Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально создавались для того, чтобы дополнять друг друга и общаться друг с другом. В современных социально-экономических условиях и в системе рыночных отношений в обществе формируется новый характер взаимодействия «учитель-подросток-родитель». Детям и родителям необходим мобильный, педагогически грамотный педагог нового поколения, который уделяет внимание ребенку, умеет наладить полноценный контакт с семьей и не работает в традиционной системе воспитания.
Одной из главных задач школьной жизни является формирование самостоятельной, активной личности, способной к самопониманию в жизни, адаптации к рынку труда, защите и защите прав человека, уважающей интересы и права других людей.
Подростковый возраст является одним из наиболее сложным периодов в жизни ребенка и его родителей. Многим обучающимся этого возраста присуще бунтарство, отказ от влияния родителей, склонность к противоречивому поведению.
Многие исследователи (С.Г. Вершловский, И. С. Кон, И. Ю. Кульчицкая, А.В. Толстых) отмечают, что подростку принадлежит большое значение в определении своего места в жизни и обществе и реализации своих интересов. Активное отношение к воспитанию подрастающего поколения во многом зависит от характера запросов и культурно-образовательного уровня родителей.
В связи с вышесказанным многие родители испытывают трудности в общении с детьми подросткового возраста, что оказывает влияние на процесс обучения и развитие личности подростка.
На необходимость выстраивания взаимодействия семьи и образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, указывают научные исследования, с одной стороны, и нормативная правовая база Российской Федерации, с другой стороны. Так, П.П. Блонский подчеркивал, что огромная роль родителей заключается в том, что они являются первыми воспитателями своих детей, и воспитание ребенка начинается именно с них.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется разрешением противоречия между формированием позитивных отношений между родителями и детьми 13-14 лет и выявлением методов и форм организации данного процесса в условиях образовательного учреждения.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет в условиях образовательного учреждения.
Объект исследования – процесс формирования .позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет.
Предмет исследования – особенности формирования позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что родители и детьми 13-14 лет нуждаются в формировании позитивных взаимоотношений.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть возрастные особенности подростков 13-14 лет;
2.Описать особенности отношений родителей и детей 13-14 лет;
3.Провести диагностику уровня сформированности отношений родителей и детей 13-14 лет;
4.Рассмотреть методы формирования позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет в условиях образовательного учреждения.
Научно-методологическая основа. При написании работы были использованы различные литературные источники авторов в области возрастных особенностей подростков (В.А. Аверин, Т.В. Андреева), особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте (С.А. Королева. А.В. Литвинова, Р.В. Овчарова).
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ психолого-педагогической, педагогической, нормативной, методической литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая и практическая значимость исследования: в работе рассмотрены особенности организации взаимодействия семьи и школы в формировании позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет в условиях образовательного учреждения. Предложенные методы организации данного взаимодействия могут быть использованы в практике работы классных руководителей, социальных педагогов.
База исследования:
Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования позитивных отношений родителей и детей 13-14 лет в условиях общеобразовательного учреждения
1.1 Возрастные особенности детей 13-14 лет
По классификации Д.Б. Эльконина возрастным диапазоном подростка сейчас принято считать от 10-11 лет до 14-15 лет. А еще существует четко выраженный период от переходного возраста к подростковому возрасту в 14-16 лет, который некоторые авторы называют старшим подростковым возрастом (8-9 классы). Поэтому психологическое развитие подростков и уровень самосознания в этот период отличаются друг от друга [19, c. 27].
Половое созревание в подростковом возрасте оказывает существенное влияние на формирование личности.
Зрелость человека зависит как от генетических факторов, так и от условий окружающей среды. Подростковый возраст начинается раньше, имеет более короткий скачок роста и заканчивается быстрее. Во-первых, молодые люди быстро меняются по росту и весу, меняются части тела. Сначала до «взрослых» размеров вырастают голова, руки и ноги, затем руки и ноги – и, наконец, тело. Это приводит к непропорциональности определенной части тела, подростковому углу. Дети в этом возрасте часто чувствуют себя неуклюжими [3, c. 1].
В подростковом возрасте из-за быстрого роста организма становится трудно снабжать кровью сердце, легкие и мозг. Поэтому дети этого возраста отличаются изменениями сосудов и тонуса мозга. Такие изменения приводят к быстрым изменениям физического состояния, в результате чего меняется настроение [1, c. 84]. При этом ребенок может длительное время продолжать физическую активность, связанную с его хобби (например, играть в футбол безумно танцевать на дискотеке), и при этом «падать от усталости». Особенно это касается интеллектуального стресса.
Эмоциональное развитие подростков связано с уровнем интеллектуальной зрелости, гормональными и физическими изменениями, а также социокультурными факторами:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер, 1998. - 379 с.
2.Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12.
3.Алексеева М. Е., Иванова Н.Н. Роль отца в воспитании детей / М.Е. Алексеева // Научный электронный журнал «Меридиан»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагог. Творец. Личность» -2017. -№ 4 (7). - С. 1-2.
4.Андреева Т. В. Психология семьи: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.
5.Басалаева Н.В., Сырынчева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на ребенка // Журнал практического психолога. 2005. - № 5. - С. 99-106.
6. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. – М.-Обнинск: «ИГ-СО-ЦИН», 2007. - 220 с.
7. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики : монография. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — С. 11 — 24.
8.Гайтс Ф. Психология подростков и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. - 656 с.
9.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
10.Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей // Психологическая наука и образование. 2003. - № 4. - С. 40-46.
11.Кучмаева О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи // Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 53 — 59.
12.Литвинова А.В. «Родители и дети. Роль образов родителей в становлении личности ребенка». - М.: 2004. - 350 с.
13.Манеров Р.В. Отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины // Смысловые пространства современного человека. СПб.: Питер, 2005. - 397 с.
14.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
15.Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005.
16.Петросянц В.Р., Люткина П.В. Структура представлений об идеальном родителе у юношей - студентов вуза // Universum: психология и образование. - 2017. - №2 (32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-predstavleniy-ob-idealnom-roditele-u-yunoshey-studentov-vuza (дата обращения: 30.05.2024).
17.Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-9.
18.Токарева Ю.А. Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя // Вестник Тюменского государственного университета. - № 5. - 2010. -С. 154-160.
19.Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 26-39.
20.Nielson L. Father-Daughter Relationships: Contemporary Research and Issues / Routledge Taylor and Francis group New York, 2012.—. 286 p.