Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Исследование этой темы актуально, потому что выявление и развитие творческого потенциала каждого ребёнка — одна из главных задач современной педагогики. Развитие детского творчества — сложный и многогранный процесс. Современные учёные стремятся найти эффективные способы развития творчества через интеграцию различных видов искусства и взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей.
Хочу подчеркнуть, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста должно опираться на их основные потребности, среди которых рисование занимает важное место. Рисование помогает детям развивать навыки анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, учиться самостоятельно решать творческие задачи и планировать свою деятельность, что способствует раскрытию их творческого потенциала.
Проблема заключается в том, что в современном педагогическом процессе рисование часто рассматривается как дополнительная или самостоятельная деятельность, что не позволяет детям получить необходимые знания, умения и навыки в этой области.
Когда речь идёт о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования, мы неизбежно обращаемся к сюжетному рисованию. Вот почему: основная задача сюжетного рисования — научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающего мира. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию творческого воображения и мышления.
Предмет исследования – специфика и основы творческого процесса детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Объект исследования – процесс творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию
Цель работы – раскрыть специфику и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Исходя из поставленной цели перед работой стоит ряд задач, а именно:
1. Дать общую характеристику творчеству дошкольников и его значению.
2. Обозначить специфику проявления творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
3. Дать общее представление о сюжетном рисовании.
4. Раскрыть современные методики и задачи, используемые при обучении детей сюжетному рисованию.
5. Охарактеризовать методы обучения сюжетному рисуноку старших дошкольников.
Методы исследования: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.
Глава 1. Творческий компонент в рисунках детей старшего дошкольного возраста
1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
Творчество — это процесс создания новых, уникальных и оригинальных идей или произведений, которые ранее не существовали. Оно рассматривается с психологической и философской точек зрения. Психология изучает механизмы творчества, а философия — его сущность и развитие в разные исторические периоды. В психологическом словаре творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно требует от человека определённых способностей, мотивации, знаний и навыков [4, с. 89].
Б. М. Теплов подчёркивает, что с точки зрения психологии и педагогики раннее детство является подходящим временем для развития творческих способностей, поскольку дети в этом возрасте проявляют любопытство и жажду познания окружающего мира [19, с. 78].
Согласно педагогической литературе, детское творчество — это процесс, в ходе которого ребёнок создаёт новое и оригинальное, используя воображение и самостоятельно находя способы реализации своих идей. Д. Б. Богоявленская акцентирует внимание на том, что творчество помогает детям развиваться интеллектуально и эмоционально, определять своё отношение к жизни и находить своё место в ней, приобретать опыт взаимодействия с другими людьми, улучшать навыки работы с различными инструментами и материалами, а также развивать контроль над своим телом, голосом и речью [2, с. 122].
В психологии и педагогике детское творчество характеризуется рядом особенностей. Т. С. Комарова полагает, что основой для формирования творческих идей служат впечатления ребёнка об окружающем мире, природе, рукотворных предметах и людях [15, с. 111]. Новизна открытий и результата субъективна. Создание нового приносит ребёнку больше удовольствия, чем конечный продукт. Н. А. Ветлугина отмечает, что под детским творчеством подразумевается не только конечный продукт, то есть детские произведения, но и сам процесс творчества [6, с.12]. О. М. Дьяченко утверждает, что попытки ребёнка к творчеству и самовыражению уже являются творческим процессом [10, с. 77].
Д. Б. Богоявленская определила критерии, по которым можно распознать детское творчество. К ним относятся: субъективная новизна продукта, оригинальность подхода, разнообразие решений, интеллектуальная активность, эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» при преодолении интеллектуальных трудностей [2, с. 123].
По мнению П. Торренса, критериями оценки уровня развития детского творчества являются беглость, гибкость и оригинальность мышления.
О. М. Дьяченко считает, что к этим критериям следует добавить уровень развития творческого воображения у дошкольников [10, с. 78].
Для развития детского творчества важно понимать его структуру. Согласно Б. М. Теплову, творческая деятельность взрослых состоит из триады: продукт творчества, творческие способности и восприятие. В этой системе отправной точкой является продукт творчества, который сначала задумывается, а затем создаётся [19, с. 90].
А. Г. Гогоберидзе указывает на то, что в дошкольном возрасте развитие детского творчества происходит в обратном порядке: сначала восприятие и накопление опыта, затем формирование творческих способностей и, наконец, появление первых результатов творчества.
Д. Б. Богоявленская утверждает, что творческая деятельность проходит через три этапа: сознательная работа, бессознательная работа над проблемой и вдохновение, в результате которого идея проникает в сознание в виде замысла [2, с. 12]. С точки зрения теории деятельности, предложенной Д. А. Леонтьевым, творческий процесс состоит из этапов замысел, воплощение и результат. Л. С. Выготский подчёркивает важность этапа воплощения для детей дошкольного возраста, так как именно процесс деятельности, а не результат творчества, является ключевым моментом [7, с. 145]. Т. С. Комарова и А. Г. Гогоберидзе также отмечают, что этап воплощения замысла наиболее ярко проявляется в детском творчестве.
Изобразительное искусство занимает важное место в детском творчестве. Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие считают, что основная деятельность в развитии детского творчества — художественно-изобразительная. Как отмечает Т. Г. Казакова, процесс освоения художественного опыта индивидуален и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.
Таким образом, крайне важно стимулировать и поддерживать творчество во всех сферах активности ребёнка старшего дошкольного возраста, чтобы способствовать появлению у него новых идей, подходов и методов их реализации. Особенность детского творчества заключается в его субъективности и акценте на самом процессе, а не на результате. В деятельности дошкольника присутствуют все этапы творчества (замысел — воплощение — результат), но они скоротечны, а обдумывание и реализация идеи совмещены. Для развития детского творчества у дошкольников нужно развивать у них восприятие, образное мышление (особенно такие его качества, как скорость, гибкость и оригинальность), фантазию. Художественная деятельность — один из ключевых способов развития детского творчества.
1.2 Изобразительная деятельность как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста
Творческий потенциал ребёнка развивается в различных видах изобразительной деятельности с самого раннего возраста. Старший дошкольник под руководством педагога учится создавать изображения, осваивая графические навыки и умения на листе бумаги. Таким образом, ребёнок приобретает навыки изобразительной грамоты в рисовании.
В процессе изобразительной деятельности у детей формируются эстетические чувства, вкус и представление о прекрасном, а также развиваются способности воспринимать красоту окружающего мира, природы и искусства.
При изучении особенностей детских рисунков специалисты разделяют их на доизобразительный и изобразительный периоды. Доизобразительный период длится с одного года до трёх–четырёх лет, когда ребёнок только начинает рисовать. Изобразительный период начинается, когда ребёнок проявляет желание создать конкретный рисунок. Разные этапы этого периода являются условными, так как не имеют чётких границ. Например, Е. И. Николаева выделяет три этапа: схематический, физиопластический и трёхмерный [18, с. 88].
Одним из важных аспектов для изучения особенностей рисунков старших дошкольников являются пространственные и формообразующие характеристики изображаемых объектов. Однако необходимо учитывать и субъективность восприятия цвета. Цвет воспринимается как объективно (естественные цветовые качества предметов и явлений природы), так и субъективно, что связано с психологией и физиологией зрительных процессов и особенностями формы и цвета.
Восприятие цвета предметов в природе подвержено постоянным изменениям и воздействиям. Цвет может меняться в оттенках, светлоте и насыщенности, и такой цвет называют обусловленным. Дети старшего дошкольного возраста обычно не замечают изменений в цвете предметов и видят только их постоянный окрас.
Изобразительная деятельность, согласно определению Т. С. Комаровой, представляет собой художественно-творческий процесс, направленный не только на отражение жизненного опыта, но и на выражение отношения к объекту изображения. Для развития творческих способностей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/2348/Формирование (дата обращения: 13.06.2024)
2. Богоявленская, Д. Б. / ред. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Москва: Молодая гвардия, 1997. - 402 с.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика [Текст] / Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 240 с.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 14.06.2024)
5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / М.: Знание, 2003. - 117 с.
6. Ветлугина, Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н. А. Ветлугина – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / М.: Смысл-Эксмо, 2003. – 93 с.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
9. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Часть 1.- М.: Издательство Скрипторий 2003., 2007. – 80 с.
10. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М. : Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. – 197 с.
11. Казакова, Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / М.: ТЦ Сфера, 2006. –128 с.
12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве [Текст] / Педагогическое общество России. – Москва 2002. – 144 с.
13. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. –160 c.
14. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество [Текст] / М.: Карапуз – Дидактика, 2006. – 123 с.
15. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 200 с.
16. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет [Текст] / М.:Владос, 2006. – 90 с.
17. Котова, И. Г. Развитие творчества детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов [Текст] / И. Г. Котова // Педагогическое образование и наука. – 2011 – № 6 – 47-49 с.
18. Николаева, Е. И. Психология детского творчества [Текст] / Спб: Речь, 2006. – 112 с.
19. Теплов, Б. М. Способности и одарённость [Текст] / Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 638 с.
20. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Учпедгиз. – М., 1956. – 86 с.