Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматривается история взаимодействия Церкви с государством в разные исторические периоды. Актуальность изучения темы обусловлена дискуссионностью вопроса в историографии, необходимостью переосмысления исторического опыта с учетом потребности в усовершенствовании и гармонизации взаимодействия РПЦ и государства на современном этапе.
Объект исследования – история Церкви.
Предмет исследования – разные этапы исторического развития Церкви в Российском государстве.
Цель работы – изучение разных исторических периодов развития Церкви в Российском государстве.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть развитие Церкви в дореволюционный период
2.Изучить особенности развития Церкви в послереволюционный период
3.Исследовать специфику современного этапа отношений Церкви и государства.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.
1.Церковь до революции
С принятием христианства в 988 г. российская государственность изначально строилась на признании руководящей роли светской власти над церковной, при их тесном взаимодействии. Церковь, формируя свою юрисдикцию, включила туда исключительно «свои» или делегированные государством полномочия: вопросы брака, семьи, морали, частично - отношений с христианскими государствами и др.
Среди наиболее значительных событий дореволюционного периода развития Церкви следует выделить церковный раскол и спор между никонианами и раскольниками.
В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. 25 июля 1652 г. Никон был возведен на Патриарший престол.
Особый акцент на том, с чего начались изменения в обрядовой стороне жизни Церкви, делают А. Карташев, Е. Голубинский[ Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/ Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/].
И непосредственно их изыскания восходят к Московскому церковному собору, который состоялся в 1654 году и собственно стал началом церковного раскола на Руси. Созыв Собора был вызван тем, что патриарх Никон стремился проводить коренные реформы, которые затрагивали традиции прошлого. Чтобы осуществлять реформаторскую деятельность, патриарх Никон принимает решение опереться на собор русских иерархов, чтобы также продемонстрировать, что церковная реформа - это дело всей Церкви, а не только проводится по инициативе самого патриарха. Церковный собор 1654 года обладает особой важностью по той причине, что именно там патриарх Никон высказал идею церковной реформы, которая и стала причиной церковного раскола, последующих споров[ Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством св. Петра митрополита: [т. 1-9]/ под ред. Н. Субботина. М: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман , 1875. [Электронный ресурс].- URL: https://www.prlib.ru/item/426867 ].
Итак, Собор 1654 года начался с речи патриарха Никона, в которой он сказал о причинах, побудивших его к созванию собора, вопросах, которые следует обсудить.
Историки отмечают, что изначально патриарх Никон стремился сделать обрядовую сторону церковной жизни унифицированной, избежать разночтений. Для оправдания задуманной церковной реформы, патриарх Никон посчитал нужным сделать ссылки на постановление константинопольского собора об учреждении в России патриаршества, в котором было указано, что пастыри должны приветствовать церковное реформирование. Патриарх Никон указал, что в русской церкви есть неправые и нововводные чины, противоречащие древним русским и греческим чинам, тем самым он признавал, что русская церковь не смогла удержаться в рамках строгого православного обряда. Никон также сказал об испорченности церковных книг невежеством, что является недопустимым.
Таким образом, историки едины в вопросе о том, что патриарх Никон поставил задачу обсуждения проблемы исправления как церковных книг на предмет искоренения в них нововводных чинов и обрядов, так и исправления самой церковной жизни. В целом, на Московском Соборе 1654 года было принято решение о введении новых церковных обрядов, исправлении русских богослужебных книг согласно греческим книгам, которые рассматривались как эталон.
Новшества Никона стали причиной активного протеста со стороны старообрядцев, в качестве лидеров противников реформы выступал протопоп Аввакум.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917 – 1943. М., 1994.
2.Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/
3. Духанин В. Памяти Святейшего Патриарха Алексия II. – Режим доступа: https://blagogon.ru/articles/2/?ysclid=liompvm3g8824828338
4.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/
5.Карпов А. Ю., Юрьев А. А. Святейший патриарх Тихон. Режим доступа: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1823
6.Кашеваров А.Н. Государство и Церковь (из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг.). СПб.,1995.
7.Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством св. Петра митрополита: [т. 1-9]/ под ред. Н. Субботина. М: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман , 1875. [Электронный ресурс].- URL: https://www.prlib.ru/item/426867
8.Мельгунов С. П. Красный террор в России. 1918—1923 гг. — М. : РШШ ; Р. S., 1990.
9.Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 45, 50.
10.Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html#bibliografija
11.Цыпин В., прот. История Русский Церкви 1917–1997. Глава X: Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. С. 480–482. – Режим доступа: https://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russkoj-cerkvi-v-xx-veke
12.Цыпин В., прот., Кравец С. Л. Алексий II // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 698—720.
13.Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
14.Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. : дисс. ... доктора исторических наук : 07.00.02. Самара, 2002.- 444 с.