Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Правоотношения - это волевые общественные отношения, регулируемые правовыми нормами. Именно через правовые отношения устанавливается связь между их участниками, наделенными соответствующими правами и обязанностями.
Правоотношения социального обеспечения - это тип отношений, которые существуют в обществе и обладают присущими им основными характеристиками: они определяются экономической основой общества; они носят волевой, идеологический характер; они возникают на основе законодательства; общение между сторонами осуществляется посредством субъективные права и обязанности; они индивидуальны; они гарантированы государством и защищены от нарушений.
В то же время правоотношения социального страхования имеют ряд особенностей, отличающих их от других правоотношений. Основой правоотношений по социальному обеспечению являются экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в области социального обеспечения. Правоотношения социального обеспечения - это такие правоотношения, которые возникают, когда граждане осуществляют свое конституционное право на различные виды социального обеспечения.
Особенность правоотношений социального страхования проявляется в особой форме отношений между их участниками. Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, воспитанию детей и в других случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в организованном государством обществе - это сфера переплетения жизненно важных интересов граждан, имущественных и распределительных отношений, правовых методов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также область преломления универсальных ценностей, таких как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества.
Предполагаемая цель социального обеспечения заключается прежде всего в том, чтобы оно представляло собой особую форму удовлетворения потребностей пожилых людей и инвалидов в средствах к существованию. Конституционные особенности социального обеспечения включают: объективные причины, вызывающие необходимость в специальном механизме социальной защиты граждан для поддержания или обеспечения определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); специальные фонды, источники социального обеспечения; особые возможности для обеспечения средств к существованию; закрепление в законе правил предоставления социального обеспечения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия функционирования субъектов права социального обеспечения.
Объектом исследования является процесс функционирования субъектов права социального обеспечения.
Предметом исследования являются основы и принципы функционирования субъектов права социального обеспечения.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для функционирования субъектов права социального обеспечения.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие права социального обеспечения;
- изучить специфику и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения;
- детально проанализировать субъекты права социального обеспечения.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и списка сокращений.
Основная часть
Глава 1. Понятие права социального обеспечения
Право социального обеспечения является относительно молодой отраслью права, которая в настоящее время подвергается серьезным испытаниям в связи с продолжающимися реформами государственной системы социального обеспечения в течение последних 25 лет. С большим сожалением приходится признать, что в этой области права до сих пор не сформировалась единая понятийная база, а следовательно, и терминология.
Среди ученых отсутствует консенсус по таким важным понятиям, как социальный риск, принципы права социального обеспечения и его состав, источники права социального обеспечения, организационно-правовые формы социального обеспечения и другие. Некоторые молодые ученые вместо того, чтобы раскрыть содержательную суть фундаментальных для отрасли явлений, пытаются лишь обновить существующие формулировки. Это часто выражается в том, что новые определения становятся слишком длинными, трудными для понимания, теоретическими и практическими в применении и для использования в нормативных актах [12].
Такие термины, как "ситуация социального права", "ситуация социального риска", "реализация социального риска" и другие, нуждаются в уточнении. Их необходимо определить, поскольку неясно, что означает "ситуация социального риска" – существует ли только потенциальная потеря трудового дохода или фактическая потеря из-за социального риска (события), который уже произошел. В определенной степени это связано с тем, что в постсоветский период сложилась законодательная практика, согласно которой федеральные законы содержат разделы "общие положения", содержащие определения основных понятий.
Большим недостатком такого подхода к законодательству является то, что в тексте закона прямо указывается, что сформулированные концепции используются только для достижения целей конкретного закона. Это означает, что они не универсальны и могут быть сформулированы по-разному. Еще одним серьезным недостатком такого подхода к законодательству является то, что в тексте закона прямо указывается, что сформулированные концепции используются только для достижения целей конкретного закона. Это означает, что они не являются универсальными и могут быть сформулированы по-другому в другом федеральном законе, что и имеет место на практике. В частности, одни и те же концепции часто по-разному формулируются в федеральных законах, что снижает их качество и может привести к серьезным ошибкам в правоприменении. Например, понятие страхового стажа, определяющее право на страховую пенсию и другие виды страховых выплат (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
До сих пор не упоминается ни одна существенная характеристика страхового стажа, например, оплачиваемая работа, требующая уплаты взносов в систему обязательного социального страхования. Из формулировки статьи следует, что вы можете вообще не работать, но платить страховые взносы и тем самым приобретать страховой стаж, дающий право на страховую пенсию или пособие [14].
Таким образом, существует сочетание социального страхования и гражданского личного страхования, что неприемлемо и вредно как в юридической теории, так и на практике. Мы можем продолжить перечисление подобных примеров. Представляется, что задача терминологического единства в процессе современного законодательства не выполняется, что негативно сказывается на качестве правового регулирования отношений социального обеспечения. Виноваты в этом и профессиональные ассоциации ученых, члены которых участвуют в разработке федеральных законов.
Именно они, как участники законодательного процесса, должны осуществлять общественный контроль за соответствием правовых норм современным теоретическим взглядам. Важную роль в достижении концептуального и терминологического единства могут сыграть и профессиональные организации, такие как Ассоциация юристов России и Московское общество юристов по трудовому праву и социальному обеспечению. Чтобы исправить ситуацию, профессиональному сообществу необходимо выработать общие подходы к фундаментальным концепциям, прежде всего к концепции социального риска.
Понимание социального риска как вероятности материальной незащищенности из-за полной или частичной потери дохода от работы, ухода на дому или в сочетании с дополнительными расходами для членов семьи-инвалидов, лечения и других неотложных потребностей является сложным и должно быть признано основополагающим для права на социальное обеспечение. Согласно теории вероятностей, риск - это всего лишь степень, степень ожидаемой опасности. В момент возникновения риск трансформируется из потенциальной возможности в реальное событие (случай). Многие явления объективной реальности, такие как стихийные бедствия, вероятны, но не относятся к социальному риску.
Суть социального риска заключается в том, что его возникновение обычно приводит к полной или частичной потере основного источника средств к существованию, то есть дохода от работы или содержания семьи. В современных социально-экономических условиях России сущность риска заключается в том, что его возникновение, как правило, приводит к полной или частичной потере основного источника средств к существованию, то есть дохода от работы или содержания семьи. В современных социально-экономических условиях России материальная незащищенность может быть вызвана не только потерей дохода, но и недостатком средств на содержание членов семьи-инвалида, особенно несовершеннолетних детей в многодетных и неполных семьях, семьях инвалидов.
Этот риск называется социальным риском, поскольку он угрожает только тем группам населения, для которых доход от трудовой деятельности (работа по трудовому договору, работа или услуги по гражданско-правовым договорам, индивидуальное предпринимательство, произведения искусства и литература в качестве самозанятых) является основным источником средств к существованию. Также необходимо понимать, что речь идет только о доходах, которые не превышают определенную сумму.
Если работа приносит сверхприбыль, то у человека есть возможность, Если работа приносит сверхприбыль, то у человека есть возможность сформировать индивидуальную систему самопомощи, и потеря трудового дохода не создаст для него ситуации материальной незащищенности. Но для большинства населения потеря трудового дохода, основного источника средств к существованию, необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей, может привести к социальным конфликтам и замедлить экономическое развитие страны. Поэтому государство и общество заинтересованы в смягчении и преодолении этих последствий [7].
Государственная система социального обеспечения направлена на достижение этой цели. Характерными чертами, позволяющими называть определенные события в жизни человека социальным риском, являются: обусловленность экономической системы и социальной организации труда; имущественные последствия в виде потери дохода от работы или содержания семьи, дополнительных расходов на нетрудоспособных членов семьи; заинтересованность государства в получении трудового дохода. государства и общества в смягчении последствий
Таким образом, социальный риск является вероятным событием, которое приводит к материальной незащищенности, поскольку теряется доход от работы или содержания семьи, а также возникают дополнительные расходы на детей и других членов семьи с ограниченными возможностями, а также возникает потребность в медицинских или социальных услугах. Сложную жизненную ситуацию не следует рассматривать как отдельный социальный риск. Возникновение социальных рисков - это событие, которое привело к полной или частичной потере трудового дохода, дополнительным расходам для членов семьи-инвалидов и во многих случаях сопровождается сложной жизненной ситуацией, то есть потребностью в социальных услугах на дому, в дневных учреждениях или в больницах.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 1 // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст. 31 // СПС Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
Афанасьев М.А. Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 08.06.2007. № 122 (4385).
Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2009.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2000.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров. Углубленный курс. 3-е изд. М.: Издательство «Юрайт; ИД Юрайт», 2014.
Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 415 с.
Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Издательство МГУ, 1986. – 174 с.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 286 с.
Право социального обеспечения: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов, С.И. Кобзева и др.; Под ред. К.Н. Гусова. 2-ое изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 322 с.
Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. 2-е изд., стер.– М.: Издательство «КноРус», 2018. – 342 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.litmir. me/br/?b=607637&p=1 (дата обращения: 17.06.2024).