Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы в современных условиях очевидна. В связи со слож-ной социально-экономической ситуацией в России перед системой образова-ния в области культуры и искусства и перед специалистами учреждений культуры и искусства стоит задача поиска и привлечения дополнительных финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, а затем реализации этих исследований в работе учреждений культуры и искусства.
В мировой практике одной из наиболее развитых форм ресурсной под-держки научно-исследовательской и инновационной работы на сегодняшний день является поиск и привлечение средств, выделяемых различными фон-дами на конкурсной основе, что в англоязычной литературе называется фандрайзингом.
В настоящее время сбор средств является наиболее актуальным источ-ником финансирования учреждений культуры в большинстве развитых стран, и его значение продолжает расти. В последнее десятилетие, в связи с тенденцией сокращения государственных бюджетов, его роль как источника финансирования учреждений культуры стремительно возросла.
В современных условиях российских рыночных отношений развитие национальных культурных институтов, решающих культурные, образова-тельные и исследовательские задачи, необходимые любому обществу и стране, очень важно. Он стремится к защите национального наследия и по-вышению интеллектуального и творческого потенциала общества. В то же время ухудшаются условия работы российских учреждений культуры (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и т.д.). Поэтому необходимо найти дополнительные источники финансирования, взаимодействия с потенциальными спонсорами и СМИ.
Фандрайзинг в Российской Федерации в настоящее время является быстрорастущей отраслью. Хотя основные направления и технологии сбора средств в России схожи с другими странами, помимо общей специфической ситуации в России, существует также область, посвященная развитию раз-личных механизмов, поведению доноров, особенностям инфраструктуры (за-конодательство, платежные системы, распространение интернет-технологий в инструментах сбора средств и т.д.).
Если мы возьмем Санкт-Петербург в качестве примера для рассмотрения региональных особенностей, то можем сказать, что на данном этапе Санкт-Петербург опережает всю Россию в этой области. Это связано с хорошо раз-витой сферой благотворительности и гражданских инициатив, а также клю-чевой ролью в этом вопросе Центра развития некоммерческих организаций, который проводит тренинги в области фандрайзинга. Понимание специфиче-ских региональных условий и конкретных моделей, сложившихся в последние годы, необходимо специалистам по сбору средств для эффективной работы и профессионального развития, а также исследователям для понимания и прогнозирования развития гражданского общества, донорских и инфра-структурных организаций. В связи с этим сегодня практика явно опережает теорию, а инфраструктурных ресурсов очень мало. Поэтому динамичные ис-следования, результаты которых представляются сообществу сборщиков средств, доноров и инфраструктурных организаций, имеют особую ценность.
Цель исследования – изучение особенностей франдрайзинговой дея-тельности учреждений СКС.
Задачи исследования:
1. Описать особенности фандрайзинга.
2. Рассмотреть организацию фандрайзинговой кампании.
3. Описать направления деятельности учреждения СКС.
4. Исследовать содержание функционирования учреждения СКС.
5. Провести анализ направлений франдрайзинговой деятельности учреждения
Объект исследования: учреждение СКС. Предмет исследования: направ-ления франдрайзинговой деятельности учреждений СКС
Методологическая база исследования. В работе использовались такие общенаучные методы, как: анализ, сравнение, синтез и др.
Структура работы определена поставленными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую их двух глав, заключение и список ис-пользованной литературы.
Фандрайзинг (от англ. «fund» – запасы, фонды, капитал, наличные и «raise» – поднимать, приумножать) – организованный поиск и сбор финансовых и других средств, особенно для крупных социальных проектов, планов и акций, благотворительной поддержки государственных учреждений. Фандрайзинг предполагает сбор различных видов ресурсов. Это могут быть деньги, подарки, бартер, аренда жилья, волонтерская работа и т.д. в фандрайзинге главное - не деньги, а цели, а для достижения целей нужна поддержка.
Сбор средств-это процесс, посредством которого организация (в основном некоммерческая) собирает средства и другие ресурсы для реализации конкретного социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов и государственных организаций. Становление фандрайзинга как самостоятельной междисциплинарной области связано с бурным развитием сектора некоммерческих организаций в последние десятилетия. Поэтому необходимо внести важное дополнение к определению сбора средств, а именно: сбор средств заключается в поиске источников средств, необходимых для осуществления деятельности неправительственных организаций, включая реализацию некоммерческих программ и проектов. Цель сбора средств-обеспечить источник дохода (в виде денег, времени, товаров и услуг), который позволит неправительственным организациям выполнять свою миссию в текущем и будущем годах. В основе сбора средств лежит выявление потребностей неправительственных организаций и их удовлетворение. Это может быть бизнес, благотворительность или спонсорское мероприятие .
По сути, нет большой разницы между сбором средств и поиском инвесторов. Разница в том, что инвесторы, как правило, ищут коммерческие проекты «серьезно и долго» для создания основных средств, когда рентабельность инвестиций ожидается через значительный период времени. Цель инвесторов – получение прибыли. Сбор средств обычно связан с поиском средств для некоммерческих проектов. В принципе, эти проекты не могут быть реализованы коммерчески, и когда для реализации проектов и планов не хватает оборотных средств - не для создания основных средств, а для того, чтобы. В связи с этим становится ясно, что фандрайзинг - это совершенно особая технология в социальной сфере.
Цель фандрайзинга-обеспечить реализацию социально значимых мероприятий. Сферы деятельности, которые чаще всего нуждаются в поддержке :
благотворительность;
защита прав человека;
охрана окружающей среды;
охрана здоровья;
искусство и культура;
гуманитарные науки;
естественные науки;
образование;
поддержка частного сектора;
юриспруденция;
другое.
Цели сбора средств:
мероприятия по сбору средств;
развитие социального партнерства;
возможность публично заявить об организации и проинформировать о ее целях;
достижение целей организации и реализация ее планов;
укреплять благосостояние всего общества.
Сбор средств может быть «внутренним» и «внешним». В первом случае сотрудники организаций СКС сами участвуют в разработке и реализации стратегий поиска средств. Во втором случае это одно из направлений деятельности, когда финансирование находят путем привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и профессиональные фандрайзинговые компании. Каждое мероприятие по сбору средств имеет четко определенные задачи, которые различаются в зависимости от этих двух основных типов сбора средств.
Если задача фандрайзинга сводится к получению конкретных средств для реализации проекта, то такой вид фандрайзинга можно назвать проектным. Проектный фандрайзинг – это наиболее удобная форма сбора средств, как для самой культурной организации, так и для финансистов. Это связано с наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких затратах на привлечение средств и коммерческой выгодой от проектного финансирования. Второй тип привлечения средств. Если собранные средства используются для покрытия текущих расходов, этот вид сбора средств можно считать оперативным. Оперативное финансирование является наименее эффективной формой сбора средств для организаций культуры, поскольку полученные средства не имеют целевого назначения и накапливаются в их текущем бюджете. Они могут быть использованы для выплаты заработной платы, оплаты коммунальных услуг и материальных затрат, поэтому вкладчики менее заинтересованы в таком виде финансирования. Без других элементов деятельности, которые важны для организации: стратегического и непрерывного планирования, связей с общественностью, активного участия волонтеров и т.д., сбор средств невозможен .
Мероприятия по сбору средств проводятся в основном любыми (государственными, коммерческими, общественными) структурами. По какой-то причине средства не используются для определенных мероприятий, представляющих интерес, но их высокие результаты гарантированы.
Другой вариант: эта структура не хочет делать финансовые вложения в мероприятие, потому что у нее есть другие ресурсы (бартерные услуги, средства массовой информации, VIP-контакты), которые могут быть эквивалентны финансовым инвестициям. Тема сбора средств – профессиональный отдел по связям с общественностью и/или агентство по связям с общественностью, которое выделяет средства или запрашивает структуру, ответственную за надзор за всем процессом, от выделения средств до ожидаемых результатов. Некоторые виды современного фандрайзинга:
сбор средств в местном сообществе;
сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью;
участие в конкурсах по финансированию благотворительных фондов;
получение гранта
личный сбор средств.
Деятельность по сбору средств осуществляется тем или иным способом и регулируется следующими положениями:
Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях»;
Федеральный закон Российской Федерации Об общественных объединениях»;
Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе».
Сюда также можно отнести Кодекс этики для организаторов сбора средств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольдов А. А. Культурная политика: реалии и тенденции – М.:Издательство Юрайт - 2019. - 64 с.
2. Бабайцев, В. А. Математические методы финансового анализа : учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с.
3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. - 4-е изд. - 2020. - 344 с.
4. Балашов, А.И. Управление проектами / А.И. Балашов- М.: Изда-тельство Юрайт, 2020. – 383 с.
5. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие.- М.: Из-во «Дашков и К», 2016, -232 с.
6. Булавина Д.М. Проектная деятельность в сфере культуры как ме-ханизм реализации культурной политики/ Д.М. Булавина. - М., 2016. - 24 с.
7. Бутова Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга /Т.Г.Бутова// Маркетинг в России и за рубежом - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 215 с.
8. Ветрова Н.К. Государственное управление сферой культуры ре-гиона: функциональный анализ / Н.К. Ветрова. - Екатеринбург, 2014. - 22 с.
9. Герасимова Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга: Учебное пособие. - 2016. - 191 с.
10. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для вузов / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 486 с.
11. Гуськова, Н.Д. Инновационный менеджмент / Н.Д. Гуськова. - М.: Кнорус, 2014. – 440 с.
12. Дадамян Г.Г. Театральный менеджмент. – М.: Сцена, № 6 – 2014. – 349 с.
13. Дуликов В.3. Организационный процесс в социокультурной сфере. Учеб. пособие. - 2017. - 88 с.
14. Ёлкин А.А. Культура мира и традиции унанимизма// Созидатель-ная миссия культуры - М.:Вып. ч. 1-2. – 2016 - 218с.
15. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с.
16. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 315 с.
17. Копнова, Е. Д. Финансовая математика : учебник и практикум для вузов / Е. Д. Копнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 413 с.
18. Кудрявцева, Т. Ю. Финансовый анализ : учебник для вузов / Т. Ю. Кудрявцева, Ю. А. Дуболазова ; под редакцией Т. Ю. Кудрявцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
19. Лукасевич, И. Я. Финансовое моделирование в фирме : учебник для вузов / И. Я. Лукасевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 356 с.
20. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основ-ные понятия, методы и концепции : учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 377 с.
21. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ : учебник для вузов / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Из-дательство Юрайт, 2022. — 413 с.