Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. С каждым годом города становятся все более загруженными, и городские жители проводят значительное время в пути. Это открывает новые возможности для маркетологов и рекламных агентств, предлагая уникальные площадки для продвижения товаров и услуг.
В первую очередь, реклама на транспорте обладает высокой видимостью. Она находится в постоянном движении, что позволяет охватить широкую аудиторию. Автобусы, троллейбусы, трамваи и даже такси движутся по самым оживленным маршрутам, становясь своеобразными передвижными билбордами. В отличие от статичной уличной рекламы, транспортные средства взаимодействуют с разными районами города и разными демографическими группами, расширяя охват рекламного сообщения.
Кроме того, реклама на транспорте привлекает внимание не только пассажиров, но и пешеходов и водителей. Такой многослойный подход позволяет значительно увеличить эффективность маркетинговых кампаний. Пассажиры, проводящие значительное время внутри автобуса или поезда, невольно обращают внимание на размещенные там рекламные материалы. Мотивированные хорошо продуманные и креативные визуалы могут буквально запечатлеться в памяти.
В условиях современной урбанизации города продолжают расти и развиваться, и транспортные системы становятся все более сложными и разветвленными. Это предоставляет еще больше возможностей для расширения сферы применения транспортной рекламы. В эпоху цифровых технологий возможно создание интерактивных рекламных экранов, использование QR-кодов и приложений дополненной реальности, что добавляет дополнительную ценность и привлекательность для конечного пользователя.
В заключение, реклама на транспорте остается востребованным и эффективным инструментом маркетинга, способным достигать широкой и разнообразной аудитории. Она предоставляет уникальные возможности для инновационных и креативных решений, что позволяет бизнесам различных масштабов и направлений находить свои ниши и эффективно взаимодействовать с потенциальными клиентами. В условиях динамично меняющегося городского пространства, реклама на транспорте будет продолжать развиваться, оставаясь значимой и актуальной частью маркетинговой стратегии.
Цель курсовой работы – исследовать особенности проектирования рекламы на транспорте.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и виды рекламы на транспорте;
-описать проектирование рекламы на транспорте;
-дать оценку эффективности рекламы на транспорте;
-выполнить анализ транспортной рекламы в Москве и регионах;
-провести обзор мировых тенденций на рынке транспортной рекламы;
-разобрать перспективы развития российского рынка транспортной рекламы.
Объект исследования - транспортная реклама г. Москвы.
Предмет исследования - особенности городской транспортной рекламы.
Методы исследования: при проведении маркетинговых исследований использовались методы: статистический, аналитический, математический; подходы: системный, процессный, комплексный.
Нормативной основой данной выпускной квалификационной работы является Конституция Российской Федерации, Гражданской Кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы, в том числе Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ НА ТРАНСПОРТЕ
1.1 Понятие и виды рекламы на транспорте
Рост рыночных отношений в современной России вызвал стремительное развитие рекламы и рекламной деятельности, что потребовало социологического осмысления новых реалий.
Согласно Закону РФ "О рекламе", "реклама - информация, распространённая любыми способами, в любой форме и с использованием любых средств, предназначенная для неопределённого круга лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование либо поддержание интереса к нему". Это определение несколько узко, так как подчёркивает только привлечение внимания, упуская управленческие, социокультурные и социализирующие аспекты.
Экономические изменения, вызванные кризисом, изменили стратегию развития рекламы в России, сместив акцент на максимально доступные и малозатратные средства размещения. Одним из таких средств стал транспорт.
Транспортная реклама является одним из популярных видов массовой рекламы.
Реклама на транспорте включает три типа: внутренние рекламные наклейки, внешние плакаты на бортах транспорта и щиты на остановках и платформах. Внутренние наклейки и объявления размещаются в поездах, автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, такси. Реклама на бортах может быть навесной и нарисованной.
Транспортная реклама (от фр. transfert или от лат. transferre - переносить, перевозить, передавать) - форма наружной рекламы, носители которой расположены на бортах транспортных средств, в залах ожидания, на перронах и остановках. К ней же относится внутренняя реклама, расположенная в салонах транспортных средств, и радиореклама на транспорте.
Эти определения не учитывают всей специфики транспортной рекламы, акцентируя внимание лишь на возможностях её размещения.
Этот тип рекламы представляет собой щиты и плакаты разных форматов, являясь разновидностью наружной рекламы.
Транспортная реклама не является стационарной, так как размещается на поверхности транспортных средств, перемещающихся по городу или за его пределами в зависимости от маршрута, что позволяет охватывать более широкую аудиторию по сравнению со стационарными средствами рекламы.
Реклама на транспорте постоянно передвигается, и поток людей изменяется вместе с ней. Это делает транспортную рекламу наиболее массовой по сравнению с другими видами рекламы. Пассажиры транспорта (если реклама внутри), водители (если она на бортах), и случайные прохожие (на остановках, в метро или в окнах транспорта) – все они становятся аудиториями этой рекламы.
Для рекламодателей выгодно использовать транспортную рекламу из-за её способности ориентироваться на различные группы потребителей и большого экономического потенциала.
Реклама на транспорте предоставляет разнообразные объемы сообщений, благодаря использованию наклеек и плакатов разных размеров. Это могут быть как небольшие плакаты в салоне, так и крупные наружные плакаты, покрывающие весь борт автобуса или троллейбуса, а также различные форматы плакатов на остановках – от А5 до крупных. Таким образом, рекламодатель может выбрать оптимальный размер в зависимости от бюджета, и при этом получить широкий охват аудитории. Поэтому транспортная реклама является наиболее доступной по соотношению цены и качества.
Значительным преимуществом транспортной рекламы является возможность её ориентации в зависимости от характеристик товара и целевой аудитории. Например, можно сосредоточить рекламу в районе, где находятся точки продаж, или охватить весь город, если товар продается повсеместно. Если реклама нацелена на домохозяек со средним доходом, её размещают в спальных районах, а если на более состоятельную аудиторию – на маршрутах через деловые районы.
Следует также учесть, что данный вид рекламы распространяется в общественном транспорте, которым пользуются рабочие, домохозяйки, школьники и студенты – люди со средним доходом и не самым высоким социальным статусом, составляющие основную группу потребителей для массовых товаров.
Важно отметить, что транспортная реклама не всегда ведет к прямому увеличению продаж. Частое восприятие рекламы вызывает привыкание к товару, но сразу его приобрести в транспорте невозможно. Для покупки нужно сделать дополнительные шаги, например, найти магазин. Однако такая реклама хорошо служит для повышения узнаваемости бренда и укрепления его имиджа. Например, повторяющийся плакат призыва к голосованию помогает запомнить дату, хотя это не гарантирует участие. Поэтому транспортную рекламу не стоит рассматривать только как продающий инструмент – её эффективность увеличивается в комбинации с другими видами рекламы.
Наиболее заметным атрибутом транспортной рекламы является её наглядность, особенно если плакат занимает весь борт троллейбуса или автобуса. Такой плакат трудно не заметить, особенно автомобилистам в пробке.
В настоящее время реклама на транспорте – это экономичный и легко узнаваемый элемент городских дорог. На улицах еще не так много "родных" рекламных щитов, что делает этот тип рекламы более заметным и интересным для аудитории, повышая его эффективность.
Таким образом, к особенностям транспортной рекламы можно отнести наружное размещение, мобильность, массовость, удобство и экономичность для рекламодателя, относительную дешевизну и платежеспособную аудиторию.
В научной литературе также можно встретить объединение термина «транспортная реклама» с такими понятиями, как «транзитная реклама» и «реклама на транспорте». На наш взгляд, необходимо четко разграничить эти категории.
«Транзитная реклама» — это общий термин для всех видов рекламы, использующих транспортные средства в качестве носителя. Однако это определение недостаточно. Согласно правилам русского языка, слово «транзитный» толкуется как «служащий для перемещения товаров или пассажиров из одного государства в другое через третье». Исходя из этого, термин «транзитная реклама» предполагает взаимодействие пассажиров с рекламным сообщением в процессе их перемещения из одного места в другое через третье. Однако пассажиры просто перемещаются от одной остановки к другой. Поэтому, в научной литературе следует использовать термин «транспортная реклама», а «транзитная реклама» не подходит, так как недостаточно полно отражает суть этого явления.
Термин «реклама на транспорте» также недостаточен, так как подразумевает только рекламу, размещаемую на всех видах наземного городского транспорта (троллейбусы, автобусы, трамваи) и пригородных поездах. Однако транспортная реклама включает в себя также ту, что размещена внутри транспортных средств и в местах их остановок. Следовательно, термин «реклама на транспорте» подходит лишь для обозначения одного типа этого вида рекламы и не может использоваться для всех транспортных плакатов.
Рассмотрим классификацию транспортной рекламы в зависимости от мест размещения рекламных материалов в транспортных средствах:
внутренняя транспортная реклама – это виды рекламы, размещенные внутри общественного транспорта (например, плакаты, размещенные на внутренних поверхностях автомобилей, такие как наклейки на стекла. Эти плакаты могут быть ориентированы либо на пассажиров, если они видны внутри, либо на пешеходов, находящихся за пределами автомобиля);
наружная транспортная реклама – это реклама, нанесенная на внешние поверхности транспортных средств (такое размещение рекламы ориентировано как на пассажиров внутри транспорта, так и на пешеходов и остальных участников движения в городе);
реклама на транспортных остановках – это рекламные материалы, расположенные на остановках общественного транспорта, в метро и других местах за пределами самих транспортных средств. Данный тип рекламы предназначен как для пассажиров, так и для пешеходов, проходящих мимо, но имеет ограниченный охват водителей автомобилей.
Еще один критерий классификации транспортной рекламы – её целевое назначение, подразделяющееся на следующие категории:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2.Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
3. Абдилова, А. Т. Влияние цифровизации на рынок рекламы: тенденции и новые тренды // Цифровые технологии в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых - 2020. – С. 470-474.
4.Бузин, Валерий Николаевич Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование. Учебник. - М.: Дашков и К°, 2019. - 339 c.
5. Вакунин П.Р. Маркетинговые основы управления коммуникациями. - М.: АВТОР, 2020. - 152 c.
6. Варданян, Г. А. PR и реклама: взаимосвязь и применение при продвижении // Аллея науки. – 2023. – Т. 1. – № 3(42). – С. 730-735.
7. Головинова, А. С. Роль рекламы в предпринимательской // Интеграция наук. – 2022. – № 1(24). – С. 110-112.
8. Дальдинова, Э. О. Г. Функции и цели рекламы // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований - 2022. – С. 97-99.
9.Дамдын, О. С. Реклама на автотранспорте // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (23). — Т. 1. — С. 74-75.
10. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2021. - 346 c.
11. Евстафьев, Дмитрий Интегрированные коммуникации как глобальная реальность XXI века. 500 тезисов об интегрированных коммуникациях. - М.: Э.РА, 2021. - 652 c.
12. Зундэ, В.В. Концептуальная модель становления системы интегрированных маркетинговых коммуникаций российских компаний. - М.: Южный Федеральный Университет (ЮФУ), 2021. - 264 c.
13. Ключищев, Д. А. Трансформация рекламы в условиях цифровой экономики // Актуальные проблемы развития отраслевых рынков: национальный и региональный уровень - 2023. – С. 40-42.
14.Колтунова, Ю. И. Реклама как комплекс маркетинговых коммуникаций // Социально-экономические и правовые основы развития экономики - 2021. – С. 4-29.
15. Колышкина, Т. Б. Реклама в местах продаж : учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 222 с.
16. Кондратьева, М. Н. Маркетинговые исследования эффективности рекламы // Горизонты экономики. – 2020. – № 2(55). – С. 64-71.
17.Лихобабин М.Ю. Оценка этнической корректности рекламы как важнейшей формы социальной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2023. - № 2. - С. 94-102.
18. Притчин А.Н., Теременко Б.С. Миф и реклама // Общественные науки и современность. - 2022. - № 3. - С. 149-163.
19. Саркисян О.А., Сенина А.В. Транзитная реклама набирает обороты // Реклама. Теория и практика. — 2021. — No2. — С.82–92.
20. Обзор транзитной рекламы г. Москвы - http://bvra.ru/