Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Развитие силовых способностей является неотъемлемой частью физического воспитания школьников, поскольку сила является одним из основных физических качеств человека, определяющих его двигательные возможности.
В условиях быстрого изменения социально-экономической ситуации и увеличения уровня стресса среди молодежи физическая культура и спорт играют ключевую роль в формировании не только физического, но и психического здоровья учащихся. Силовые способности, как один из основных компонентов физической подготовленности, имеют значительное влияние на общую работоспособность, уверенность в себе и качество жизни старших школьников.
Формирование и совершенствование силовых способностей у старших школьников имеет важное значение для их всестороннего физического развития, повышения работоспособности, профилактики травматизма и укрепления здоровья.
В современном мире, характеризующемся высокими психоэмоциональными и физическими нагрузками, развитие силовых качеств у подрастающего поколения приобретает особую актуальность.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое в научной литературе вопросам развития силовых способностей школьников, существует ряд нерешенных проблем.
В практике физического воспитания часто наблюдается недостаточное использование эффективных средств и методов развития силы, что снижает результативность данного процесса.
Недостаточно разработаны методические подходы к организации занятий, направленных на совершенствование силовых качеств старших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объект исследования – процесс физического воспитания старших школьников.
Предмет исследования – методика развития силовых способностей старших школьников на уроках физической культуры.
Цель исследования – разработать и обосновать эффективную методику развития силовых способностей старших школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития силовых способностей у старших школьников.
2. Изучить анатомо-физиологические особенности старших школьников, влияющие на развитие их силовых способностей.
3. Рассмотреть средства и методы развития силовых способностей старших школьников на уроках физической культуры.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование.
4. Методы математической статистики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития силовых способностей старших школьников, включая анализ понятия «сила» и «силовые способности», анатомо-физиологические особенности старших школьников, факторы, влияющие на развитие силовых способностей, а также методические подходы к их развитию.
Вторая глава посвящена рассмотрению эффективной методики развития силовых способностей старших школьников на уроках физической культуры.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Понятие силы и силовых способностей
Сила является одним из основных физических качеств человека, определяющих его двигательные возможности.
В научной литературе понятие «сила» рассматривается с различных позиций.
В физиологическом аспекте сила трактуется как способность мышц человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. В биомеханическом аспекте сила определяется как векторная величина, характеризующая меру механического воздействия на тело или его часть.
С психологической точки зрения, сила представляет собой комплексное психофизиологическое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Силовые способности человека характеризуются возможностями нервно-мышечной системы преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Они определяются комплексом морфофункциональных и психических свойств организма, обеспечивающих проявление мышечных усилий различной величины.
Силовые способности классифицируются на абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила – это максимальная сила, которую может развить человек в статических или динамических режимах работы мышц.
Относительная сила – это сила, приходящаяся на единицу массы тела человека, характеризует силовые возможности человека с учетом его веса [1, c. 67-70].
Выделяют следующие виды силовых способностей:
- Динамическая сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных напряжений в условиях перемещения тела или его частей.
- Статическая сила – способность человека развивать мышечные напряжения без изменения длины мышц и перемещения тела или его частей.
- Взрывная сила – способность человека к проявлению максимальной силы в минимальный промежуток времени.
- Силовая выносливость – способность человека противостоять утомлению, вызванному силовой работой [11, c. 77-79].
Развитие силовых способностей у человека определяется целым рядом факторов, среди которых ведущую роль играют морфологические, физиологические, биохимические и психологические факторы.
К морфологическим факторам относятся особенности строения и состава мышечной ткани, костно-связочного аппарата, а также соматотип человека.
Физиологические факторы включают в себя особенности нервной регуляции мышечной деятельности, функциональные свойства мышечных волокон, энергетическое обеспечение мышечной работы.
Биохимические факторы определяются особенностями обмена веществ в организме человека, а психологические факторы связаны с мотивацией, волевыми качествами, способностью к мобилизации усилий [19, c. 167-172].
Таким образом, сила и силовые способности представляют собой сложные, многокомпонентные психофизиологические качества человека, определяющие его двигательные возможности и требующие комплексного подхода к их развитию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамишвили, Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1 (15). - С. 67-70.
2. Андреев, В.Н. Атлетическая гимнастика. Методическое пособие (ФК в школе): Спортивная книга / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. - М.: ФИС, 2005. - 127 с.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предис. П.Я. Гальперина. - М.: Книжный дом «Либриком», 2014. - 230 с.
4. Бондарчук, А. И штанга, и прыжки, и метание: Комбинированный метод развития скоростно-силовых способностей метателей / А. Бондарчук // Легкая атлетика. – 2015. - № 2. – С.11.
5. Ведерникова, Л.В. Роль программы развития системного педагогического образования вуза в повышении качества современного педагога / Л.В. Ведерникова, А.Г. Поливаев // В сборнике: Современные подходы к повышению качества образования: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Ишим, 2013. - С. 6-14.
6. Волкова, Е.В. Развитие силовых способностей у учащихся 10-11 классов на уроках физической культуры / Е.В. Волкова, И.Ф. Бахтеев // Наука-2020. – 2021. – № 5(50). – С. 5-10.
7. Гусев, А.А. Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Гусев. - Сургут, 2008. - 143 с.
8. Дворкин, Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3. - С. 29.
9. Дударев, И.Л. Тренируйся сам / И.Л. Дударев, И.И. Путивльский. – М.; Киев: Здоровья, 2016. – 152 с.
10. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: монография / В.М. Зациорский; художник А.Ю. Литвиненко. - Москва: Спорт-Человек, 2020. - 200 с.
11. Карпов, В.Ю. Методика использования тренажерных средств в оздоровительной системе подготовки женщин / В.Ю. Карпов, И.П. Мелешкин // Научные преобразования в эпоху глобализации : международная научно-практическая конференция. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 77-79.
12. Карпов, В.Ю. Методология построения должных норм физической подготовленности юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, Е.Е. Колесникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития : международная научно-практическая конференция. - М.: ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 120-124.
13. Коваль, Л.Н. О проблеме развития силовых способностей обучающихся старшего школьного возраста на занятиях по физическому воспитанию средствами атлетической гимнастики / Л.Н. Коваль, М.Р. Магомадов // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 12 (47).
14. Колмогорова, Н.В. Формирование типа профессионально-педагогической направленности студентов физкультурного вуза / Н.В. Колмогорова, Н.М. Костихина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - 139 с.
15. Комков, А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / А.Г. Комков, Е.Г. Кириллова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 2-4.
16. Корольков, В.В. Правовые основы в области обеспечения физической культуры и спорта : курс лекций: [в 2 ч.] / В.В. Корольков; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак. физ. культуры и спорта, Каф. Теории и методики физ. культуры и спорта. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, Ч. 1. - 2011. - 153 с.
17. Кочнев, А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительно-тренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в вузе: дис. ... канд. биол. наук / А.В. Кочнев. - Архангельск, 2007. - 161 с.
18. Куценко, Р.В. Развитие силовых способностей в старшем школьном возрасте / Р.В. Куценко // Молодой ученый. - 2021. - № 2 (344). - С. 62-63.
19. Матвеев, А.П. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12(154). – С. 167-172.
20. Матвеев, А.П. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры): Учеб. для интов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
22. Неймышев, А.В. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ВФСК «ГТО» / А.В. Неймышев, С.А. Неймышева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - № 6.
23. Тищенко, В.А. Особенности методики развития силы у детей разного школьного возраста / В.А. Тищенко, Я. Ежаченко // Известия Тульского Государственного Университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 43-47.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.