Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Россия в процессах регионализации в АТР
2.1. Нормативно-правовые основы взаимодействия РФ со странами АТР
Нормативно-правовые основы взаимодействия России и сран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) зафиксированы в ряде соглашений, которые регулируют различные аспекты двустороннего и многостороннего сотрудничества. Например, с 1996 г. между Россией и АСЕАН действует Диалоговое партнерство. В мае 2016 г. в Сочи состоялся саммит Россия-АСЕАН, на котором было решено вывести диалог на уровень стратегического партнерства. По итогам саммита были приняты два стратегических документа: во-первых, это Сочинская декларация; во-вторых, Комплексный план действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на 2016-2020 гг.
В Сочинской декларации Россия и АСЕАН подчеркнули, что высоко оценивают успехи, достигнутые за двадцать лет диалогического партнерства и взаимодействия в различных областях, включая политику, безопасность, торговлю, экономику, культуру, межличностные связи и сотрудничество в целях развития. Стороны подчеркнули, что необходимо продолжать укрепление диалогового партнерства на основе принципов равенства, взаимной выгоды и общей ответственности с целью содействия обеспечению мира, стабильности, безопасности, процветания, экономического роста, а также устойчивого развития и социального прогресса в АТР для продвижения к стратегическому партнерству. Эти усилия способствовали укреплению и развитию отношений между Россией и АСЕАН, а также содействовали миру, стабильности и процветанию региона. Стороны договорились расширять политический диалог, укреплять взаимодействие в сферах безопасности, экономики, торговли, инвестиций, науки, технологий, культуры и гуманитарного сотрудничества. Была подтверждена поддержка усилий АСЕАН по формированию Сообщества АСЕАН и построению открытой, прозрачной и инклюзивной архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стороны договорились активизировать взаимодействие в рамках таких форматов, как Восточноазиатский саммит, Совещание министров обороны АСЕАН и диалоговые партнеры, Региональный форум АСЕАН.
Комплексный план действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН предусматривает конкретные шаги по реализации положений Сочинской декларации. В их число входят: регулярные встречи на высшем и министерском уровнях; расширение торгово-экономического взаимодействия, включая создание совместных предприятий; в-третьих, сотрудничество в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, науке и технологиях; взаимодействие в сфере безопасности, включая борьбу с терроризмом и киберпреступностью; развитие гуманитарных связей в области образования, культуры, туризма. Кроме того, в документе подчеркивалась необходимость укреплять роль России и АСЕАН в региональной архитектуре в соответствии с общими ценностями и нормами, закрепленными в Уставе ООН, Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор), Декларации ВАС о принципах взаимовыгодных отношений (Балийские принципы) и международном праве, в том числе принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела и неприменения силы или угрозы силой, а также с учетом процессов, принципов и норм АСЕАН, включая центральную роль АСЕАН в формирующейся региональной архитектуре.
В 1998 г. Россия вступила в Азиатско-Тихоокеанское Экономическое сотрудничество (АТЭС) и продемонстрировала особый интерес к АТР. Через два года после этого события была принята Концепция участия России в АТЭС. В документе отмечается, что «как евроазиатская держава Россия стремится к развитию сбалансированного международного сотрудничества как в Европе, так и в Азии. Благоприятные перспективы для этого открываются в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда непосредственно входят Сибирь и Дальний Восток России и которому ныне прогнозируется роль основной зоны мирового экономического роста на XXI век».
В 2001 г. была принята Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. В эту организацию помимо России входят и другие страны АТР, в частности Китай. Согласно этому документу стороны договорились: укреплять взаимное доверие, дружбу и добрососедство между государствами-членами; вести совместную борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; содействовать эффективному региональному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях; проводить совместную работу по обеспечению и поддержанию мира, безопасности и стабильности в регионе; вместе строить новый демократический, справедливый и рациональный международный политический и экономический порядок; проявлять уважение к суверенитету, независимости, территориальной целостности государств и придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела; поддерживать равноправное сотрудничество на основе взаимной выгоды. В целом, стороны договорились постепенно развивать механизмы ШОС в соответствии с нуждами государств-членов. Кроме того, в документе подчеркивалось, что Шанхайская Организация Сотрудничества является объединением стран, не направленным против других государств или регионов, а основывающимся на принципах открытости. Она выражает готовность развивать диалог, устанавливать контакты и сотрудничество в различных форматах с другими странами, а также с соответствующими международными и региональными организациями. В соответствии с декларацией, ШОС готова принимать новых членов, которые разделяют цели и задачи сотрудничества в рамках организации, а также соглашаются с принципами, изложенными в документе. При этом вступление новых членов должно способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в рамках ШОС.
В 2005 г. ШОС и АСЕАН подписали Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН. В документе отмечается, что стороны будут стремиться к осуществлению эффективного сотрудничества и взаимодействия между двумя Секретариатами в различных областях. Также стороны подтвердили, что цели и задачи ШОС и АСЕАН определены соответственно в Хартии ШОС 2002 года и в Бангкокской декларации 1967 года.
В рамках ШОС была разработана Стратегия развития организации до 2025 г. Как отмечается в документе, это было связано со сложившимися предпосылками «для выведения ШОС на качественно новый уровень, характеризующийся повышением эффективности сотрудничества в сферах политики, безопасности, экономики, развития культурных и гуманитарных связей, расширения участия в делах региона и процессе глобального регулирования».
Помимо договоров и соглашений, закрепляющих нормативно-правовые принципы взаимодействия России и стран АТР на многосторонней основе, необходимо упомянуть договоры о двустороннем сотрудничестве между Россией и такими странами АТР как Китай и Индия.
Основополагающим документом, закрепляющим нормативно-правовые основы взаимодействия между Россией и Китаем, является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между, подписанный в 2001 г. Этот документ определил стратегическое партнерство двух стран. В соответствии с эти документом, Россия и Китай подтвердили, что не имеют территориальных претензий друг к другу, стремятся превратить границу между ними в символ вечного мира и дружбы, который будет передаваться из поколения в поколение. Также стороны подчеркнули, что прилагают активные усилия для достижения этой цели, руководствуясь международными принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, и строго соблюдают свою государственную границу.
Большое значение для развития АТР имеет сопряжение российского экономического проекта –евразийская интеграция (ЕАЭС) и китайской глобальной инициативы – Один пояс – Один путь, состоящей из двух составляющих Морской путь и Шелковый путь. В 2015 г. Россия и Китай подписали Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП. В документе отмечается, что для достижения поступательного и устойчивого экономического роста в регионе, активизации экономической интеграции и сохранения регионального мира и развития, стороны будут совместно работать над согласованием процессов строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Они будут взаимодействовать в рамках двусторонних и многосторонних форматов, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), соблюдая принципы транспарентности, взаимного уважения, равноправия, взаимодополняемости различных интеграционных механизмов и открытости для всех заинтересованных сторон в Азии и Европе.