Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной России наблюдается устойчивый период старения населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в течение десяти лет в России число пожилых людей, к которым относятся мужчины от 60-ти лет и женщины от 55-ти лет, увеличилось на 7630,2 тыс. чел. и на 1.01.2020 года составляло 37362,6 тыс. чел.
Одной из ключевых задач государства сегодня является создание общества, полезного для всех возрастов. Речь идёт о создании условий для использования знаний, опыта и потенциала граждан старшего поколения. По разным причинам примерно треть пожилых людей в России испытывают стресс и дискомфорт от того, что не могут успешно вписаться в современный социум.
Причины этого существуют самые разнообразные. Соответствующие региональные социальные службы сегодня занимаются оказанием различных социально-педагогических и социально - психологических услуг. Во многих регионах активно развиваются и функционируют университеты третьего возраста, которые позволяют пожилым людям заниматься именно тем, чем они сами пожелают. Тем не менее, говорить о том, что проблемы в этой области решены, пока не приходится. Появляются все новые формы заболеваний, и растет тенденция к старению населения.
Цель работы: изучить и обосновать возможности эффективности методов социальной адаптации пожилых людей.
Объект исследования: граждане пожилого возраста.
Предмет исследования: эффективные методы социальной адаптации пожилых людей.
Задачи:
1. Провести анализ понятия социальная адаптация пожилых людей.
2. Изучить особенности социальной адаптации пожилых людей посредством эффективных методов.
3. Дать организационно-экономическую характеристику учреждения по социальной адаптации пожилых людей.
4. Предложить методические рекомендации по социальной адаптации пожилых людей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации пожилых людей
1.1. Анализ понятия социальная адаптация пожилых людей
Предметом деятельности организаций по социальной адаптации пожилых людей является реализация государственной политики в сфере социальной поддержки возрастного населения на территории региона.
Основной целью деятельности социальных организаций является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки пожилым гражданам [9].
К эффективным методам социальной адаптации пожилых людей относят социокультурную адаптацию, терапевтические методы воздействия, организацию работы общественных объединений. Организация клубов, кружков, общественных объединений позволяет пожилым людям заниматься любимым делом, слушать познавательные лекции, устанавливать дружеские и общественные контакты, расширять круг общения.
К терапевтическим методам воздействия относят:
-дискуссионную терапию;
-коммуникативные методы воздействия;
-поведенческую терапию;
-методы, основанные на невербальной активности, пантомима, музыкотерапия, арттерапия и др.
Социокультурная адаптация осуществляется средствами искусства и культуры, повышением уровня самооценки личности, творческим самовыражением. Важную роль в социокультурной адаптации играет обучение пожилого человека навыкам проведения досуга.
Большую популярность набирает деятельность, так называемых региональных университетов третьего возраста (Башкортостан, Татарстан и др.), которые представлены структурой «Республиканский центр социальной поддержки населения». Организация может носить название социальный центр «Народный университет третьего возраста» и др. Такого рода организации осуществляют деятельность с теми лицами пожилого возраста, которые ведут активный образ жизни и имеют относительно хорошее здоровье.
Работа социальных служб с лицами пожилого возраста чрезвычайно разнообразна, поскольку среди данной категории населения встречается много людей которые нуждаются в адресной помощи из-за существующих проблем по состоянию здоровья. Социальные работники всё это учитывают в своей работе и подходят к решению проблем такого рода адресно. Вначале необходимо рассмотреть организацию лицам пожилого возраста, которые стремятся вести активный образ жизни [11].
Работа с такими лицами в социальных организациях происходит вне специального образовательного пространства. Здесь нет каких-либо единых стандартов и подходов, поскольку каждый регион имеет свою специфику и свои характерные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди. Все цели и задачи реализуются с учётом личных интересов участников процесса.
Организация и форма процессов является гибкой и адаптированной. Общая концепция нацелена на активное долголетие граждан пожилого возраста. Активному долголетию может способствовать множество факторов и в каждом регионе эти факторы могут отличаться друг от друга. При этом, несомненно, наиболее важными и значимыми остаётся досуговая деятельность пожилых людей, их занятость и уровень благосостояния.
Специалисты отмечают, что одним из эффективных и перспективных инструментов развития активного долголетия граждан является организация их непрерывной деятельности. Концепция обучения на протяжении всей жизни сегодня одинаково актуальна для всех. Она позволяет обеспечивать равные возможности всем категориям людей [4].
Университеты третьего возраста всё больше расширяют свои образовательные практики. Наибольшим спросом пользуются тематические кружки и клубы по интересам. Для наиболее активных персон проводятся всевозможные семинары, конференции, мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги и др. Сегодня в университетах третьего возраста набирают популярность дистанционные формы обучения, в частности, вебинары, онлайн - лекции, онлайн - курсы и др.
Большую роль в этих структурах играют волонтёры и социальные работники и это движение непрерывно расширяется. Особенно заметно расширение движения волонтёров пожилых людей, что говорит о востребованности данного направления деятельности среди пожилых граждан [15].
Особенностью деятельности университетов третьего возраста является их взаимодействие с большим количеством социальных партнёров. В реализации программ неформального образования людей третьего возраста принимают участие достаточно много самых разных организаций:
-комплексные центры социального обслуживания населения;
-учреждения культуры, библиотеки, клубные учреждения и культурные центры, театры, музеи и др.;
-спортивные организации;
-оздоровительные и реабилитационные учреждения.
Все они также специализируются на образовании людей третьего возраста [8]. Несомненно, что такая активность зависит от деятельности ведущих региональных организаций. Они выступают базой для создания оптимальных условий социальной адаптации и активизации пожилых людей. Эти организации отвечают за весь комплекс социальных услуг для людей пожилого возраста.
Для каждой организации отдельного региона характерны свои образовательные геронтологические программы и курсы различной направленности. При этом, нельзя забывать о том, что существуют общероссийские ориентиры в организации обучения пожилых людей. Главное, что должно быть учтено в этих программах – это адресность, доступность и индивидуализация.
Важно отметить, что, не смотря на существующие проблемы в данном направлении, неформальное образование пожилых в последнее время показывает большой рост положительной динамики во многих российских регионах. Неформальное образование занимает всё более устойчивое место в целостной образовательной среде, и мотивация пожилых людей на участие в деятельности таких организаций лишь усиливается. Можно говорить, что такая система взаимодействия и обучения имеет большие перспективы в качестве действенного ресурса развития. В регионах отмечают, что формы организации обучения постоянно модернизируются и прогрессируют [3].
Сами организации создают перспективные пакеты инструментов развития для реализации различных программ для пожилых людей. Вся работа ведётся на основе личностно ориентированного подхода. Специалисты обеспечивают анализ особых образовательных потребностей каждой целевой группы.
Планирование и проектирование деятельности каждого субъекта обеспечивается на основе индивидуальной траектории и маршрута. Специалисты организаций непрерывно работают над качеством информационного сопровождения всех реализуемых процессов с людьми пожилого возраста. Идёт постоянное участие, апробация и реализация уникальных пилотных проектов регионов, что, несомненно, в ближайшей перспективе покажет положительную динамику роста качества взаимодействия пожилых людей с университетами третьего возраста.
Здесь также можно вести речь о необходимости развития паллиативной помощи пожилым людям, поскольку многие из них имеют проблемы со здоровьем. Эти вопросы также решают различного рода региональные социальные службы.
Сущность паллиативной помощи заключается в оказании необходимой помощи людям пожилого возраста [14]. Часто случается так, что больные и престарелые люди остаются предоставленными самим себе. Они не получают ни специализированной медицинской помощи, ни социально-психологической поддержки. Возрастные пациенты, как правило, всегда отягощены какими-либо заболеваниями. Очень часто основным тягостным синдромом ухудшения жизни пациента является хронический болевой синдром. Иногда он может требовать постоянного обезболивания.
Такого рода больным практически всегда необходима соответственная психологическая помощь специалистов и социальная поддержка. В настоящее время эта проблема является достаточно серьёзной. Исследователи отмечают, что население в мире стремительно стареет и всё большее количество людей нуждается в помощи специалистов медиков. Специалисты также отмечают, что, не смотря на существующие проблемы в этой области, продолжительность жизни людей всё больше увеличивается. При этом проблемы болезней и недомоганий не становятся у людей меньше.
Очевидным является то, что чем старше становится человек, тем больше он начинает болеть и недомогать. Если у человека есть внимательные и заботливые родственники, такому человеку смириться со своими проблемами бывает проще, чем всем остальным людям. По последним данным ВОЗ количество пожилых людей, которые нуждаются в паллиативной помощи, неуклонно растёт. Сегодня эта цифра, для людей старше 60-ти лет, может составлять 69% от общего количества нуждающихся.
Потребность в паллиативной помощи растет в связи с тем. что в мире наблюдается глобальное старение населения. Также наблюдается рост распространенности хронических заболеваний. ВОЗ отмечает, что 30–50% пациентов пожилого и старческого возраста имеют более 2–3 хронических заболеваний. Наличие хронических заболеваний оказывает совокупное негативное воздействие на состояние пожилых людей. При этом, безусловно, изменяется их функциональная активность и качество жизни
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарина М.В Университеты «третьего возраста» в России и в Польше. Общее и различия [Текст] / М. Азарина // Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego. - 2017. - N 1. - С. 24−31.
2. Архипова О.В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей [Текст] / О.В. Архипова // Социальное обслуживание. 2019. - N 2. - С. 29−33.
3. Беловол Е.В. Активное старение [Текст] / Е.В. Беловол, З.В. Бойко, И.В. Радыш, Е.Ю. Шурупова // Технологии живых систем. - 2018. - No 4. - С. 42−49.
4. Бирюкова Л.М. Социально-адаптивные возможности народных ремесел [Текст] / Л.М. Бирюкова, Л.Н. Чиркова // Современные технологии. – М.: Аст-Пресс, 2019. − С. 177−179.
5. Боровикова Я.В. Третий возраст в системе отечественной образовательной стратегии [Текст] / Я.В. Боровикова // Перспективы науки и образования. 2018. - N 4. - С. 274−277.
6. Воробьева А.Е Социально-психологические типы досуговой активности пожилых людей [Текст] / А.Е Воробьева, А.А. Акбарова // Вестник Тверского государственного университета. - 2019. - N 1. - С. 89−99.
7. Всемирная организация здравоохранения, исполнительный комитет, сессия 134 ЕВ 134/28 Документ 1. Укрепление паллиативной помощи в качестве одного из компонентов комплексного лечения на протяжении всего жизненного цикла [Текст] / Доклад секретариата, 04.04.2014 г.
8. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: [Текст] / И.Г. Зайнышев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - С. 159-168.
9. Иржанова А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период [Текст] / А.А. Иржанова // Гуманитарные научные исследования. 2018. - N 12. - С. 21−28.
10. Ильин, Ф.И. О некоторых проблемах реализации права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы (на примере взаимодействия по вопросу сохранения объекта культурного наследия федерального значения) / Ф. И. Ильин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 30 (164). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/164/45252 (дата обращения: 16.06.2024).
11. Кучеренко, В.З. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emll.ru (дата обращения: 16.06.2024).
12. Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в
России: Учебное пособие [Текст]/ А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс. - 2013. - 233 с.
13. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи (Утв. Минздравсоцразвития РФ 22.09.2008 No 7180-РХ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://durex-promo.ru (дата обращения: 16.06.2024).
14. Полиенко Г.Н. О специфике оказания услуг социального обслуживания гражданам пожилого возраста [Текст] / Г.Н. Полиенко // Работник социальной службы. - 2020. N 2. - С. 15-19.
15. Сникет А.А. Образование и здравоохранение: пути эффективного развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 16.06.2024).
16. Технологии социальной работы в различных сферах
жизнедеятельности: учеб. пособие [Текст] / под ред. П.Д. Павленка. — 2-е изд. перераб, и доп.— М.: Дашков и К, 2016. — 596 с.