Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается проблема разработки уроков по предмету «Технология» в начальной школе. Актуальность обучения «Технологии» особенно высока в начальных классах, прежде всего в силу возможностей развития возрастных особенностей личности младшего школьника. Основными новообразованиями личности учащегося в этот период являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Это период интенсивного развития функций самоконтроля, самоанализа, произвольной регуляции деятельности и самооценки, умений действовать «про себя» и соотносить цели и задачи деятельности, изменяя и перестраивая свои действия в зависимости от цели и конкретных условий деятельности.
Специфика «Технологии» как образовательной области заключается в том, что здесь школьники в процессе обучения впервые приобретают опыт интегрированной преобразовательной деятельности, инвариантными сторонами которой являются: познавательная, предметно-практическая (трудовая), проектная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная и эстетическая составляющие. При этом деятельность младших школьников носит характер развернутой учебной деятельности, в состав которой входят общепознавательные, общетрудовые, специальные умственные и практические действия. В этой связи по-прежнему актуальной является мысль В.А. Сухомлинского о том, что детский ум находится на кончиках пальцев ребенка.
В процессе приобретения начального опыта по созданию изделий на уроках технологии учащиеся начальных классов на практике учатся определять цель и задачи своей деятельности, планировать ее ход, изучать и анализировать возможные пути и средства достижения поставленных целей и задач, оценивать процесс и результаты своего труда, приобретают навыки коллективного труда, самоконтроля и самооценки, развивают свои умственные и физические качества.
Цель исследования – изучить основные аспекты разработки урока технологии в начальной школе. Объект исследования – методика организации и проведения урока технологии в начальной школе. Предмет исследования – теоретические и практические аспекты разработки урока технологии в начальной школе.
Гипотеза исследования: современный урок по технологии в начальной школе должен проектироваться на базе деятельностного, личностно-ориентированного подходов.
Задачи исследования:
- определить общие цели и задачи изучения технологии в начальной школе
- рассмотреть требования к современному уроку технологии в начальной школе
- разработать урок по технологии в начальной школе.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения технологии в начальной школе
1.1.Понятие технологии
На теоретическом уровне технология - это наука о способах преобразования веществ, энергии и информации по плану и в интересах человека и сохранения биосферы; как наука о способах производства в конкретных сферах человеческой деятельности, включающая в себя потребности, мотивацию, объект, средства и ценности, результаты деятельности; как наука о конкретных технологических процессах; как определенная последовательность производственных операций и действий, обеспечивающих изготовление определенных товаров и услуг, ориентированных на потребителя, рынок, покупателя (экономический аспект технологии); как интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из учебных предметов и показывающая способы их использования в различных сферах преобразовательной деятельности человечества и общества. Автор подчеркивает всеобъемлющей характер феномена технологии, проникающий во все сферы производства и жизнедеятельности человека. Все технологии исследователь подразделяет на:
1. Технологии материального производства (энергетические технологии; технологии металлургии; технологии машиностроения; технологии строительства; технологии легкой промышленности; технологии сельскохозяйственного производства; технологии перевозки грузов; технологии связи и др.).
2. Технологии нематериального производства (педагогические технологии; технологии проведения научных исследований; медицинские технологии; технологии торговли; технологии бытового, художественного и информационного обслуживания; технологии перевозки пассажиров; технологии управления и др.).
3. Технологии различных форм жизнедеятельности (технологии познавательной деятельности; технологии трудовой деятельности; технологии художественного и технического творчества; технологии общения; технологии игровой деятельности; технологии досуговой деятельности; информационные технологии и др.).
Ученый также раскрывает структуру и механизмы реализации технологий разного типа в различных сферах жизнедеятельности человека в процессе его исторического развития [5].
Рассматривая образование, как социальную подструктуру общества, многие авторы выделяют зависимость развития и функционирования образования на различных этапах исторического развития от ряда факторов и условий существования общества: экономических, политических, социальных и т.д. Вместе с тем подчеркивается наиболее тесная и взаимообусловленная связь между образованием и культурой уже на ранних стадиях становления этих институтов. При этом понятие «образование» раскрывается как «социальный институт с функцией... культурного воспроизводства или воспроизводства культуры человека в обществе».
По определению B.C. Степина, культура - система информационных кодов, закрепляющих исторически накопленный социальный опыт, который выступает по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения как их надбиологические программы. Автор выделяет три уровня таких программ:
- первый уровень включает в себя реликтовые программы (приметы, суеверия);
- второй — современные программы, направленные на воспроизводство общества;
- третий уровень адресован в будущее [4].
Современная школа ориентирована в основном на программы второго уровня, сохраняющего доминантность техногенной цивилизации. Однако социально-экономическое развитие общества, глобальные проблемы, стоящие перед цивилизацией, требуют разработки внедрения культуры нового, третьего уровня, изменяющего отношение человека к природе, к своей роли в общественно-историческом, культурном и экономическом, а также технологическом развитии цивилизации, то есть технологической культуры.
Технологическая культура - важная сфера общечеловеческой культуры, уникальный феномен высокотехнологического общества, воплотившего в себе знания, умения, творческие силы и способности человека, она охватывает все, что творит человек, осваивая технологический мир (П.С. Гуревич) [6].
Проблема определения сущности понятия «технологическая культура», выявления ее структурных компонентов, а также путей и средств их формирования у школьников, является актуальной для технологического образования и не имеет однозначного решения в педагогической литературе.
Так, например, Д.А. Крылов предлагает исследовать технологическую культуру как постоянно прогрессирующую «рефлексию деятельности» в себя, означающую, в конечном счете, все большее обращение ее на человека и его расширяющийся свободный выбор. Такой подход, по мнению автора, позволяет рассматривать технологическую культуру как сущностный признак каждого человека, а также как суть и цель поведения человека и его отношений в системе «природа-технология-общество». Исследователь выделяет три структурных компонента технологической культуры: интеллектуальный (знания), эмоционально-ценностный (отношения и установки); практически-деятельностный (умения и навыки, опыт предметно-преобразовательной деятельности). Автором также предложена система критериев и уровней сформированности технологической культуры личности. Однако глубина данного исследования ограничивается полем профессиональной подготовки будущего учителя, что затрудняет перенос сделанных автором выводов на целостную систему образования личности [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ//СПС Консультант Плюс
2. ФГОС НО – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=lxiy37hjew139311288
3. ФООП НО. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/?ysclid=lxiycvsuh436584962
4. Алексеенко Е.В. К вопросу выбора УМК по изобразительному искусству и технологии в контексте новых образовательных стандартов. Педагогика искусства как новое направление в региональном культурно-образовательном пространстве: материалы Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2019. - С 24-27.
5. Алексеенко Е.В. Изобразительное искусство и худ. труд: программа и тематическое планирование. М.: Просвещение. 2019. - 94 с.
6. Алексеенко Е.В. Подготовка и проведение урока технологии в начальной школе. Учебно-методическое пособие для студентов и молодых специалистов. Орел, 2019. - 75 с.
7. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: особенности организации начала урока // Начальная школа. - №12. - 2019. - С. 72-76
8. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: подготовка учащихся к предстоящей практической работе // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 41-47.
9. Антонова Ю.Н. Урок технологии в начальной школе: организационно-методическое обеспечение учебного процесса. – Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18129/view
10. Барышева, Т. А. Психология творчества : учебник для вузов / Т. А. Барышева. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13240-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519285
11. Биндюкова О.В. Волшебный мир оригами. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54056.htm
12. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2002. - 208 с.
13. Бурлакова И.Г. Современное оригами для детей. – URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/05/sovremennoe-origami-dlya-detey
14. Вечерняя Ю.В. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2022/06/10/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-v-mladshem
15. Гвоздик, Ю. В. Как научиться оригами? / Ю. В. Гвоздик. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1374/
16. Дементьева Л. Бумажная пластика и оригами // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 40.
17. Михеева М.А. Место технологии в начальной школе. – Режим доступа: synergy-journal.ru/archive/article7184
18. Опаричева С.В. Бумажное чудо с научной точки зрения. //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2004. - № 8(89). - С. 13.
19. Опаричева С.В. Оригами – для чего... чему... и как учить? //Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). 2003. - № 2. - С. 152-158.
20. Опаричева С.В. Оригами для педагогов. //Оригами. Искусство складывания из бумаги. – 2000. - № 3 (23), - С. 18.
21. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс. //Вестник образования и развития науки (РАЕН). - 2001. - Т. 5. - № 2. - С. 110-120.
22. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей : учебное пособие / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 173 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10523-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473045
23. Плесовских, Л. В. Программа по дополнительному образованию «Оригами» в начальной школе / Л. В. Плесовских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 557-561. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21814/
24. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 575 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03772-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510438
25. Сержантова Т. Б. Базовые формы оригами. - М.: Айрис-пресс, 2021. - 160 с.
26. Серебренников, Л. Н. Методика преподавания технологии (труда) : учебник для среднего профессионального образования / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 226 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10911-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495620
27. Юзбашева, Ю.А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97107/
28. Яковлева, Е.В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11620/