Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Способность распознавать эмоциональные состояния относится к группе компетенций, необходимых для успешной коммуникативной деятельности.
Мимические, двигательные и прочие сигналы являются важным средством коммуникации и характеризуются неоднозначностью содержания, что может привести к трудностям восприятия и реагирования на содержащуюся в них информацию.
Актуальность обучения распознаванию эмоций в среднем дошкольном возрасте связана с высоким уровнем коммуникативной компетентности ребенка для его социализации в детском саду и подготовки к школе.
Проблема исследования - выявить условия проявления особенностей понимания детьми среднего дошкольного возраста эмоциональных состояний других людей.
Объектом исследования являются эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности понимания детьми среднего дошкольного . возраста эмоциональных состояний других людей.
Цель исследования: выявить эффективные условия проявления особенностей понимания детьми среднего дошкольного возраста эмоциональных состояний других людей.
Задачи исследования:
Представить теоретические аспекты психологического исследования эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Раскрыть особенности эмоционального развития ребенка-дошкольника в онтогенезе.
Охарактеризовать психолого-педагогический инструментарий развития у детей среднего дошкольного возраста понимания эмоциональных состояний других людей.
Экспериментальным путем выявить особенности понимания детьми среднего дошкольного возраста эмоциональных состояний других людей
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию у детей среднего дошкольного возраста понимания эмоциональных состояний других людей.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
1.1 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста многомерно и требует учета не только возрастных особенностей и условий развития для понимания эмоций, что важно и интересно при сопоставлении данных отечественных и зарубежных исследований и наиболее общих тенденций развития и подходов к развитию детского понимания эмоций. для идентификации.
На наш взгляд, прежде всего необходимо определить содержание термина "понимание эмоций" в отечественной и зарубежной психологии и контекст его употребления, поскольку существующие различия в трактовке этого термина в узком и широком смысле, аспектном отношении и структуре интегративного образования компенсируют разницу в понимании эмоций. определить общую стратегию исследования этой проблемы. Слово "понимать" в разговорной речи имеет несколько значений: "понимать разумом", "учиться", "понимать", "осознавать", "облекать смыслом, рассуждать", "находить смысл, воспринимать осмысленно, видеть причину и следствие".
При определении общих позиций при рассмотрении вопроса представляется целесообразным исходить из базового определения термина в отечественной психологии, где понимание трактуется как способность человека понимать, предполагать содержание, значение, значимость чего-либо, как познавательный процесс понимания содержания, Значение, понимаемое как продукт процесса понимания, как интерпретация чего-либо как такового. Глубина понимания зависит от способности человека извлекать смысловую информацию из представленного материала, конкретизировать важные факты, а затем обобщать их, тем самым понимая основной смысл.
Наиболее распространенной интерпретацией является понимание как процесс, состоящий из последовательности этапов (уровней), что заставляет исследователей сосредоточиться на выделении уровней понимания человеческих эмоций детьми. Общая теория уровней понимания была разработана в психологии А.А. Смирновым. Не перечисляя подробно уровни, мы указываем динамику их улучшения так, что начиная с первой фазы, когда мы выделяем в предмете не одну сторону, не говоря уже о незначительной для него, а скорее случайную особенность, мы переходим к более высоким уровням понимания, исследуя различные аспекты, которые могут быть связаны с ним. Раскрывать стороны предмета. объект, который для него более значим и раскрывает его более разнообразные связи с другими объектами, явлениями реального мира [7; 19].
Углубление понимания идет от общего восприятия к пониманию отдельных частей объекта или явления и пониманию их взаимосвязи, установлению причинно-следственных, а затем логических связей между постигаемыми явлениями и, наконец, выяснению мотивов поступков людей. С этой точки зрения понимание эмоций означает, прежде всего, дать словесное обозначение эмоций, выделить выразительные и впечатляющие характеристики, существенные характеристики, которые указывают на причины и следствия эмоции.
Отметим, что изучению проблемы понимания детских эмоций было посвящено гораздо меньше отечественных исследований, чем, например, изучению особенностей выявления и восприятия эмоциональных состояний взрослых и детей по выражению лица (исследования восприятия эмоциональных состояний человека проводились А.С. Золотняковой, А.М. Щетининым и др.), А.Н. Титова, А.Е. Бергфельда и других.
Характеристику последнего уровня понимания эмоций детьми, на наш взгляд, можно рассматривать в контексте автономных рассуждений А.М. Щетининой, утверждавшей, что понимание - это довольно сложный механизм, который одновременно обеспечивает добавление новых фактов к существующим, но недостаточным фактам и работу по приведению существующих фактов в целостность вместе с завершенными [4; 11].
Идентификация - это тип перцептивного действия (Л.А. Венгер), промежуточное звено между актом различения и идентификации, который заключается в сравнении двух объектов или воспринимаемого объекта со стандартом и установлении их идентичности или различия. То есть идентификация эмоциональных состояний - это механизм их восприятия и понимания, сравнение эмоционального объекта с эмоциональным эталоном для идентификации объекта в контексте обобщенных эмоциональных ценностей.
Согласно концепции декодирования экспрессивной информации, понимание эмоций - это единственная способность человека различать образцы мимики и идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний. Определения понимания эмоций как способностей аналогичны: распознавание выражений лиц других людей или понимание эмоций в различных социальных контекстах, распознавание собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей и использование словарного запаса эмоций; распознавать признаки эмоций в экспрессивном поведении людей (понимать выражение лица) в эмоциональных ситуациях.
Следовательно, в этой концепции термин "понимание эмоций" используется в более узком смысле определения эмоций. Проблема понимания эмоций в современной зарубежной психологии также рассматривается в контексте дискуссии об эмоциональном интеллекте и эмоциональной компетентности. Эмоциональный интеллект - это широкий термин, не имеющий строго фиксированного содержания [18; 27].
Эмоциональный интеллект определяется как: - подструктура социального интеллекта, способность наблюдать за собственными эмоциями и эмоциями других, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями; - способность идентифицировать и выражать словами свои чувства, проявлять сочувствие, задерживать удовольствие, читать и интерпретировать социальные сигналы (знание собственных эмоций, управление эмоциями, самомотивация, распознавание эмоций других, регулирование отношений); - знать свои собственные чувства и использовать их, чтобы принимать правильные решения в жизни; - уметь управлять чрезвычайными ситуациями, контролировать импульсы; - сохранять мотивацию, надежду и оптимизм в случае неудачи в достижении цели; - проявлять сочувствие; - знать чувства других; - владеть социальными навыками - это взаимодействие с другими людьми, управление эмоциями в отношениях, умение убеждать и вдохновлять других управлять; - набор навыков, отвечающих за то, как эмоциональные сообщения людей различаются по точности и как более точное понимание эмоций приводит к лучшему решению проблем в эмоциональной жизни человека (способность воспринимать и выражать эмоции, использовать их для стимулирования умственной деятельности); - разнообразные навыки, компетенции и способности, влияющие на успешность воспроизведения экологических требований (внутриличностные способности - эмоциональное самосознание, самоутверждение, самоуважение, самореализация, независимость; - навыки межличностного общения - межличностные отношения, социальная ответственность, сочувствие; адаптивность - решение проблем, проверка реальности, гибкость; - регулирование стресса – стрессоустойчивость, контроль над импульсами; общее настроение - счастье, оптимизм); - эмоциональная грамотность (развитие самосознания, управление эмоциями, овладение нормами приемлемого социального поведения, контроль негативных импульсов, коммуникативные навыки, самомотивация); - когнитивная способность говорить об эмоциях и использовать эмоции для улучшения умственной деятельности (способность точно различать эмоции, вызывать эмоции для развития мышления, понимать эмоции и эмоциональные значения и сознательно регулировать эмоции для стимулирования эмоционального и интеллектуального роста) [12; 26].
Фрагмент для ознакомления
3
Баранова, Э. А. Эгоцентризм и эмпатия в детском возрасте: обзор исследований. / Э. А. Баранова, А.А. Кучкина // Педагогика и образование: вызовы и перспективы: электронный сборник статей по матер. внутивуз. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Кириллов. Чебоксары, 2022.– С. 592– 596.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие. – М.: Феникс, 2015. – 270 с.
Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. – М., 2004.
Бреслав, Г. М. Эмоциональное формирование личности в детстве. Норма и отконение / Г. М. Бреслав. – Москва: Педагогика, 1990. – 144 с.
Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991. – 20 с.
Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1974. – №5. – С. 107–114.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.] // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61–73.
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. В 4-х т. Т. 3. – М., 1989. – С. 286.
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2010 г. – 91 с.
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель, 2006. – 973 с.
Загадка человеческого понимания / под общ. ред. А. А. Яковлева ; сост. В. П. Филатов. – М., 1991.
Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. С. 25–27.
Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования: учебное пособие / А. В. Запорожец. - Москва: Педагогика, 2012. - 320 с.
Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. – Санкт-Петербург: Лениздат: Союз, 2000. – 224 с.
Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Изотова, Е. И., Никифорова Е.В. – Москва: Академия, 2004. – 288 с.
Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М., 2004.
Карандашев, Ю. Н. О стадиях процесса понимания [Текст] / Ю. Н. Карандашев // Вопросы психологии. – 1982. – № 6.
Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага.: Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 с.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
Михайлова, И. В. Изучение эмпатии у детей среднего дошкольного возраста / И. В. Михайлова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №3(24). – С. 210-213 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenieempatii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer.
Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Овчаренко Елена Рудольфовна; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2003. – 27 с.
Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. – Минск : Бестпринт, 2006. – 76 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А. А. Смирнов. – М., 1966.
Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.П. Стрелкова ; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. – М., 1987. – 24 с.
Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / Д. И. Фельдштейн. – Москва: Международная педагогическая академия, 2012. – 368 с.
Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: мнография. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 124 с.
Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / А. М. Щетинина. – Великий Новгород, 2004.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по требованию, 2013. – 228 с.
Юдина, Т. О. Проявления эмпатии у детей раннего возраста: поведенческие и когнитивные факторы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Юдина Татьяна Олеговна; РАНХиГС. – Москва, 2018. – 24 с.