышления и умение концентрироваться. Они позволяют разнообразить формы работы на уроке и поддерживать интерес учеников к предмету. Регулярная устная работа школьников на уроках математики развивает их вычислительные навыки. Устные упражнения системно тренируют навыки быстрых устных вычислений учеников, что важно для успешного освоения математики.
При выполнении устных математических упражнений формируется логическое мышление школьников. Решение устных задач развивает умение анализировать условия и выстраивать логическую последовательность рассуждений. При работе над устными упражнениями происходит повышение концентрации внимания учащихся. Выполнение устных упражнений за ограниченное время приучает учеников быстро сосредотачиваться на задаче.
Существует три типа устных упражнений. Счет, включающий в себя все четыре арифметические действия является базовой формой работы. Могут быть использованы короткие задачи, на применение математических знаний. К ним можно отнести головоломки, занимательные математические задания, развивающие логическое мышление школьников.
Систему устных упражнений по математике можно создать для любой учебной темы, выбирая при этом подходящий тип заданий. К примеру, блоке тем геометрических фигур можно давать небольшие по объему задания на нахождение периметра и площади, определение видов углов, распознавание фигур и элементов, их составляющих, и др. [20].
Методика проведения устных упражнений сводится к следующему:
1. Организация процесса. Предусматривает четкое планирование учителем продолжительности, содержания и порядка выполнения устных упражнений.
2. Дифференциация. Выбор упражнений в соответствии с уровнем интеллектуального развития учащихся.
3. Обратная связь. Оперативный разбор ошибок и способов их исправления.
Чаще всего устная работа проводится в начале урока. Это необходимо для актуализации знаний школьников. На эту работу, как правило, отводится 6-8 минут от урока. Устная работа может проводиться на других этапах урока.
К примеру, на этапе первичного закрепления знаний можно дать учащимся задания базового уровня сложности на применение только что пройденной формулы. Здесь важно заранее оценить, справится ли класс с таким заданием. Прежде чем приступать к подготовке заданий, учитель должен выбрать форму работы: индивидуальную, групповую или фронтальную.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акимова С.М. Занимательная математика [Текст] / С.М. Акимова // Спб.: «Тригон». - 2017. – 608 с. - ISBN 987-5-9772-0162-9. — Текст: непосредственный.
2. Белобородова С.В. Об историко–генетическом методе [Текст] / С.В. белобородова // Математика в школе. – 2017. – № 6. – с.7–10. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
3. Бощенко, О.В. Математика. Итоговые уроки [Текст] / О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - под. ред. Фельдштейна Д.И.–М.: Междунар. пед. акад. - 2015. – 209 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
5. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
6. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
7. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
8. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
9. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках [Текст] / С.Г. Гиндикин //2–е изд.–М.: Наука,Гл.ред. физ.–мат.лит.; 2005–192 с. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
10. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
11. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов // М.: ИНТОР, 2016. – 544 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
13. Козина, М.Е. Элективные курсы в 8-9 классах [Текст] / М.Е. Козина. - Волгоград: Учитель, 2017. – 137 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
14. Куликова, Е.Н. Открытые уроки математики [Текст] / Е.Н. Куликова, Н.Н. Лямова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 84 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
15. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Паноценина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 160 с. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
16. Косян, А.С. Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии / А.С. Косян, Е.А. Калинина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50385/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
17. Колпакова, Д.С. GeoGebra как средство визуализации решения задач на уроках геометрии в 7 классе / Д.С. Колпакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48799/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
18. Келдибекова, А.О. Развитие пространственных представлений учащихся при решении геометрических олимпиадных задач / А. О. Келдибекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39079/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
19. Келдибекова А. О. Проблема развития пространственного мышления в школьном образовании [Текст] / А. О. Келдибекова, Б. А. Касымбаев. — Вестник ОГПИ. — Ош, 2015. - № 02 (12). — С. 203–208. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
20. Методика и технология обучения математике. Курс лекций [Текст] / под ред. Н.С. Стефановой, Н.С. Подходовой. –М.: Дрофа. -2005 г.– 416 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
21. Мещеряков В. В. Организация работы математического кружка учащихся 5–6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 6. — С. 91–95. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65219.htm. (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
22. Сагателова, Л.С. Геометрия: красота и гармония [Текст] / Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2007. – 158 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
23. Танкевич, Л. М. GeoGebra как средство решения стереометрических задач / Л. М. Танкевич, А. Е. Шкляр. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48776/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
24. Устаджалилова, Х.А. О геометрических преобразованиях и его приложениях (самосовмещения многогранников) / Х.А. Устаджалилова, Наргиза Акбарова, Дилшод Султанов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3.1 (107.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/107/26023/ (дата обращения: 15.06.2024). - Текст: электронный.
25. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у школьников основной школы / О.И. Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 15.06.2024). – Текст: электронный.