Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Научно-техническая революция привела к серьезным изменениям в положении и составе студенческой молодежи. Потребность в квалифицированных специалистах повсюду приводит к быстрому увеличению абсолютного числа учащихся, а также их доли в общей численности населения, особенно в подростковых возрастных группах. По мере расширения высших учебных заведений концентрация студентов увеличивается, и студенческие города становятся все более многолюдными. Растущий массовый характер высшего образования подрывает его прежнюю элитарность и делает студентов более демократичными с точки зрения их социального происхождения. Определенные изменения происходят и в гендерной и возрастной структуре студентов, в частности, увеличивается число женщин.
Несмотря на различия в социальном происхождении, а следовательно, и в материальных возможностях, учащиеся связаны общей деятельностью и в этом смысле образуют определенную социально-профессиональную группу. Совместное обучение в сочетании с территориальной концентрацией создает известную общность интересов, групповую идентичность, специфическую субкультуру и образ жизни учащихся и дополняется и усиливается соответствующей возрасту однородностью, которой нет у других социально-профессиональных групп. Социально-психологическое сообщество объективируется и консолидируется в результате деятельности ряда политических, культурных, образовательных, спортивных и повседневных студенческих организаций.
Студенты не имеют своего места в производственной системе, статус студента, очевидно, временный, а социальный статус студентов и их специфические проблемы определяются характером социальной системы и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, в том числе национальных особенностей системы высшего образования.
Но в настоящее время в научной литературе до сих пор нет полного определения термина "студенческая работа", поскольку нет единого мнения о характере и особенностях студенческой работы.
Термин "студенты", приведенный в книге ростовских социологов Б. Рубина и Я. Колесниковой "Студент глазами социолога", выглядит следующим образом. Студенты - это мобильная социальная группа, целью существования которой является подготовка к высоким профессиональным и социальным ролям в материальном и духовном производстве, которая организована в соответствии с определенной программой.
Другой исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что было бы неправильно рассматривать студенчество только как условие подготовки и обладания интеллектуальным статусом. Студенческая жизнь обладает всеми необходимыми качествами, достаточными для того, чтобы отнести ее к особой социальной группе, поскольку она соответствует всем установленным критериям.
В подтверждение своих аргументов А.Н. Семашко приводит следующие характеристики: выполнение определенных функций в обществе, объективность существования, однозначный детерминизм поведения членов группы, определенная целостность и независимость от других социальных групп, специфические социально-психологические особенности и системы ценностей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия развития российского студенчества в конце 19 - начале 20 века.
Объектом исследования является процесс развития российского студенчества в конце 19 - начале 20 века.
Предметом исследования являются основы и принципы развития российского студенчества в конце 19 - начале 20 века.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для развития российского студенчества в конце 19 - начале 20 века.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть концепцию понятия «студенчество» в социологии;
- изучить роль студенчества в жизни общества;
- детально проанализировать эволюцию мировоззрения российского студенчества в 19 - начале 20 в.;
- дать оценку студенческого движения в России на рубеже 19-20 веков.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТУДЕНЧЕСТВА
1.1 Концепция понятия «студенчество» в социологии
Социальные реформы, начавшиеся в конце прошлого века, сегодня углубляются и развиваются с разной интенсивностью. Именно эти изменения сегодня мобилизуют социальную философию, задачей которой является анализ изменений, происходящих сегодня во всех сферах общества и человеческой жизни.
Одной из важнейших сфер жизни является нравственная культура, в которой сосредоточены основные достижения и определяются основные направления развития общества. И как таковой, он требует социологического анализа и оценки как в социальном, так и в личностном и индивидуальном аспектах. Эта работа предполагает, во-первых, рассмотрение различных социальных слоев, поскольку их деятельность и цели различны, иногда в значительной степени. Сама эта работа требует огромных усилий со стороны многих групп ученых. Выбор конкретного социального слоя зависит от целей исследования [12].
В исследованиях долгосрочного развития представляется целесообразным рассматривать проблемы молодежи, поскольку именно моральные убеждения, философские взгляды, социальные задачи, которые молодые люди ставят перед собой в будущем, цели и идеалы, к которым они стремятся, - все это вместе, несомненно, определяет будущее молодежи становление. Также нет сомнений в том, что студенты, в частности, имеют наибольшие возможности влиять на будущее. Также нет сомнений в том, что студенты, в частности, имеют наибольшие возможности влиять на будущее. Этот фактор определяет высокий интерес студентов к современной социологической мысли. Как известно, советская социологическая наука основывалась на базовой концепции классовой структуры общества. соответственно, о классовой борьбе как движущей силе общественного развития.
Те слои или социальные группы, которые не вписывались в определение группы, оказывались на периферии научных интересов и исследований социологов или даже за ее пределами. Эта судьба постигла и проблему теоретического определения молодежи в целом и молодежи в частности. В российской социально-философской и социологической мысли молодежь не рассматривалась как самостоятельная социальная группа, поскольку ее существование не вписывалось в теорию классовой структуры общества и, следовательно, противоречило официальной идеологии единства советского общества [15].
Одна из первых попыток определить молодежь как самостоятельную социальную группу была предпринята в конце 60-х годов известным ленинградским ученым В.Т. Лисовским. По его определению, молодежь - это поколение, которое находится на этапе социализации и в будущем должно выполнять более сложные социальные функции.
Возрастной диапазон молодых людей определялся в возрасте от 16 до 30 лет. Чуть позже появилось более общее определение известного социолога И.С. Кони, который считает главной характеристикой совокупность возрастных особенностей молодежи наряду с особым социальным положением и определенными социально-психологическими особенностями.
В то же время необходимо учитывать и особенности его социализации, которые зависят от специфики политики. В то же время необходимо учитывать и особенности его социализации, которые специфичны в зависимости от политической и экономической структуры общества. В государственных документах, так или иначе затрагивающих вопросы молодежи, молодые люди рассматриваются как социальная возрастная группа от 14 до 30 лет, как молодые люди, которым общество предоставляет возможность быть принятыми в общество, предоставляя им льготы, но не ограничивая их в различных сферах деятельности. ограничивает участие в общественной жизни. Современные ученые считают, что возрастные границы подросткового периода условны, их можно определить с интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет.
Поэтому молодежь выделяется из общества как особая социально-демографическая группа, молодежь выделяется из общества как особая социально-демографическая группа, которая находится в фазе становления социально зрелой. В то же время их статус определяется социально-экономическим состоянием, уровнем развития общества. Нижний возрастной предел определяется тем, что физическая зрелость наступает в возрасте 14 лет, и теоретически человек получает право выбора между учебой и работой [12].
Верхний 30-летний рубеж связан с достижением экономической независимости, профессиональной и личной стабильности, часто с созданием семьи, воспитанием собственных детей. Значимость положения молодых людей в обществе определяется тем, что это возрастная группа, которая со временем будет претендовать на лидирующие позиции в экономике и политике, в социальной и интеллектуальной сферах общества.
В широком смысле подростки - это социальное сообщество, основанное на различиях в возрасте и основных видах деятельности, которые они определяют. В широком смысле подростки - это социальное сообщество, основанное на различиях в возрасте и основных видах деятельности, которые они определяют. В узком смысле ее можно определить как социально-демографическую группу, характеризующуюся возрастом и особенностями своего социального статуса, а также местом выполнения функций в социальной структуре общества, включая ее специфические интересы и ценности. К категории "молодежь" можно отнести следующие группы населения: - учащиеся-старшеклассники; студенты высших учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений и другие [15].
Значительную и прогрессивную часть молодежи составляют студенты. Студенческая молодежь - это значительная и прогрессивная часть молодежи, которая формирует студентов. Студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое благодаря своему значительному уровню образования, активному трудоспособному возрасту и динамичному социальному поведению в ближайшем будущем займет место фундаментальной интеллектуальной и производительной социальной силы. Однако для достижения этой цели она должна основываться на государственных структурах и общественных интересах. Осуществление такого патронажа в отношении студентов имеет особое значение для самого государства, поскольку успешная профессиональная деятельность молодых специалистов является силой, способной значительно ускорить поступательное развитие общества. Различия во взглядах на определение понятия "молодежь для студентов" объясняются множеством особенностей, выбор наиболее важных из которых зависит от многих обстоятельств.
Так, социолог О.В. Лармин рассматривает студенческую молодежь как специфическую социально-профессиональную группу, связанную проведением специальных образовательных и социальных тренингов.
Существуют определения студенческой молодежи, в которых эта категория представляет собой интеллектуальную основу общества. Так, саратовские ученые Н. и Ю. Лазников связывают понятие "студенческая молодежь" со сменой поколений в сфере интеллекта и ставят способность к воспроизводству и созданию позитивных отношений в зависимость от степени усвоения накопленного интеллектуального багажа человечества.
Работы М.А. Ковзиридзе указывают на динамизм студенческой молодежи, на постоянные изменения и сложность отношений со всеми элементами социальных, политических и других структур общества. Это также подтверждает, что у нее есть интеллектуальный капитал и ресурсы, которые позволяют ей постоянно повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень. В статье Т.В. Мальцова "Психосоциальное исследование студенческой молодежи" она определяется как такая социально-демографическая группа, основным занятием которой является накопление информации для будущей профессиональной деятельности. В то же время его отличительными чертами является определенное социальное положение [13].
В последнее время появился ряд работ, в которых молодежь студентов рассматривается с точки зрения будущего нации. Студенческая молодежь - это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Витте С. Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. М. : Мысль, 1991. 718 с.
2. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. 2008. №8. С. 106-115.
3. Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты. Инженеры. М., 1972. 478 с.
4. Герцен А. И. Былое и думы. М. : Детская литература, 1972. 575 с.
5. Гиляров-Платонов Н. П. Университетский вопрос («Современные известия» 1868–1884 гг.) : сб. ст. СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1903. 290 с.
6. Голубцов С. А. Московская духовная академия в революционную эпоху : в 3 т. М. : Мартис, 1999. Т. 1. 256 с.
7. Еленеев Ф. Студенческие беспорядки. СПб. : Общественная польза, 1898. 46 c. 25.
8. Ерман Л. К. Интеллигенция в первой русской революции. М. : Наука, 1966. 373 с.
9. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов. Записки очевидцев. Репринт. Л. : Лениздат, 1991. 269 с.
10. Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX – начала ХХ вв. Опыт культурной и политической самоорганизации. М. : Новый хронограф, 2004. 407 с.
11. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX – начала ХХ вв.: социально-историческая судьба. М. : РОССПЭН, 1999. 414 с.
12. Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. М. : Тип. О-ва распространения полез. кн., 1903. 304 с.
13. Из воспоминаний о Московском университете И. А. Митропольского (1857– 1862 гг.) // Воспоминания о студенческой жизни / В. О. Ключевский, П. Н. Обнинский, Д. Н. Свербеев, С. М. Соловьев [и др.]. М. : О-во распространения полез. кн., 1899. 271 с.
14. Изгоев А. С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях) // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М. : Новости, 1990. 211 с.
15. Ковзиридзе М. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. 2011. №8. С. 92-100.
16. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодѐжь / сост. В.Д. Кобецкий. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 51.
17. Курбский В. Очерки студенческой жизни (из дневника бывшего студента). М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. 203 с.
18. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. М. : Мысль, 1981. 287 с.
19. Лясников Н.В., Лясникова Ю.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи (социологический аспект). М.: ВНИИФК, 2003.
20. Морозов Н. А. В начале жизни. Как из меня вышел революционер вместо ученого. М. : В. М. Саблин, 1907. 265 с.
21. Нечаев С. Г. Катехизис революционера // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый / под ред. Е. Л. Рудницкой. М. : Археогр. центр, 1997. 570 с.
22. Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М. : Наука, 1974. 365 с.
23. Пичета В. И. Воспоминания о Московском университете // Московский университет в воспоминаниях современников : сборник / сост. Ю. Н. Емельянов. М. : Современник, 1989. 734 с.
24. Радин Е. П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным Петербургской общестуденческой анкеты 1912 г. СПб. : Н. П. Карбасников, 1913. 118 с.
25. Русское общество 40–50-х гг. XIX в. : в 2 ч. Ч. II. Воспоминания Б. Н. Чичерина / сост., общ. ред. и предисл. С. Л. Чернова. М. : Изд-во Московского ун-та, 1991. 252 с.
26. Свиньин И. А. Воспоминания студента 60-х гг. за 1862–1865 гг. Тамбов : Скл. изд. у Ивана Аполлоновича Свиньина, 1890. 155 с.
27. Солодова Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №60. С. 472.
28. Социология молодѐжи // Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. 460 с.
29. Хамчук О.В. Восприятие студентами имиджа высшего учебного заведения // Социологические чтения. Гродно: ГрГУ, 2009. С. 8-11.
30. Шарапов Н.П. Влияние внешних факторов на студенчество как на социо-культурную общность. Наука и общество: проблемы современных исследований. Омск, 2011. С. 348.
31. Юркина Н. Н. Материальное положение учащейся молодежи Российской империи XIX – начала ХХ вв. // Преподаватель XXI век. 2016. № 3, ч. 1. С. 53–61. URL: https://drive.google.com/file/d/0Bww8v66PaPfWSzFyOFZrZkNQZE0/view