Фрагмент для ознакомления
2
Курсовая работа на тему: «Проективные методики в маркетинге, цели и особенности применения (на примере организации)», обладает актуальностью в части, касающейся представления современного видения алгоритмов бенчмаркинга функционалом и инструментарием проективных методик маркетинга. Бенчмаркинг представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого компания анализирует методы своей работы с целью ее улучшения. Товары, услуги, бизнес-процессы – все это сравнивают с элементами работы других организаций. Рассмотрим в данном исследовании что такое бенчмаркинг, какие функции выполняет бенчмаркинг и какие виды бенчмаркинга бывают.
Бенчмаркинг – это не единоразовый процесс. Повторить его следует как можно чаще (в идеале ежемесячно). Это позволит отследить изменения в работе конкурентов и снова применить их положительный опыт в своей организации. Начальник отдела маркетинга должен уметь убедить руководителей других подразделений в том, что предлагаемые методы действительно оправданы и принесут предприятию гораздо большую прибыль, нежели при использовании старых методик с наименьшими затратами. При маркетинговом распределении функций в компании отдел сбыта выступает в качестве заказчика продукции, что способствует постоянному функционированию предприятия и адекватной занятости работников.
Организация службы маркетинга в компании непременным образом несет в себе перемены для всех структурных подразделений предприятия. Поэтому начальники отдела маркетинга должны добиваться не только эффективной работы структур, но и предприятия в целом.
Чтобы завоевать внимание покупателя, необходимо тщательно исследовать рынок и конкурентов, иначе даже самая мелкая ошибка может привести к убыткам.
Проективные методики взяты маркетингом из клинической психологии (как и многое другое - все-таки людей изучаем).
Проективные методики в маркетинге включают в себя пять разновидностей:
1. Ассоциативная методика. Респондента просят сказать, написать или выбрать из предложенного то, что у него ассоциируется с исследуемым предметом.
2. Методика на завершение задания. Респондента просят закончить незавершенные стимулы.
3. Конструирующая методика. Респондента заставляют создавать что-либо.
4. Экспрессивная методика. Объектом внимания таких методик является эмоциональное восприятие потребителями исследуемой марки, продукта, категории продукта.
5. Ранжирование. Применяется тогда, когда можно структурировать стимулы.
Практическое применение проективных методик в маркетинге и результаты применения проективных методик в маркетинге:
1. Проективные методы позволяют раскрыть субъективные и скрытые стимулы поведения.
2. Обсуждение сложной темы, отношение к которой респонденту трудно выразить
3. Сегментация респондентов - проективные методики могут помочь в понимании того, чем различаются группы респондентов в плане восприятия той или иной вещи
4. Нежелание респондента вовлекаться в дискуссию - проективная методика поможет ее разнообразить и разговорить респондента.
Объект исследования: мониторинг рынка за счёт использования проективных методик маркетинга.
Предмет исследования: маркетинговое исследование в системе мониторинга рынка.
Цель исследования: рассмотреть проективные методики в маркетинге, цели и особенности применения (на примере организации) – их роль для мониторинга рынка.
Задачи исследования:
- в рамках теории изучения методов мониторинга рынка, рассмотрим функции, виды и примеры бенчмаркинга;
- сформулируем преимущества и примеры бенчмаркинга;
- в рамках практики маркетингового исследования, представим мониторинг рынка конкретной услуги конкретного рынка (рынок стоматологических услуг василеостровского района Санкт-Петербурга по нише гигиены полости рта (гигиенические чистки);
- проведём маркетинговое исследование – опрос для анализа рынка стоматологических услуг василеостровского района Санкт-Петербурга по нише гигиены полости рта (гигиенические чистки);
- предложим рекомендации организация маркетинга по векторам систем мониторинга рынка и проведения маркетинговых исследований.
Метод исследования: контент-анализ теории и успешных практик использования проективных методик маркетинга, цели и особенности применения (на примере организации) для мониторинга рынка, с акцентами на маркетинговое исследование рынка, включая, но не ограничиваясь бенчмаркингом.
ГЛАВА 1. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В МАРКЕТИНГЕ, ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В БЕНЧМАРКИНГЕ
1.1. Функции, виды и примеры бенчмаркинга
Зарождение этого метода связывают с деятельностью компании XEROX, доля на мировом рынке которой снизилась на 40%. Причина этого – развитие японских компаний Canon и Minolta [40, с. 158].
Чтобы укрепить свои позиции, руководство XEROX запустило проект, который можно охарактеризовать как «эталонное тестирование».
Его суть заключалась в том, что сначала необходимо было проанализировать прямых конкурентов: их бизнес-процессы, политику ценообразования, логистику, сбыт и т.д.
После этого полученные данные сравнивались с показателями компаний, которые конкурентами не являлись.
В результате удалось отобрать несколько ведущих организаций – это и были те эталоны, на которые ориентировались в XEROX, чтобы улучшить свои позиции на рынке.
Сегодня бенчмаркинг (или бенчмаркетинг) – это инструмент, который позволяет проанализировать работу предприятия и улучшить его показатели.
Бенчмаркинг предполагает анализ собственных бизнес-процессов относительно товаров, услуг, производства в других организациях.
В большинстве случаев бенчмаркинг проводится в рамках изучения прямых конкурентов, работающих в одной и той же отрасли.
Однако возможен и более глубокий бенчмаркинг, при котором предметами исследования становятся и другие организации, которые не являются главными конкурентами предприятия.
Основная цель такого метода – это использование опыта посторонних компаний в своей работе. Применение положительных качеств и преимуществ конкурентов помогает усовершенствовать работу предприятия.
Представим, какую информацию о конкурентах стоит мониторить:
Чтобы точно понимать свое положение на рынке, нужно знать все о конкурентах: показатели, планы, внедрение новых технологий и запуск проектов.
Собирать, анализировать и быть на шаг впереди конкурентов.
Функции бенчмаркинга [15, с.47]:
Выделяют несколько наиболее важных функций бенчмаркинга:
1. Товарная политика – это определение типа продукции и проблем покупателя, которые она будет решать. Для этого необходимо сегментировать рынок и определить целевую аудиторию.
С другой стороны, это также поддержание уровня работы компании, при которой потребности клиентов будут непрерывно удовлетворяться.
2. Ценообразование – подбор оптимальной стоимости на товар.
Это одна из самых сложных задач в сфере продаж.
Чаще всего установление цен на продукты происходит экспериментальными путям.
Важные инструменты ценообразования – это прежде всего наценки, акции, скидки и т.д.
3. Коммуникации.
Речь идет о рекламном продвижении товаров и услуг через различные каналы: личные контакты (почта, телефон, беседа с клиентом), интернет, презентации, выставки и др.
4. Сбыт и продажи.
Управление каналами сбыта, которое включает в себя постановку целей, делегирование полномочий, распределение ответственности между сотрудниками, работа с претензиями и разрешение конфликтных ситуаций.
5. Управление. Стратегическое и оперативное планирование, формирование системы коммуникации, контроль маркетинга и т.д.
У бенчмаркинга есть также и две дополнительные функции – аналитическая и производственная:
1. Аналитическая функция предполагает изучение маркетинговой среды, освоение новых рынков, изучение целевой аудитории и конъюнктуры рынка.
2. Производственная функция затрагивает организацию производства товаров и оценку их качества, исследование конкурентов, в том числе их продукции и бизнес-процессов.
Виды бенчмаркинга [3, с. 301]:
Классификация бенчмаркинга зависит от объекта исследования.
Таблица - классификация бенчмаркинга в зависимости от объекта исследования [3, с. 27]
Виды бенчмаркинга
Характеристика
Внутренний (Internal benchmarking)
Объект исследования – это внутренние процессы компании, а также ее продукты и услуги. Необходимо подобрать схожие процессы и сравнить их между собой. Это наиболее простой метод, поскольку собрать данные о собственных процессах довольно легко. Недостаток – это ограниченность возможностей и необъективные результаты исследования.
Внешний (External benchmarking)
Внешний бенчмаркинг – это анализ, где внутренние процессы сравниваются с внешними организациями. Такой вид исследования может быть двух видов – конкурентный и неконкурентный, в зависимости от типа партнера.
Конкурентный (Competitive benchmarking)
В качестве объекта для анализа выбирают прямых конкурентов, бизнес-процессы которых имеют сходства с деятельностью самой организации.
Неконкурентный (Non-competitive benchmarking)
Исследование затрагивает те компании, которые не являются прямыми конкурентами.
Функциональный (Functional benchmarking)
Анализ представляет собой количественное и качественно сравнение функций конкретного предприятия с аналогичными функциями других, работающих в одной отрасли. В этом случае легко определить эталон, однако при внедрении опыта работы компании могут возникнуть проблемы.
Обобщенный (General benchmarking)
Для исследования необходимо отобрать несколько компаний-эталонов. Поскольку информация о них есть в открытом доступе, провести такой анализ не составит труда. Стратегический (Strategic benchmarking) Основная цель такого исследования – обозначить общие принципы ведения бизнеса. В процессе исследования происходит изучение стратегической направленности компании, ее организационной структуры, инвестиционной деятельности, менеджмента, позиционирования.
Совместный (Collaborative benchmarking)
Такой бенчмаркинг осуществляется при участии партнеров. Их цель – проанализировать опыт друг друга, предварительно заключив соглашение о сотрудничестве.
Подобрав наиболее подходящий вид бенчмаркинга, можно приступать к конкретным действиям.
Этапы бенчмаркинга [33, с. 85]:
Этап 1.
Выявление проблемных бизнес-процессов:
Вне зависимости от вида бенчмаркинга сначала необходимо выявить, какие элементы в деятельности компании являются проблемными и что именно нужно улучшить.
При этом важно определить приоритетность функций.
1.1. Особое внимание необходимо обратить на те процессы, которые играют решающую роль в формировании ценовой политики и себестоимости товаров.
1.2. Следующая категория – это те элементы, у которых наблюдает большой потенциал усовершенствования.
1.3. Последняя категория бизнес-процессов – это мотивирующие и так называемые успех образующие показатели.
Что именно сравнивается во время бенчмаркинга?
Это могут быть товары и услуги, маркетинговая стратегия и сбыт, работа с покупателями и взаимодействие с ними после продаж, управление персоналом.
Этап 2.
Отбор количественных и качественных показателей:
Далее необходимо проанализировать бизнес-план, чтобы выявить в нем важные показатели:
2.1. Трудовые (заработная плата сотрудников и накладные расходы).
2.2. Отличительные показатели (что именно отличает вашу продукцию от предложений конкурентов).
2.3. Доля и место компании на рынке.
2.4. Результаты финансовой стратегии.
2.5. Рентабельность продаж.
2.6. Позиционирование.
2.7. Обеспеченность трудовыми ресурсами.
2.8. Чистая прибыль.
В команду специалистов, которые будут заниматься бенчмаркингом, необходимо набрать менеджеров из различных подразделений компаний.
Это позволит оценить результаты деятельности со всех сторон.
Этап 3.
Поиск компаний-эталонов для сравнения:
Не стоит ограничиваться выбором только прямых и явных конкурентов.
Зачастую изучение менее популярных организаций или тех, которые работают в других отраслях, также бывает полезным.
Наименее успешные участники рынка могут в будущем занять лидирующие позиции.
Опыт мировых компаний также может повлиять на совершенствование собственного бизнеса.
Перечень эталонов должен включать себя не более 10 компаний, а лучше – еще меньше.
В основе такого списке должен лежать принцип разнообразия.
Чем больше разных предприятий подобрано для сравнения, тем эффективнее будет результат бенчмаркинга [16, с. 277].
Подбор эталона производится через STC-анализ (Skin, Trim, Cream):
S – поверхностный анализ.
T – подробный анализ.
C – выбор наилучшего кандидата.
Этап 4.
Анализ собранных показателей:
Когда речь идет о внутреннем анализе, то проблем с поиском необходимой информации не возникает.
Получить данные можно путем проведения формальных или неформальных опросов для поставщиков, клиентов, сотрудников.
Если же необходимо найти информацию о конкурентах, то тут возможны два варианта: это обоюдное согласие или шпионаж.
4.1. Обоюдное согласие предполагает оформление договоров о сотрудничестве, посещение конференций и выставок, опросы, интервью и т.д.
4.2. Шпионаж в бенчмаркинге – это совокупность таких методов, как сбор информации в открытых источниках, «тайный покупатель», общение с бывшими сотрудниками.
Этап 5.
Внедрение изменений для усовершенствования работы компании:
Наконец, последний шаг – это внедрение полученных данных в работу собственного бизнеса.
На основании этих сведений необходимо разработать новую стратегию развития, которая должна включать такие пункты, как:
5.1. Какой опыт компаний-эталонов является наиболее привлекательным.
5.2. Что именно из полученных данных будет внедрено в работу бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
Басовский, Л. Е. Маркетинг: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2018. - 233 с.
Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. - М.: КноРус, 2020. - 672 c.
Бенчмаркинг как инструмент формирования приоритетов развития ОАО «РЖД». Тулупов А.В., Васильев И.П., Палаткина Е.В., Раков Д.А., Архипов Д.Г., Радаева В.А. Железнодорожный транспорт. 2023. № 4. С. 27-29.
Бенчмаркинг управления маркетингом потребительского опыта ведущих мировых финансовых организаций. Акчурина М.С. В сборнике: Маркетинговые модели, практики и тренды: вызовы и перспективы региона Большой Евразии. Сборник материалов 1-й Евразийской конференции по маркетингу. Санкт-Петербург, 2024. С. 301-302.
Блэк К. Конкретный и конкурентный PR. Прямое и эффективное руководство специалистам по PR, имиджу и рекламе. М.: Эксмо, 2019. -275 с.
Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - М.: Питер, 2023. - 944 c.
Гембл, Поль; Стоун, Мерлин; Вудкок, Нейл Маркетинг взаимоотношений с потребителями; ФАИР-Пресс - М., 2021. - 512 c.
Герасимов, Б. И. Маркетинг: учебное пособие / Б. И. Герасимов, В. В. Жариков, М.В. Жарикова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2018. = 320 с
Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. - М. Высшая школа, 2018. – 258 с.
Гончарук, В. А. Маркетинговое консультирование / В.А. Гончарук. - М.: Дело, 2023. - 248 c.
Горшков Д. В. Особенности продвижения. Построение успешных коммуникаций с потребителем // Маркетинговое образование, 2022 – 320 с.
Грошев, И. В. Системный бренд-менеджмент / И. В. Грошев. - Москва: Издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2021. - 655 с.
Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование: учебное пособие для вузов / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 340 с.
Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 336 с.
Инновационный маркетинг: виды и методы. Бувайлов И.Ю., Гапоненко Т.В. В сборнике: Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: проблемы, новые решения и перспективы. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2022. С. 44-49.
Интернет-маркетинг. Жильцова О.Н., Артемьева О.А., Жильцов Д.А., Карпова С.В., Поляков В.А., Рожков И.В. Учебник / Москва, 2022. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп). – 280 с.
Искусственный интеллект как инструмент рекламы и PR. Косенко А.В., Паничева Я.Е., Таран Я.Д., Лыкова Т.Д. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 21-25.
Карпова, С. В. Брендинг. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / С. В. Карпова, И. К. Захаренко; под общ. ред. С. В. Карповой; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 439 с.
Конверсия в веб-маркетинге. Токарева И.А., Гапоненко Т.В. В сборнике: Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: проблемы, новые решения и перспективы. Сборник НТ. Ростов, 2022. С. 282-285.
Коноваленко М.Ю., Ясин М.И. психология рекламы и PR. Уч. / Сер. 76 Высшее образование. (2-е изд., пер. и доп) Москва, 2024. – 220 с.
Макашев, М. О. Бренд-менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 080200 "Менеджмент", 080111 Маркетинг (квалификация (степень) бакалавр) / М. О. Макашев. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. - 224 с.
Манн, Игорь Маркетинг на 100%. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. -256 c.
Маркетинг: учебное пособие / Алешина О.Г., Веремеенко О.С., Суслова Ю.Ю. - Краснояр.: СФУ, 2017. - 214 с.
Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2018 - 380 с.
Международный маркетинг: учебник и практикум для вузов / А. Л. Абаев [и др.]; под редакцией А. Л. Абаева, В. А. Алексунина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 362 с.
Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие / ред. Н.К. Моисеева. - М: Финансы и статистика, 2017 - 304 с.
Музыкант, В. Л. Брендинг: Управление брендом: учебное пособие / В. Л. Музыкант. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 316 с.
Нуралиев, С. У. Маркетинг: учебник / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. — Москва: Дашков и К, 2016. — 362 с.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 – 383 с.
Применение бенчмаркинга на производственных предприятиях: проведение внутреннего сопоставительного анализа в организациях. Назипова Д.А. Экономика и парадигма нового времени. 2023.№1(18). С.24-28
Применение технологий бенчмаркинга в деятельности предприятия розничной торговли. Адильханова А.Д., Караев Р.Г., Нажмутдинова С.А., Абдуллаев Н.А. Экономика и предпринимательство. 2023. № 12 (161). С. 1062-1066.
Равнение на конкурентов: бенчмаркинг как инструмент совершенствования бизнес-процессов. Сакурова Л.Р. В сборнике: Актуальные вопросы общества, науки и образования. сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 82-84.
Роль PR-технологий в организации и проведении фандрайзинговой кампании. Оршанская Е.И., Двоенко О.А. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 178-183.
Романов, А. А. Маркетинг: учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. — Москва: Дашков и К, 2016. — 440 с.
Современные тенденции в PR. Понявкина П.Д., Попова Е.А., Шурупова А.К., Лыкова Т.Д. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 184-190.
Современный PR как инструмент формирования имиджа компании: на пример ПАО «ГАЗПРОМ». Бехтерева А.А., Заболотская Н.А., Лыкова Т.Д. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 140-146.
Современный PR: тренды, подходы, решения. Анализ PR-кампании Яндекса. Фролова А.А., Зинченко С.Д., Лыкова Т.Д. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 212-217.
Старов, С. А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей [Текст]: монография / С. А. Старов. - Санкт-Петербург: Издательство Высшая школа менеджмента, 2019. - 492 с.
Традиционный и современный PR: ключевые различия, подходы и тренды. Кузнецова А.И., Новикова Е.Н. В сборнике: Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы. Сборник трудов. Ставрополь, 2024. С. 154-160.
Умаров М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Умаров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 с.
Цифровой маркетинг. Куликов М.М., Дулин А.Н., Дмитриева Н.И., Лысенко Н.В., Погорелова Л.А., Шабельникова В.В. Новочеркасск, 2022. - 190 с.
Шарков, Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы [Текст]: учебное пособие / Ф. И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т соврем. коммуникац. систем и технологий. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К°: Издательство Шаркова, 2019. - 271 с.