Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Я.А. КОМЕНСКОГО В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Анализ практики современного инновационного образования в условиях реализации ФГОС 6
1.2. Особенности реализации педагогических идей Я.А. Коменского в современном образовании 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Я.А. КОМЕНСКОГО В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
2.1. Организационно-педагогические условия реализации педагогических идей Я.А. Коменского в современном образовании 19
2.2. Методические рекомендации по реализации педагогических идей Я.А. Коменского в современном образовании 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
Учитель стремится к тому, чтобы атмосфера уроков и учебных занятий всегда оставалась развивающей. Очевидно, что способности и наклонности учеников у всех разные и всегда индивидуальны. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть, как учителю, так и ученику результаты учебной деятельности. Речь также идёт о реализации таких условий как:
-ценностно-смысловые ориентиры;
-цели и нормы образовательной деятельности;
- способы организации и воплощения их в конкретных образовательных институтах, проектах, стратегиях и практиках [16].
Инновационное управление образовательным процессом включает в себя создание условий для повышения интереса педагогов к инициативам и новшествам. Именно это говорит о способности педагога в области инновационной деятельности. Чтобы говорить о том, что педагог владеет средствами инновационной деятельности, можно рассматривать следующие педагогические умения:
-владение современными педагогическими технологиями;
-владение методическими приёмами и методиками, позволяющими оценить продуктивность деятельности каждого ученика;
-владение разработкой разноуровневых контрольно-оценочных материалов и средств диагностики, позволяющих говорить о личностно ориентированном и деятельностном подходе в обучении и воспитании школьников.
Под готовностью к инновационной деятельности понимают совокупность личностных качеств педагога и его соответствующую мотивацию. Ведущую роль в этих процессах играют ценности и стремления к самореализации и саморазвитию личности. Администрация должна также обеспечивать личностно ориентированное управление педагогическим коллективом и включать педагогов в создание целевой программы развития образовательной организации.
Один из важнейших вопросов развития современной педагогической отрасли – это овладение педагогами современными образовательными технологиями, включая цифровые образовательные ресурсы. Под педагогической технологией подразумевается самостоятельный комплекс разнообразных методов педагогического влияния как комфортной и грамотной работы педагога во взаимосвязи с сегодняшними культурными тенденциями, на основе его глубокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации [11].
Сюда входит и корректное, терпеливое и бережное отношение педагога к ученику, что несомненно позволяет говорить об актуальности идей Я.А. Коменского, применимо к современной образовательной среде. Современные педагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Но при этом, они должны быть разработаны с учетом того, что усвоить эти условия и выполнить их должны быть способны все школьники.
Учитывая вышеперечисленные требования и установки, у каждого педагога в арсенале должны быть способы и приемы оценки функционирования школьников в системе обучения, шкала измерения результативности и др. Такую исследовательскую и практическую деятельность должен осуществлять каждый педагог. Сегодня педагог должен выступать как партнер, наставник, который готов помочь ученику встать на путь познания своей личности, научить его слушать себя и двигаться к своей цели.
Современные технологии и модели обучения становятся всё разнообразнее. При этом, все они вышли из традиционной образовательной модели, или модели системного академического образования. Традиционная образовательная модель осуществлялась по принципу «объект – субъект», когда в центре образовательного процесса стоит педагог и полностью определяет ход обучения. Сегодня все модели без исключения функционируют по принципу «субъект – субъект» и при этом, в центре образовательных событий всегда стоит обучающийся.
Традиционная образовательная модель всегда себя оправдывала для своего исторического времени, поскольку учитель и преподаватель являлись носителем и источником знаний [21]. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс является ведущей задачей новой образовательной системы. Инновационные подходы в образовании сегодня подразумевают выделение в содержании каждого предмета творческого аспекта, который был бы понятен ученику [7]. Задача педагога заключается не только в формировании знаний и умений, но и формировании его личностного потенциала. Таковы требования ФГОС на каждой образовательной ступени и это полностью перекликается с идеями Я.А. Коменского.
Это именно то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда преподаватель и учитель выступали в роли источника информации. В традиционной образовательной модели ученик выступал получателем готовой информации.
Специалисты в области образования пишут, что, не смотря на все положительные моменты традиционной системы, которые, безусловно, имели место быть, её главным недостатком являлось то, что ученик в процессе обучения был пассивным объектом.
Традиционное образование породило барьер между навыками и знаниями. Инновационные педагогические технологии позволили перейти на проблемно-ориентированное обучение. В этом процессе образовательные задачи решаются на основе реально существующих учебных проблем. Сейчас можно говорить о том, что все основные педагогические инновации связаны с применением интерактивных форм и методов обучения и это никак не зависит от конкретного названия той, или иной, инновационной образовательной технологии. Внедрение интерактивных форм и методов обучения в учебный процесс в настоящий момент является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки учеников.
Сегодня выделяют три формы взаимодействия ученика и педагога:
1. Пассивная форма.
2. Активная форма.
3. Интерактивная форма.
При пассивной форме взаимодействия все основные действия и инициативы исходят от педагога. Ученики при этом лишь слушают преподавателя. Нельзя говорить о том, что эта форма взаимодействия сегодня полностью исключена из образовательной среды. При активной форме взаимодействия ученики и преподаватель являются равноправными участниками педагогического процесса.
Такого рода взаимодействие называется субъект – субъектными отношениями и именно такие отношения сегодня регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
При интерактивных формах взаимодействия происходит общение не только между учеником и учителем, но и между самими учениками. Здесь важно отметить, что эти взаимодействия доминируют в образовательном процессе и это связано со степенью активности субъектов образования. Ведущей задачей преподавателя при этом является создание условий, которые были бы комфортными для каждого из учеников. Лишь в этом случае каждый почувствует свою успешность в процессе обучения [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. – N 2. - С. 57-61.
2. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения 17.06.2024)
3. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2019. – N 3. - С. 2-12.
4. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
5. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – С. 141–149.
6. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 17.06.2024)
7. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2019. – 64 с.
8. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2016. – 125 с.
9. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2019. – 98 с.
10. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
11. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
12. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
13. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2019. – 166 с.
14. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2019 – 328 с.
15. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2021. – 320 с.
16. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
17. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. –N 1. - С. 60-61.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2001. - 366 с.
19. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 160 с.
20. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
21. Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений [Текст] / Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
22. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя [Текст] / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. – N 1. - С. 40-53.
23. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] / М.П. Нечаев. // Воспитание школьников. - 2015. –N 3. - С. 22 - 27.
24. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала [Текст] / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89.
25. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2019. - 415 с.
26. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. N 6 – Челябинск, 2021. – 136 с.
27. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2020. –230 с.