Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Истинным образцом первого периода развития романтизма, хрестоматийным его примером остается роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В своем произведении Виктор Гюго создал неповторимые романтические образы: Эсмеральда - воплощение гуманности и красоты душевной, Квазимодо, в уродливом теле которого оказывается отзывчивое сердце. В отличие от героев литературы XVII – XVIII веков, герои Гюго сочетают в себе противоречивые качества. Широко пользуясь романтическим приемом контрастного изображения иногда сознательно преувеличивая, обращаясь к гротеску, писатель создает сложные неоднозначные характеры.
Его привлекают гигантские страсти, героические поступки. Он превозносит силу его характера героя, бунтарский, мятежный дух, способность бороться с обстоятельствами. В персонажах, конфликтах, фабуле, пейзаже «Собора Парижской богоматери» восторжествовал романтический принцип отражения жизни — исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах. Мир безудержных страстей, романтических характеров, неожиданностей и случайностей, образ смелого, не пасующего ни перед какими опасностями человека, вот что воспевает Гюго в этих произведениях.
Процесс формирования и выражения нравственных качеств персонажей в художественном произведении – предмет особого литературоведческого исследования. Методологические подходы к изучению данной темы достаточно широки: исследования в области философии, психологии, педагогики и литературоведения условно можно разделить на две группы. Одна группа ученых (Т. Т. Акмамбетов, С. Ф. Анисимов, Е. М. Бабосов, Г. Н. Гумницкий, Н. Н. Крутов, И. Я. Писаренко) отождествляет мораль и нравственность. Вторая группа понимает мораль как «систему норм и ценностей, принятую в данном обществе, а нравственность – соблюдение внутренних законов одного отдельного человека». Такие ученые, как Л. Н. Коган, В. И. Басов, А. И. Шемшурина, Г. Н. Сериков, И. Ф. Харламов определяют мораль «как совокупность норм и правил поведения в обществе, т.е. то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика».
Отдельно можно выделить работы, интерпретирующие своеобразие художественного метода и особенности творческого пути писателя. Среди них: экспрессионистическая (Р.С. Спивак), мифопоэтическая (М.М. Полехина, К.Г. Петросов, С.Г. Семенова), экзистенциальная (В.В. Заманская), космический подход (И.Ю. Иванюшина, В.Н. Альфонсов, Ю.А. Карабчиевский).
Работа опирается на монографии и статьи таких исследователей как М.П. Алексеева, Л.Г. Андреева, Б.Г. Реизова, О.П. Бодык, М.Л. Купченко, С.Р. Брахман и др.
Методы исследования: в работе используются культурно-исторический подход в изучении литературного процесса, историко-типологический метод исследования. Именно их системная взаимосвязанность позволит изучить творчество писателя в многоаспектной связи с эпохой, в обусловленности исторической ситуацией, в сопоставлении с другими явлениями культурно-исторического процесса.
Объект исследования –роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Предмет исследования – герои романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Цель работы – рассмотреть систему персонажей в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Задачи работы:
-изучить концепцию произведения;
- рассмотреть основные темы и сюжет произведения;
- проанализировать систему образов персонажей в романе;
- рассмотреть образ Собора Парижской Богоматери и его связь с образами главных героев романа.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Анализ романа «Собор Парижской Богоматери»
1. 1. Концепция произведения
Примечательно, что книга прославила не только автора, но и здание собора Парижской Богоматери. В XIX веке власти собора планировали снести здание, так как оно считалось слишком старомодным. Виктору Гюго понравилось посещать этот собор, и он решил увековечить его в своем литературном произведении. В результате после публикации романа это место стали посещать туристы и дело было закрыто. Собор всегда будет напоминать людям о героях романа – Эсмеральде и некрасивом Квазимодо.
«Собор Парижской Богоматери»— это захватывающая история, действие которой разворачивается на фоне средневекового Парижа и исследует темы любви, отчуждения и социальной справедливости через сложных персонажей и детализированную обстановку. Этот классический роман, написанный Виктором Гюго, выдержал испытание временем, очаровывая читателей богатыми описаниями и глубоким повествованием.
«Произведение было опубликовано в 1831 году, в период растущего интереса к средневековому прошлому Франции. В эту эпоху в литературе возникло романтическое движение, где высоко ценились эмоции и индивидуализм, а прошлое идеализировалось. Роман сыграл значительную роль в возрождении интереса к архитектурному наследию Франции, особенно к готической архитектуре, воплощенной в соборе Парижской Богоматери» . Роман также отражает социальное неравенство и судебную систему 15 века, подчеркивая резкий контраст между богатыми и бедными, а также коррупцию внутри церкви и государства. Гюго использует свое повествование, чтобы прокомментировать эти проблемы, благодаря чему история перекликается с социальными потрясениями и изменениями, происходящими во Франции в его время.
Стиль письма отличается подробным описанием, эмоциональной глубиной и социальными комментариями. Проза Гюго сочетает в себе богатые, яркие образы с острыми исследованиями персонажей и общества. Его способность плести сложные повествования позволяет читателям полностью погрузиться в мир средневекового Парижа. Гюго использует смесь готических элементов и романтических чувств, привлекая внимание к красоте и упадку обстановки и внутренней жизни своих персонажей. Благодаря широкому использованию символики он передает темы изоляции, любви и искупления. Стиль Гюго одновременно грандиозный и сложный, он дает многослойный опыт чтения, затрагивающий вопросы морали, справедливости и человеческого несовершенства.
Форма романа также является гибридной, поскольку она «позволяет сюжету, персонажу, теме, истории, мелодраме, риторике и сцене предстать как отдельные и отдельные строительные блоки», а также «использует поэтический процесс, чтобы сплести их все вместе в сложная ткань означающих отношений». То есть гибридная форма романа объединяет жанры как отдельные (как «отдельные строительные блоки»), так и связанные («сложная ткань»).
«Поскольку теория эстетики Гюго одновременно разделяет и объединяет гротескное и возвышенное, форма Нотр-Дама также разделена (на многочисленные сюжеты, на философские трактаты, на мелодраму, на комедию и т. д.), но едина как «сложная ткань». Объединение жанров также делает роман «незавершенным» и, следовательно, «гармоничным» из-за удаления традиционных замыканий» . Последние главы Гюго еще больше подчеркивают развитие жанров, объединенных в романе. Названия последних двух глав подразумевают комедийный финал: «Свадьба Феба» и «Свадьба Квазимодо», напоминающие комическую пьесу Пьера Бомарше (1778) и комическую оперу Моцарта (1786) «Свадьба Фигаро». Однако содержание глав отрицает эти окончания.
Гюго использует фокусирование в Нотр-Даме, чтобы бросить вызов восприятию субъективности читателя, прямо призывая его разделить фокусирование персонажей романов. На первых страницах «Собора Парижской Богоматери» рассказчик предлагает читателю разделить точку зрения толпы средневековых зрителей, празднующих Крещение в парижском Дворце правосудия 6 января 1482 года: «Если это угодно читателю, мы постараемся проследить в воображении те впечатления, которые он [читатель] почувствовал бы вместе с нами, переступив порог большого зала». «На протяжении всего романа фокус восприятия рассказчика смещается между внешней фокусировкой, при которой рассказчик описывает «сзади» (то есть перспектива исходит из внешних тел и разумов персонажей и вне самой истории), и внутренней фокусировкой» .
По мере смещения фокуса с внешнего на внутреннее меняется и позиция текста относительно интерпретируемости тела: обычно внешне сфокусированное повествование романа часто настаивает на авторитетной категоризации и объяснении тел, тогда как внутренне фокусированное повествование часто двусмысленно отрицает авторитет соматической интерпретации и устойчивость разделения на ненормальное и нормальное.
Гюго воссоздает яркую, напряженную атмосферу жизни XV века, чтобы напомнить своим читателям о великолепии и значении готического прошлого Парижа. Книга одновременно является призывом к сохранению исторической готической архитектуры города (и, следовательно, его наследия). Его просьба была встречена с большим успехом. Первое издание, выпущенное издателем Чарльзом Госселином, было распространено в четырех выпусках по 275 экземпляров каждый, и роман мгновенно стал невероятно популярным.
«Хронотоп романа, организованный вокруг Собора Парижской Богоматери – уникального памятника архитектуры, сочетающего в себе черты романской и готической архитектуры – включает парижские улицы, площади и кварталы, отходящие от него во всех направлениях (Собор и Гревская площадь, Университет, «Дворик»). чудес» и др.). Париж в романе становится естественным продолжением собора, возвышающегося над городом и оберегающего его духовную и общественную жизнь» . Собор Парижской Богоматери, как и большинство старинных памятников архитектуры, по мнению Гюго, воплощен в камне Словом – единственной сдерживающей силой для грубых, необразованных людей в Париже. Духовный авторитет католической церкви настолько велик, что она легко превращается в убежище для Эсмеральды, обвиняемой в колдовстве.
1. 2. Темы и сюжет произведения
Важную роль играет народ. Массы стихийны, ими движут эмоции, они неуправляемы. Они изображены в разных эпизодах. Сначала - мистерия, праздник дураков, соревнование на лучшую гримасу, где Квазимодо избирается королем. На соборной площади есть площадка для мистерий, и цыгане разворачивают на площади свое зрелище. Другая сторона — жизнь парижского сброда. Эсмеральда наделена лучшими женскими качествами. Она не только красива, но и обладает прекрасным голосом, передающим все душевные переживания девушки, ее любовь к молодому капитану Фиби де Шатобер раскрывает лучшие качества, в частности способность любить безвозмездно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаева С.Н. Архитектурная лексика в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» / С. Н. Абдуллаева // Язык, культура, ментальность : Германия и Франция в европейском языковом пространстве: материалы Междунар. студ. науч. конф. – Нижний Новгород, 2017. – С. 6-9.
2. Бодык О.П. Своеобразие функционирования мотива рока как одного из важнейших аспектов поэтики романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» / О. П. Бодык // Художественный текст и текст в массовых комуникациях. – Смоленск, 2008. – Вып. 4. – Ч. 1. – С. 74-83.
3. Великая В.И. Поэтика религиозного символизма в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» / В. И. Великая // Молодёжь третьего тысячелетия : XL Региональная науч.-практ. студ. конф. – Омск, 2016. – С. 882-884.
4. Верховская Д.А. Образ собора в произведениях мировой литературы / Д. А. Верховская // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития : сб. ст. II Молодеж. науч.-практ. конф. – Петрозаводск, 2020. – С. 82-86.
5. Виноградова Ю.А. Прообразы персонажей романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» / Ю. А. Виноградова // Культура и молодежь : искусство соучастия : материалы XLV науч.-творч. конф. студентов СГИК / под ред. С.В. Соловьевой. – Самара, 2017. – С. 40-43.
6. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы эпохи Романтизма (первая треть XIX века) : учебник и практикум для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 426 с.
7. Гюго, Виктор. Собор Парижской Богоматери: [Роман] / Виктор Гюго; Пер. с фр. [Н. Коган; Послесл. и примеч. С. Брахман; Ил. Бриона; Грав. Де Йона, Перришо]. - Москва : СП "Лексика", 1992. - 429 с.
8. Елизарова М.Е. Анализ романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» / М. Е. Елизарова // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1972. – С. 107-128.
9. Зарубежная литература XIX века: учебник для среднего профессионального образования / Е. М. Апенко [и др.]. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 418 с.
10. История зарубежной литературы XIX века : учебник для вузов / Е. М. Апенко [и др.] ; под редакцией Е. М. Апенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 418 с.
11. Каршибаева У.Д. Категории пространства и времени в романах Виктора Гюго / У. Д. Каршибаева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5 (109). – С. 80-84.
12. Курдина Ж.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие / Ж.В. Курдина, Г.И. Модина. - М.: Флинта, Наука. 2010. - 204 с.
13. Литвиненко Н.А. Проблема массового в романистике В. Гюго / Н.А. Литвиненко // Филология в системе современного университетского образования. – М., 2002. – Вып. 5. – С. 76 – 82.
14. Маюра К.В. Воспитательная, эстетическая и философская функции романтизма (на материале романов В. Гюго) / К. В. Маюра // Молодые голоса Материалы студенческих научно-практических конференций. - 2016. - С. 50-53.
15. Сапелкин, А. А. Средневековье и его символы в европейской литературе ХIХ века / А. А. Сапелкин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. – № 3 (15). – С. 11–18.
16. Харькова А.В. Собор Парижской Богоматери в романах В. Гюго и М. Дрюона / А.В. Харькова, Н.С. Бочкарева // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур : сб. ст. молодых ученых : в 2 ч. – Пермь : Пермский гос. науч. исслед. ун-т, 2019. – Ч. 2. – С. 49-56.
17. Хусиханов А.М. Проблематика романа Виктора Гюго «Собор парижской Богоматери» / А.М. Хусиханов, А.М. Дикаева // Изв. Чеченского гос. ун-та. – 2018. – № 1. – С. 93-95.