Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривает семью как систему отношений, которая характеризуется структурой, моделями взаимодействия в актуальном и историческом плане, идеологией. Ребенок включается в семью, становится частью семейной системы и приобретает ее характеристики. Проблемное поведение ребенка - есть проявление нарушений в семье. Отсюда важна работа со всеми членами семьи, выявление нарушений отношений, осознание и коррекция взаимодействия.
Осознание, каким образом члены семьи организуют процесс контакта внутри семейной системы, как каждый из них входит в семейную структуру, чтобы индивидуализироваться, обрести для себя то важное, что поможет каждому больше чувствовать свою целостность и удовольствие от присутствия в системе. Направлена на получение представлений членов семьи друг о друге (потребности, эмоции, интересы другого), осознание способов устанавливать контакт друг с другом.
Объект исследования: работа с семьей.
Предмет исследования: использование арттехники в работе с семьей.
Задачи исследования:
2. Рассмотреть психологические проблемы семьи. Роль родителей в воспитании детей.
3. Выделить особенности арттехники как метод работы с семьей
4. Провести эмпирическое исследование особенности применения арттехники в работе с семьей
Методы сбора информации: Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение; Анализ информации, статистика, выводы; эмпирические методы исследования.
1. ВОЗМОЖНОСТИ АРТТЕХНИКИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
1.1. Психологические проблемы семьи. Роль родителей в воспитании детей
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов до современных ученых.
Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, одним из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 миллионов семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, — это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях: муж, жена, родители, дети и другие родственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одной из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Развитие современной российской семьи происходит в условиях, усложненных социально-экономическим кризисом, когда многие семьи, лишившись привычной и нормальной экономической подпитки, были выброшены на обочину жизни, в одночасье, став нищими и дезадаптированными. Неустойчивое материальное положение, каждодневная угроза безработицы и сопровождающие безработицу материально - психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок, не могли, не отразится на степени удовлетворенности браком.
Следствием этих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, рождение нежеланных детей, появление «отказных» младенцев, «омоложение» проституции, алкоголизма и наркомании. Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец-мать», «родители-дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение, а, зачастую, и нежелание понимать проблемы своего ребенка, и, в свою очередь, отсутствие у детей уважения к старшим, ставшее результатом экономического «падения» родителей.
Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно - семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе.
Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Психологические проблемы в семьях могут быть разнообразными и могут возникать из-за различных факторов. Некоторые из типичных психологических проблем, с которыми семьи могут столкнуться, включают в себя:
Конфликты и недопонимание: Недоразумения, разногласия и конфликты могут возникать из-за различий во взглядах, ценностях, ожиданиях и стилях общения среди членов семьи. Это может привести к напряженным отношениям и затрудненной коммуникации.
Стресс: Высокий уровень стресса в семье может возникать из-за финансовых проблем, рабочей загруженности, проблем с детьми, здоровья или других жизненных ситуаций. Стресс может негативно сказываться на здоровье и взаимоотношениях в семье.
Травматические события: Семьи могут столкнуться с травматическими событиями, такими как развод, потеря близкого человека, насилие или другие тяжелые ситуации, которые могут оказать серьезное воздействие на эмоциональное состояние семьи.
Проблемы воспитания: Расхождения в подходах к воспитанию детей, отсутствие четких границ и правил, проблемы с дисциплиной или недостаточная поддержка могут привести к сложностям в семейной жизни.
Зависимости: Проблемы с зависимостью (например, алкоголь, наркотики, азартные игры) одного или нескольких членов семьи могут иметь серьезное воздействие на жизнь всей семьи, вызывая конфликты, доверие и болезненные эмоции.
Эффективные пути решения психологических проблем в семье могут включать в себя поиск помощи у психолога или семейного терапевта, работу над улучшением коммуникации, установление ясных границ и правил, развитие навыков решения конфликтов и поддержка стратегий самоуправления стрессом.
Жизнь каждой семьи, каждого ребенка своеобразна и уникальна. Дети, развитие которых отличается от общепринятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть либо одаренные дети, либо дети с ограниченными возможностями в здоровье. Последние имеют определенные трудности в результате заболевания, неприспособленности внешней среды к их особым нуждам. И именно такие дети, нуждаются не только в современной медицине, восстановительных центрах, а, прежде всего в семье, ведь осознание каждым ее членом своей роли в воспитании такого ребенка, создает ту мягкую и жизненную необходимость для малыша среду нормального развития и взросления.
По выражению американского психолога Сальвадора Минухина, «Дорога - это то, как ты идешь по ней». Сам факт рождения «нестандартного» ребенка может повлечь за собой глубокие психологические переживания, нередко приводящим к тяжелым депрессивным состояниям и, как следствие, распаду семьи. Стратегия поведения семьи в случае появления ребенка-инвалида связана, прежде всего, с жизненной философией самой семьи: «Это наш ребенок, мы его любим и вместе поможем ему пройти все трудности». Другой вариант звучит приблизительно следующим образом: «То, что случилось - это судьба, от судьбы не уйдешь, ничего исправить нельзя». Причина этой пассивности зачастую кроется в нежелании родителей заниматься проблемами своего ребенка, что, кстати, является следствием психологических или социальных факторов.
Известно, что психологическое насилие над детьми в семье является формой жестокого обращения и проявляется в виде терроризирования (унижение, запугивание, высмеивание), игнорирования (отстраненность, безразличие к проблемам ребенка), изоляции (ограничение контактов ребенка с другими), отвержения (неудовлетворение потребностей ребенка) и развращения (вовлечение ребенка в различные формы девиантного поведения).
Периодическое, постоянное негативное психологическое воздействие родителей на ребенка может привести к формированию у ребенка ненадежного (дезорганизованного) типа привязанности, которому свойственны непредсказуемые эмоции и реакции, отсутствие эмпатии, т. е. неспособность чувствовать/понимать эмоциональное состояние другого человека. Последствиями данной формы жестокого обращения с детьми являются появление у них нейротизма (C.H. Shi, X. Lin), импульсивности (G. Jin, Y Wang), тревоги, депрессии, враждебности (WL. Liu, L. Chen и др.), низкой самооценки (A.N. Saiphoo, L.D. Halevi и др.). У детей, подвергающихся психологическому насилию в семье, отмечается нарушение социализации, отсутствие умения устанавливать эмоционально-теплые отношения, основанные на взаимном доверии с другими людьми и в первую очередь со сверстниками, что способствует проявлению враждебности и агрессивного поведения в межличностном взаимодействии.
Психологические проблемы семейного воспитания могут оказывать серьезное влияние на развитие детей и общую атмосферу в семье. Некоторые из распространенных проблем в этой области включают в себя:
Недостаток эмоциональной связи: Отсутствие эмоциональной поддержки и близости между членами семьи может привести к чувству одиночества и изоляции у детей, что в долгосрочной перспективе может сказаться на их психическом здоровье.
Неспособность устанавливать границы: Неопределенные границы между родителями и детьми могут стать причиной конфликтов, недопонимания и проблем с дисциплиной.
Недостаток эффективной коммуникации: Недостаточное внимание к общению в семье может привести к недопониманию, конфликтам и упущению важных моментов в отношениях.
Неадекватное воспитание: Слишком строгое или, наоборот, слишком снисходительное воспитание может привести к проблемам в поведении и адаптации детей.
Семейное насилие: Насилие в семье (физическое, эмоциональное, психологическое) является одной из самых серьезных проблем, способных нанести вред как детям, так и взрослым в семье.
Таким образом, дети, страдающие от жестокого обращения в семье, эгоцентричны в межличностном общении, уделяя больше внимания своим собственным чувствам и потребностям, чем чувствам и мнениям других. Психологическое насилие в детстве может выступать в качестве фактора риска, способствующего возникновению агрессивного поведения подростков и реализации такой модели поведения, при которой нарушаются права других, не соблюдаются моральные/ правовые нормы, для которой характерно насилие и склонность к агрессии. Молодые люди, подвергшиеся в детстве психологическому насилию в семье, страдают от нанесенных психических травм и неудовлетворенных потребностей, накапливая негативные эмоции и усваивая негативную оценку о себе. Чтобы преодолеть полученные травмы, получить эмоциональное удовлетворение, они начинают активно использовать социальные сети, что увеличивает шансы быть вовлеченным в кибербуллинг как в роли агрессора, так и в роли жертвы.
Большое значение имеет не только то, что родители знают о поведении своего ребенка, а то, как они черпают необходимую информацию, поскольку сведения могут быть получены из разных источников: от самого ребенка, в результате целенаправленного поиска (от его друзей, знакомых, учителей и т д.). Причем существенную роль будет играть тот факт, что ребенок готов сам рассказать о себе, а не давать информацию в результате постоянных расспросов родителей. Следует согласиться с тем, что родительский мониторинг осуществлять необходимо, однако для родителей еще более важно создать среду и отношения со своими детьми, которые способствуют самораскрытию ребенка.
Не только родительские отношения, представляющие собой совокупность эмоционального принятия, особенности восприятия и понимания ребенка, а также способов взаимодействия с ним, но и отношения детей со своими родителями влияют на то, будут ли дети склонны к виктимному агрессивному или девиантному поведению в целом. Так, исследование, проведенное D. Law, J.D. Shapka и B.F. Olson в Канаде среди 733 подростка от 10 до 18 лет, показало, что чем чаще подростки рассказывают своим родителям о своей онлайн-активности, тем меньше агрессивных сообщений они отправляют онлайн. Данные результаты еще раз подтверждают, что гармоничные детско-родительские отношения, характеризующиеся взаимным эмоциональным принятием, взаимным уважением, заботой, открытой коммуникацией между родителями и детьми, обеспечивают лучшую защиту и адаптацию детей и подростков. родителей, чтобы справиться с данной проблемной ситуацией.
Следовательно, родители - самые первые учителя своего ребенка. Сила родителя, а это любовь и человечность, действующая на внутренний мир воспитанника, всегда при нём. Если родитель к тому же хороший человек и человек совести, то он будет служить как нравственный образец для них. Влияя, таким образом, на своих детей, он сможет привить им не только внутренние качества: правдивость, добросовестность, трудолюбие, но даже соответствующие манеры поведения.
1.2. Арттехника как метод работы с семьей
Семейная арттехника - это один из самых популярных методов групповой работы с родителями, супружеских пар и детей. Поскольку семья представляет собой определенный коллектив, семейная арттехника имеет много общего с другими арт-психотерапевтических группами. Семейная арттехника впервые появился в 60-70-х годах прошлого века, когда арт-терапевт Ханна Квитковска использовать серию художественных заданий с целью оценки характера взаимодействия в семье и выявить наиболее общие темы общения между членами семьи. Ее работа с семьями в Институте психического здоровья привела к росту и развитию техники семейной арт-терапии примерно в то же время, когда семейная терапия становится все более популярным методом лечения в США.
Семейная арттехника может помочь семьям осознать и понять следующие проблемы: общение в семье, общение между членами семьи, происхождение и история фамилии семьи, существующие семейные проблемы и проблемы отдельных членов семьи.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют пересмотреть методы и формы работы в семье. Особое внимание, на наш взгляд,