Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Концепт – это термин, который помогает описать единицу ментальных или духовных ресурсов нашего сознания и информационную структуру, отражающую знания и опыт человека. Память, ментальный словарь, оперативные значимые единицы концептуальных систем и язык мозга, вся картина мира отражается в психике человека.
Понятие концепта соответствует представлению о смысле, которое человек использует в мыслительном процессе и отражает содержание опыта и знаний, содержание результатов всей человеческой деятельности и познавательных процессов окружающего мира в виде определенного "кванта" знаний. Концепция возникает в процессе конструирования информации об объектах и их свойствах, и эта информация может включать в себя как информацию об объективной ситуации в мире, так и информацию о воображаемом мире и возможных ситуациях в этих мирах.
Из-за молодости когнитивной лингвистики как науки понятие концептов еще четко не определено. Даже в утверждении о том, что концепт существует, среди ученых нет единства. Все это определяет актуальность изучения концепта.
Таким образом, актуальность заключается в том, что среди всех трансформаций, которые были приняты в нашей стране после революции, самой немыслимой кажется замена традиционного христианства на религию будущего земного рая. Этот рай подразумевал в своем идеале какую-то идеальную коммуну, где царит покой и понимание, жизнь большой семьи: с Родиной-матерью, отцом народов, с братьями и сестрами.
Идиллию воплотить в реальность оказалось непросто, это болезненно ощутили уже шестидесятники, которые выросли сложившимися атеистами. Они-то и начали искать нечто другое. Например, любовь к искусству, литературе, поэзии. Именно поэты, собиравшие в те годы большие залы слушателей, стремились рассказать своим современникам о самом главном и сокровенном.
Поэтам была присуща страстная жажда истины, поиски веры. И в бардовском искусстве В. Высоцкого это все воплотилось в полной мере.
Новизна работы заключается в том, что данный концепт в контексте творчества В. Высоцкого не исследовался или исследовался в недостаточной степени.
Объектом исследования являются стихотворения В. Высоцкого
Предмет исследования – концепт «Бог», отраженный в творчестве В. Высоцкого.
Целью исследования является анализ концепта «Бог» в творчестве В. Высоцкого.
Для достижения цели обозначены следующие задачи:
-рассмотреть понятие языкового концепта,
-рассмотреть типологию концепта,
-рассмотреть структурный анализ концепта,
-описать методы изучения концепта,
-составить «Лингвистический паспорт» слова «Бог» по данным современной лексикографии,
-рассмотреть концепт «Бог» и его отражение в творчестве В. Высоцкого.
Эмпирической базой, то есть материалами исследования, являются неопровержимые данные, а именно наименования в списке использованных источников, к которым я обратилась при написании работы.
В исследовании используются следующие методы:
1. Системно-типологический метод, который осмысливает культурную реальность как сложную систему, все элементы которой структурно взаимосвязаны между собой (М.С. Каган).
2. Герменевтический метод обусловлен необходимостью рассмотрения концепта непосредственно в контексте культуры, что позволило выявить значение концепта душа и его толкования с позиции современной ему исторической эпохи.
3. Аналитический метод предполагает анализ литературы по теме исследования, словарных и текстовых материалов.
4. Метод обобщения и систематизация связан с систематизацией культурологической информации, а также лексического материала, являющегося отражением концепта «Бог» в национальной картине мира.
5. Статистический метод сопровождает данные языковых исследований.
Изложенные выше цели и задачи определили содержание и структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав и их параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Концепт: теоретический аспект
1.1. Понятие языкового концепта
Базисной единицей описания национальной культуры является концепт, который Ю. С. Степанов рассматривается как микромодель культуры, который порождает ее и сам порождаем ею. «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, при помощи чего человек – обычный, рядовой человек, не “творец культурных ценностей” – сам включается в культуру, а в некоторых случаях и воздействует на нее» [19, с. 43].
Исследование концептов является одним из основных направлений актуальных гуманитарных исследований. В каждой культуре присутствуют т ключевые слова, в осмыслении и интерпретации которых обнаруживаются особенности мышления и менталитет того или иного народа. Номинируя главные понятия духовной культуры, они сами являются ее элементами, означивают ее и в то же время осмысливаются ею. Благодаря анализу концептов происходит познание культуры народа.
Теперь следует признать, что это понятие является важным в когнитивной лингвистике. Однако несмотря на то, что понятие концептов можно считать устоявшимся для современной когнитивной науки, содержание этого понятия очень существенно различается в концепциях разных научных школ и отдельных ученых.
Дело в том, что концепт – это категория мышления, которую невозможно наблюдать, и это дает большой простор для ее интерпретации. Концептуальная категория сегодня фигурирует в работах философов, логиков, психологов и культурологов со следами всех этих экстралингвистических интерпретаций.
Впервые в российской науке термин "концепт" был введен в работе 1928 года и был использован С.А. Аскольдовым-Алексеевым. Ученый определил концепт как ментальное образование, которое заменяет неопределенный набор объектов, действий и психических функций одного и того же рода в процессе мышления.
Е.С.Кубрякова предлагает следующие определения концептов: "Концепты – это операционные единицы памяти, ментальный словарь, концептуальные системы и языки мозга, общая картина мира, квант знаний". Наиболее важные концепты выражаются в языке"[8].
В целом это понятие можно определить как дискретное ментальное образование, базовую единицу ментального кода индивида, представляющую результаты когнитивной (познавательной) деятельности индивида и общества, несущую сложную и энциклопедическую информацию об отражаемом объекте или явлении. Об интерпретации этой информации, об истолковании этой информации и об отношении общего сознания к этому явлению или объекту.
Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке академиком Д.С. Лихачевым. Концептосфера, по мысли акад. Д.С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концептосфера народа шире семантической сферы, которая представлена значениями слов языка. Чем обширнее культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем изобильнее концептосфера народа [7].
Необходимо также указать на то, что концептосфера носит, по-видимому, довольно упорядоченный характер. Концепты, которые образуют концептосферу, по отдельным своим признакам вступают в системные отношения сходства, различия и иерархии с другими концептами. А.Н. Лук писал, что даже между понятиями небо и чай прослеивается смысловая связь, которая может быть выявлена, к примеру, следующим образом: небо – земля, земля – вода, вода – пить, пить – чай
1.2. Типология концепта
Говоря о структуре концепта, как показывает этот материал, ученые характеризуют его содержание. Именно поэтому наиболее актуальной является классификация концептов с точки зрения представленной в них информации.
Таким образом, С.А. Аскольдов выделяет 2 типа концептов: когнитивные и художественные. "Проблема концепции и проблема художественного языка положительно соотносятся не только в точке соприкосновения, но и в основе. В одном случае создается слово, которое может быть понято и которое является объектом точной логической обработки, не вызывая когнитивного "выражения". В другом случае, не вызывая художественного "образа", оно создает художественное впечатление и привносит определенное духовное богатство.
В задаче познания это "нечто" называется "концептом", при этом необходимо понимать 2 типа: "общая идея" и "концепт". В искусстве это "что-то" пока не ассоциируется с четким термином. Полностью осознавая важное различие в данном случае, мы называем это "художественной концепцией"" [16, с. 268].
В «Русском ассоциативном словаре» материал также анализируется с позиции содержания. Концепты-ассоциации можно разделить на три группы: 1) экстралингвистические знания о явлениях окружающей реальности (имена; надписи, лозунги, реклама; знания, связанные с актуальным состоянием общественной жизни, политики, экономики, культуры; научная информация; факты и явления искусства, культуры; метафорическое понимание реальности; фразеологзм как единица картины мира; образность и наглядность в реакциях; жесты и мимика, интонация; генерализованные высказывания (житейские правила, сентенции, дефиниции, суждения; фреймы типовых национально-культурных ситуаций);
2) диалоговая информация, которая призвана отразить языковое сознание носителей (рефлексия по поводу языковых феноменов; диалоговый режим; эмоционально-оценочные ответы, дейктическая и перформативная реакции; юмор, игра слов; пресуппозиция; элементы национального самосознания, национальные оценки и предпочтения; нарушения культурно-речевых норм и степень вмешательства редактора, орфографические ошибки как предел выхода за рамки норм культуры речи);
3) знания об устройстве самого языка
З. Д. Попова, И. А. Стернин различают 1) концепт-представление (обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления); 2) концепт-схему, который представлен некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой; 3) концепт-понятие, который отражает общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления; 4) концепт-фрейм (многокомпонентный концепт, объемное представление, своеобразная совокупность стандартных знаний о предмете или явлении); 5) концепт-сценарий (скрипт) (порядок нескольких эпизодов во времени, стереотипные эпизоды с признаком движения, развития); 6) концепт-гештальт (комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании) [28, с. 58].
Идея о функционировании ядра и периферии в концепте является основой классификаций М.В. Пименовой и Н.Ю. Шведовой. М.В. Пименова выявляет макроконцепт – «сложное ментальное образование, которое связано с концептами, входящими в его структуру, родовидовыми отношениями» (например: «основание мира», «растение», «живое существо» и др.) [22, с. 126]. Н.Ю. Шведова классифицирует концепты на «основные» («базовые», «большие», «великие») и «малые» («неосновные», «небазовые»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2008. - 667 c
2. Андриенко Е. В. Концепты русской культуры в поэтическом творчестве ВС Высоцкого: между тоской и свободой. – 2003.
3. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. − Воронеж : Изд-во ВГУ, 1996. − 104 с
4. Бектурсынова А. М. К проблеме типологии концептов в современной лингвистике //Инновационная наука. – 2016. – №. 12-4. – С. 146-147.
5. Беренштейн Е. П. «Кому сказать спасибо...»–«... ведь есть, наверно»: мир без Бога в поэзии Владимира Высоцкого //Редакторы: СЮ Артёмова, НА Веселова, АГ Степанов. – 2018. – С. 504.
6. Большой академический словарь русского языка / Рос.акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; [ред.: Л. И. Балахонова]. − М., СПб, 2006. – 657 с.
7. Волкова Н. В. Концепты Судьба и Путь в поэзии ВС Высоцкого //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2013. – №. 1. – С. 216-221.
8. Воробева. A. К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ КОНЦЕПТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ //Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе. – 2020. – С. 93-97.
9. Высоцкий В. Избранное: Стихотворения и песни //Высоцкий-Ростов н/Д Изд-во Феникс. – 2000.
10. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c
11. Ефремова, Татьяна Федоровна. Словарь грамматических трудностей русского языка: более 2 500 слов / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. - М. : Астрель [и др.], 2009. - 379 c.
12. Климакова Е. В. Мифопоэтические аспекты творчества ВС Высоцкого : дис. – Красноярск, 2011.
13. Климакова Е. В. Художественный мир поэзии ВС Высоцкого (аксиологический и мифопоэтический аспекты) //Сибирский филологический журнал. – 2009. – №. 1. – С. 85-89.
14. Крючкова, Н. В. Методы изучения концепта / Н. В. Крючкова/ Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.) : труды и материалы ; под ред. К. Р. Галиуллина. – Казань:Казан.гос. ун-т, 2004. – С. 271 − 272.
15. Львов, М. Р. Словарь антонимов русского языка/ под ред. Л.А. Новикова, Москва, 1978. – 382 с.
16. Лыткина О. И. К вопросу о типологии концептов в современной лингвистике //Rhema. Рема. – 2010. – №. 2. – С. 68-75.
17. Мустафоева Л. М. Изучение особенностей поэзии В. Высоцкого в современной филологии //Проблемы педагогики. – 2018. – №. 2 (34). – С. 29-31.
18. Намакштанская И. Е., Романова Е. В. Библейская составляющая концепта человек в творчестве ВС Высоцкого //Інтелект, особистість, цивілізація. – 2013. – №. 11. – С. 86-95.
19. Огдонова Ц. Ц. Проблема типологии концептов в современной лингвистике //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011. – №. 10. – С. 40-47.
20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. Стереотип. Москва, 1986. – 797 с.
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Москва, 1995. – 736 с.
22. Пименова, М. В. Концептуальные исследования и национальная Ментальность/ Гуманитарный вектор/ 2011/ № 4 (28). С. 126 −132.
23. Рязанская О. С. О словаре языка поэзии ВС Высоцкого //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – №. 1. – С. 305-310.
24. Сергеева Е. В. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – №. 5. – С. 98-103.
25. Словарь русского языка: в 4-х т. Москва, 1957− 1961.,Т.1 (МАС).С.456 − 457.
26. Словарь русского языка в 4-х томах / под ред. Д.Н. Ушакова. – Москва : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.Т. I. – 88405 с
27. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания.Учебное пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. Москва, «Просвещение», 1975. – 271
28. Стернин, И. А. Методика исследования концепта/ И. А. Стернин / Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 58 – 60
29. Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
30. Философский энциклопедический словарь/ [Ред.- сост. Е. Ф. Губский и др.]. − Москва : Изд. дом «ИНФРА− М»,1997.– 576 с.
31. Чернов А.В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века. – В сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994, с. 152.
32. Шаповалова, О.А. Этимологический словарь русского языка: [более 4500 словарных статей] / О. А. Шаповалова. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 240 c
33. Шафиков, С. Г. Языковые универсалии и проблемы лексической семантики / С. Г. Шафиков. – Уфа: Изд-во Башкир.ун-та, 1998. – 251 с.
34. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - Москва : Прозерпина : Школа, 1994. - 399 с.