Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития личности всегда актуальна. Государство должно создать ребенку «ситуацию социального развития», среду общения, сферу деятельности, адаптировать дошкольника к современным условиям жизни, воспитать патриотичного гражданина, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, развить инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, творческие способности, обеспечить интересное и плодотворное времяпрепровождение.
Ребенок начинает формировать личность, открывая для себя новое место в социальной сфере человеческих отношений. Он учится ориентироваться в межличностных отношениях между семьей и родственниками, педагогами и сверстниками, знает, как занять желаемое и соответствующее его статусу место среди родственников и друзей.
Феномен агрессии у детей беспокоит родителей и педагогов и вызывает научный и практический интерес. Агрессивные дети легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, непроницаемы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и учителями всегда натянуты и неясны.
Агрессия, становясь устойчивой чертой личности, оказывает негативное влияние на личностное развитие и процессы социализации детей, часто является причиной школьной неуспеваемости.
Количество агрессивных детей с каждым годом увеличивается, школьным учителям трудно с ними работать, зачастую учителя не знают, как себя вести.
Тема агрессии и агрессивности в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки.
В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях, Г. Э. Бреслав, В.И. Долгова, Е.В. Змановская, С. Л. Колосова, Я.В. Латюшин, Н. М. Платонова, А.Н. Романин, М.И. Станкин, И. А. Фурманов и др.
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью исследования особенности агрессивности в структуре личности.
Цель исследования – рассмотреть особенности агрессивности в структуре личности.
Объект исследования – агрессивность.
Предмет исследования – агрессивность как свойств личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «личность»;
2. Рассмотреть понятие «агрессия»;
3. Представить отличия понятий «агрессия» и «агрессивность»;
4. Описать факторы, провоцирующие появление агрессивности;
5. Выделить признаки проявления агрессивности;
6. Рассмотреть особенности влияния агрессивности на поведение личности.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме разграничений понятий «агрессия» и «агрессивность»; сравнительно-сопоставительный анализ теорий по проблеме агрессивного поведения.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты и методы проявления агрессивности в школьном возрасте могут быть полезны классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Современные представления об агрессивности в структуре личности
1.1 Теоретический анализ проблемы личности и ее структуры в современной психологии
Психологи не имеют однозначного ответа на вопрос «Что такое личность?». Сложность взглядов исследователей отражается в разнообразии их ответов, отчасти из-за противоречивых мнений по этому вопросу. Каждое определение личности в литературе (включенное в теорию развития и подкрепленное исследованиями) заслуживает внимания при рассмотрении глобальных определений данного понятия.
Представим несколько определений понятия «личность»:
- личность – это совокупность социальных отношений, реализующихся в различной деятельности (А.А. Леонтьев);
- личность – это совокупность внутренних состояний, нарушаемых всеми внешними воздействиями. Рубинштейн):
- понятие личности определяет человека как члена общества, обобщает интегрированные в нем черты социальной значимости (И.С. Кон);
- личность – субъект социального поведения и общения (ГБ). Ананьев);
- личность, социальная личность - человек, познающий и объективно изменяющий мир, способный к речи и действию (А. В. Петровский).
Таким образом, личность - это социально детерминированный человек, включенный в систему устойчивых психологических характеристик, важных для него и других людей и определяющих его нравственные поступки, которые отражаются на его природе и общественных отношениях.
Развивая концепцию личности, Г. Олпорт вводит понятие «черты», наиболее надежной «единицы анализа» отличительных черт, объясняющих своеобразие человеческой психологии и личности. С точки зрения Г. Олпорта, это «нейропсихологическая конструкция», которая способна изменять многие функционально эквивалентные стимулы, а также может стимулировать и направлять адаптивное и осмысленное поведение человека на эквивалентный (преимущественно стабильный) стимул [3, с. 144].
Таким образом, личностные черты — это гибкие черты, которые изменяют стимулы для получения различных эквивалентных реакций. Личность гарантирует одинаковую реакцию на разные стимулы, что делает поведение человека относительно стабильным и однородным во времени.
Личность каждого человека задается внутренним набором психологических характеристик, составляющих его личность и определяющих его уникальность и отличие от других. Индивидуальность включает в себя темперамент, характер, привычки, предпочтительные интересы, качества познавательных процессов (чувство, память, мышление, зрение), способности, индивидуальный стиль работы и т. д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием этих психологических характеристик — личность человека уникальна в своей индивидуальности [5].
Психологи различают общие и специфические черты. Общие черты – это характеристики, специфичные для определенной категории, которые формируются в процессе приспособления к окружающей среде и другим людям. Это обобщенная форма реакции, признак национального характера. В отличие от родовых признаков, черты или характеристики (также называемые морфогенными) не позволяют сравнивать характеристики человека с другими [7].
Индивидуальные черты личности во многом отражают структуру личности. Однако не все личностные установки одинаково отражаются в структуре личности: есть такие, которые отвечают за направленность личности –смыслообразующие. Основные черты, проявляющиеся в поведении человека, а вспомогательные — это периодические черты, присутствующие в личности и имеющие временный эффект. Г. Олпорт классифицировал их как кардинальные, центральные и вторичные соответственно [10].
Кардинальные черты управляют всеми человеческими действиями. Они направляют действия человека и занимают самое видное место в структуре его личности. В то же время наличие кардинальных черт необычно для всех.
Центральные черты – яркое описание человека, портрет человека. Их немного — от пяти до десяти — и они хорошо заметны в поведении человека.
Вторичный черты выражаются в форме вкусов и предпочтений человека и могут быть познаны только после длительного знакомства с ним.
Экспериментальные исследования личности были начаты в России А. Ф.Лазурским и за рубежом Г. Айзенком, Р. Кеттелом.
А.Ф. Лазурский разработал методику и методологию проведения систематических научных наблюдений за индивидом, а также процедуру проведения естественного эксперимента, с помощью которого можно получить и обобщить данные о психологии и поведении здорового индивида [16].
Немецкий ученый Г. Айзенк характеризует черты личности, такие как экстраверсия-интроверсия (согласно теории К. Юнга), нейротизм -стабильность, психотизм -сила Суперэго, которые имеют решающее значение для описания поведения. Первые два измерения, определенные факторным анализом, являются ортогональными и построены по принципу нормального распределения в виде континуума на достаточно большом диапазоне. Все комбинации выражения черт составляют типы личности, расположение которых обычно схематично изображается на плоскости с помощью двух скрещенных шкал. По словам Г. Айзенка, типы личности не должны подвергаться моральной оценке, поэтому их нельзя сравнивать [19].
Третье измерение - это психотизм, он считает мерой антиобщественности человека. Оно представляет собой личную преемственность, в которую можно поместить всех людей. Эти люди беспокойны, импульсивны, невосприимчивы к чужому положению, эгоистичны, склонны нарушать социальные устои. Г. Айзенк отмечает нейрофизиологические детерминанты личностных качеств, и приводит ряд убедительных аргументов, подтверждающих его позицию.
Таким образом, проблема личностных качеств рассматривается в психологии неоднозначно. Из всех описаний личности, предложенных в начале экспериментального периода развития проблемы личности, наиболее удачным является понятие, данное Г. Олпортом: личность - это своеобразный набор психофизиологических систем, которые возникают индивидуально - личностные черты, определяемые своеобразным мышлением и поведением конкретного человека [7].
Л.С. Выготский и его ученики, развивая культурно-историческую концепцию, рассматривали развитие личности как присвоение (интериоризацию) ребенком человеческой культуры, опыта, способов действия. В этом контексте в центр исследования ставится «переход от социального воздействия вне личности к социальному воздействию внутри личности» [8, с. 725], которое во многом опосредуется через знак. Отсюда вытекает важность исследования культурно-исторического опыта и сложившихся в процессе наработки этого опыта знаковых систем, опосредующих социализацию человека. Выготский Л. С. концептуализирует идею того, что социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца существенно перестраивается после кризиса трех лет и продолжает изменяться в дошкольном возрасте. Происходит кризис личности -«Я», то есть возникает ряд поступков, мотивов которых связан с появлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием. Мотив дошкольника становится дифференцированным от ситуации. После прохождения кризиса трех лет происходит перестройка социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей. «Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» [6, с. 989]. Таким образом, дошкольнику становится более значимым межличностное взаимоотношение со сверстниками, с родителями, с посторонними людьми. Взаимодействуя с окружающими, ребенок расширяет круг представлений о себе и приобретает способность к их демонстрации, первоначально, на элементарном неосознаваемом уровне, а с возрастом, на основе социально и культурно принятых способов поведения.
В.М. Бехтерев отмечал, что при изучении свойства личности необходимо исходит от переходных состояний между психопатией и нормальным состоянием человека [1, с. 124].
Известный психиатр П. Б. Ганнушкин назвал это состояние скрытой психопатией [11, c. 222]. В 1977 году А. Личко на основе работ К.У. Леонгарда и классификации психопатий П.Б. Ганнушкина разработал это понятие и, считая личность очень сложной, стал употреблять словосочетание «акцентирование характера» [20, с. 14].
Психопатия – это личностное отклонение. По мнению П.Б. Ганнушкина, оно определяет весь душевный склад человека и накладывает отпечаток на всю жизнь. Они не претерпевают резких и существенных изменений в течение жизни и не способны адаптироваться к окружающей среде и адаптироваться к социуму [11, c. 174].
Однако, в отличие от психопатии, акцентуации характера не приводят к общим социальным нарушениям. Черты личности становятся сильнее и отчетливее в подростковом возрасте.
В добавление к критериям П.В. Ганнушкина, О.В. Кербикова А.Е. Личко отмечает еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места» [11], [20].
Люди с личностными акцентуациями могут испытывать влияние окружающей среды и психологическую травму. Если неблагоприятное событие или ситуация достигает «слабого места» и все поведение таких людей резко меняется, акцентуации начинают доминировать [14, c. 9].
Типичные черты характера различаются по своей интенсивности и выражены индивидуально. Для некоторых людей определенные черты характера настолько очевидны и неповторимы, что делают их оригинальными и неповторимыми. Острота таких качеств проявляется спонтанно, когда человек попадает в обстоятельства, соответствующие этим качествам. Такие условия указывают на усиление реакции человека. Поэтому с точки зрения выраженности черт характера, характер может быть патологическим (психопатии), акцентуированным и нормальным.
1.2 Понятие об агрессии и агрессивности в научной литературе
Проявление агрессии у детей врожденные – к ним относятся плач, крик и резкие движения. Однако с возрастом проявления агрессии становятся более серьезными (угрозы, физические действия агрессивного характера, членовредительство, даже самоубийство и т. д.).
И.А. Фурманов отмечает, что за последние десять лет уровень насилия вырос во всем мире, особенно в странах СНГ. Серьезную тревогу вызывают подобные социально опасные явления, обычно связанные с понятиями агрессия и агрессивность [20].
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на причинение физического или психического вреда или уничтожения другого человека или группы людей [16].
Агрессия сочетается с различными действиями, например, жестокими шутками, сплетнями, враждебными фантазиями, деструктивным поведением [14]
Агрессия – деструктивное поведение, нарушающее нормы (правила) людей, живущих в обществе, причиняющее вред объектам нападения (живым и неживым), причиняющее людям физический вред или психологический дискомфорт.
Агрессивность – черта личности, характеризующаяся готовностью к агрессии, а также склонностью воспринимать и интерпретировать поведение окружающих как враждебное. Благодаря своей устойчивости и встроенности в структуру личности агрессия может предсказывать общие поведенческие тенденции [7].
Следует отметить, что, несмотря на многообразие подходов к понятию агрессии, а также несмотря на то, что это явление не имеет точного определения. Объединив все подходы к возникновению человеческой агрессии, можно выделить 3 группы теорий:
1. Агрессия как инстинктивное поведение;
2. Агрессия как проявление побуждение;
3. Агрессия как приобретенное социальное поведение.
А. В. Петровский выделяет следующие виды агрессии:
а) физическая - использование физической силы против другого лица или объекта;
б) вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
в) прямая - непосредственно направлена против какого - либо объекта или субъекта;
г) косвенная - действия, направленные окольным путём на другие лица (сплетни, злые шутки и т. д.), а также действия, характеризующиеся непоправимостью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
д) аутоагрессия - проявление в самообвинении, самоуничижении, нанесение себе телесных повреждений и самоубийстве; е) враждебная - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; ж) инструментальная - средство достижения какой - либо цели [14].
В большинстве случаев агрессия выражается как реакция субъекта на фрустрацию и включает эмоциональный гнев, враждебность, ненависть и т. д. Среди разных видов реактивной агрессии (экспрессивной, импульсивной, аффективной) следует различать враждебную агрессию, осознающую стремление причинить вред другим, и объектную нейтральную агрессию.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
Агрессивность следует рассматривать как системное свойство личности, которое обусловливает склонность субъекта к использованию агрессивного стиля поведения, проявляется на разных уровнях психики.
1,3 Подходы к пониманию агрессивности как черты личности
Многосторонность подходов к пониманию агрессивности хорошо видна на примере «Психологического словаря» А. Ребера, где предлагается целый набор разнотипных определений: проявление агрессии, склонность к враждебным и агрессивным действиям, самоутверждение, склонность действовать энергично и целенаправленно, стремление к социальному доминированию [1].
Прежде всего следует коснуться вопроса о соотношении понятий «агрессия» и «агрессивность». Некоторые исследователи затрудняются разделить эти понятия. Мы считаем, что такая позиция в корне ошибочна и бессмысленна (поскольку мы имеем дело с двумя научными терминами, имеющими одинаковое значение). Советский криминолог А. Ратинов первым выявил эти два явления. По мнению ученого, агрессивность – это когда наблюдаются деструктивные тенденции в области характера, личной позиции, межличностных отношений и предпочтение использования насильственных средств для достижения своих целей. Агрессию А. Ратинов понимал как проявление агрессивности в деструктивных действиях [5].
Позднее русский психолог А. Реан подтвердил различие этих двух явлений. По его мнению, агрессия — это действие (поведение), а агрессивность — качество, выражающееся в готовности к агрессивным действиям;. На основании этого исследователь выдвинул два важных тезиса: во-первых, не все агрессивные действия основаны на агрессивности личности; во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в агрессивных действиях [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антье, Э. Агрессивность / Э Антье; Пер. с французского О. Басанцевой. – Москва : ФАИР – ПРЕСС, 2014. – 192 с. - ISBN 5-8183-1034-5. – Текст: непосредственный.
2. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – Москва: Магистр, 1999. - 96с. – Текст: непосредственный.
3. Беленок И.Л. Развитие общих способностей личности: учебное пособие / И.Л.Беленок, Ю.Д. Мишина. Новосибирск, 2005. 112 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Бейкович. – Москва: Юрайт, 2019. – 245 с. – Текст: непосредственный.
5. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г. Э. Бреслав. – Санки-Петербург: Речь, 2004. - 144 с. – ISBN 5-89317-063-6. - Текст: непосредственный.
6. Головей, Л. Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Е. Головей. – Москва: Юрайт, 2016. - 374с. – ISBN 978-5-534-07004-0. — Текст: непосредственный.
7. Долгова, В. И. Агрессивное поведение подростков /В. И. Долгова. – Текст: непосредственный // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20.
8. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии: - 2010.- №1.-С. 53-57.
9. Ениколопов, С. Н. Психология агрессии: основные подходы / С. П. Ениколопов. – Текст: непосредственный // Вестник Псковского вольного университета : - 2010, Т. 1. №1.- С. 62-69.
10. Журавлев, В. С. Почему агрессивны подростки? / В.С. Журавлев. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2017. –№3. – С. 109–110.
11. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина. – Москва: Педагогика. - 2003. – 318 c. – Текст: непосредственный.
12. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / И. В. Кисова, И. А. Конева. Санкт- Петербург: Речь, 2006. - 352 с. – ISBN: 5-9268-0506-6. - Текст: непосредственный.
13. Короленко, Ц. П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко. - Москва, 2016. 217с. – ISBN 978-5-00023-878-3. - Текст: непосредственный.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - Москва, 1982. – Текст : непосредственный.
15. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с. - ISBN 5-87224-084-8. – Текст : непосредственный.
16. Налчаджян, А. Агрессивность человека / А. Налчаджян. - СПб. : Питер, 2007. - 736 с. – Текст : непосредственный.
17. Пономарева, М. А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков / М. А. Пономарева. – Текст : непосредственный // Вестник Поморского университета. – Москва 2009. – 130 с.
18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Москва: Академия, 1996. – 378 с. – Текст: непосредственный.
19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Москва: Наука, 2015. – 214 с. - ISBN 5-89395-003-8. – Текст: непосредственный.
20. Славина, Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Л.С. Славина.– Москва: Просвещение, 2008. – 553 с. – ISBN. ISBN 5-89502-582-X. - Текст: непосредственный.
21. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – Москва: Просвещение, 2016. – 445 с. – Текст: непосредственный.
22. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов / Под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Просвещение, 2009. – 529 с. – Текст: непосредственный.
23. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов.– Минск, 2008. – 427 с. – Текст: непосредственный.