Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время образование нацелено на системно-деятельностный подход, реализуемый в современных Федеральных образовательных стандартах основного общего образования. Переход от знаниевой парадигмы к развитию навыков и умения предопределило изменение методов и средство обучения.
Усиление системно-деятельностного характера географического образования привело к повышению роли навыков как деятельностной составляющей содержания обучения. Очень большую роль в школьной географии играют картографические умения, важность их формирования возрастает (Н. Н. Баранский, И. И. Баринова, Т. С. Комиссарова).
Атлас является незаменимым инструментом для развития познавательных способностей и навыков, а также средством сбора большого объема географических знаний и представления их графически и наглядно.
Атлас – это не просто бумажное издание, содержащее проекции тех или иных предметов, он имеет систему тесно связанных и дополняющих друг друга карт. Благодаря этому в процессе обучения школьники используют не просто атласы - они ищут связи и взаимодействия между природными и антропогенными процессами.
Степень разработанности проблемы исследования. Научные основы использования атласа в школьной географии составляют исследования в области теории атласной картографии (Н. Баранский, А. М. Берлянт, К. А. Салищев, Т. Г. Сваткова, В. Г. Чуркин).
Подчеркивая особую роль учебного атласа, являющегося важным средством географического образования школьников, Г.Ю. Грюнберг отметил несколько его важных особенностей: высокий уровень обобщения содержания, повышенную реалистичность карт, наличие дополнительных карт, помогающих учащимся сформировать единую географическую картину мира.
М.А. Картавых рассматривает особенности развития эколого-картографических знаний у учащихся. С.В. Буланов раскрывает проблемы совершенствования картографических знаний и навыков. При этом основное внимание уделяется формированию навыков работы с отдельными картами атласа.
Анализ практики преподавания географии показывает, что сложность учебного материала курса «География России» позволяет широко использовать развивающий потенциал атласа. Однако учитель географии в своей работе, в первую очередь, показывает карту, которую он, как правило, использует в качестве иллюстрации при объяснении нового материала или проверке знаний. Такое незначительное внимание к использованию атласов не позволяет школьникам сформировать необходимые знания и умения при работе с картографическим материалом.
Важное значение работе с атласом формируются в процессе изучения курса «География России».
Изучение курса «География России» позволяет сформировать у обучающихся главное умение - пользоваться различными источниками географической информации для получения необходимых сведений о географических компонентах, явлениях, объектах, территориях страны. Данное умение невозможно приобрести не научившись работать со школьным атласом.
В педагогической практике в работе с картами атласа преобладают, в основном, однотипные репродуктивные задания тренировочного характера.
Тем самым актуальность темы исследования определяется возросшими требованиями к уровню географического образования школьников, усложнению программы Единого Государственного экзамена по географии в контексте работы с картографическим материалом.
В программе обучения географии обучающимся необходимо развивать картографические навыки.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать проблему исследования: каковы особенности работы с атласом на уроке географии?
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать темы курсовой работы «Работа с учебным атласом при изучении курса «География России».
Цель исследования – рассмотреть методику работы с атласами при изучении курса «География России».
Объект исследования - атласы.
Предмет исследования – методика работы с атласами на уроке географии при изучении курса «География России».
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «атлас»;
2. Рассмотреть классификацию атласов;
3. Выделить особенности использования атласов в работе с обучающимися на уроках географии;
4. Раскрыть методику работы с атласом на уроках географии при изучении курса «География России».
Методы исследования: сбор, анализ, синтез литературы по проблеме исследования, анализ УМК.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных картографов и педагогов в области использования атласов в обучении школьников (И.И. Баринова, А.М. Берлянг, Е.В. Комиссарова, К.В. Сергеева, В.Г. Чуркин).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленные в работе материалы могут быть использованы учителями географии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации работы учащихся с атласом при изучении школьного курса «География России»
1.1 Понятие об атласе
Качественное преподавание географии во многом зависит от обеспечения необходимого процесса правильными картами и учебными пособиями.
В связи с введением современных образовательных стандартов особое внимание уделено формированию у обучающихся картографической компетенции.
Картографическая компетентность – это владение учащимся системой картографических компетенций; это совокупность личных качеств ученика, способность и готовность использовать усвоенные картографические знания, умения и навыки для решения практических задач в реальных жизненных ситуациях [23].
Формирование картографической компетенции, по мнению C. Буланова, обеспечивает у учащихся умение сочетать характеристики основных географических изображений, умение получать из них географическую информацию, а также знания о расположении, относительных размерах и формах важнейших объектов на Земле и способность создавать простые картографические продукты на основе имеющихся картографических умениях [3, c. 66].
Образовательные требования к картографической грамотности школьников неоднократно менялись в процессе социального развития общества. Эти трансформации были обусловлены главным образом изменением социального поведения сообщества в отношении картографических знаний учащихся.
Учителями географии и методистами уже накоплен определенный критический материал по обучению школьников географии по новым учебникам и учебным программам. Сегодня начато широкое обсуждение всех вопросов и аспектов дальнейшего совершенствования преподавания школьной географии, в том числе и по сбалансированию количественных и качественных показателей картографического содержания в географическом образовании. В значительной степени от оптимального сочетания требований учебной программы, с одной стороны, и запросов и возможностей учеников, с другой, зависит общественный и учебный престиж картографической составляющей географического образования.
Основным источников формирования картографической компетенции обучающихся являются атласы.
Современные теоретические представления об атласе как особом картографическом произведении сформулированы Н. Н. Баранским, А. М. Берлянтом, К. А. Салищевым, Т. Г. Сватковой, В. Г. Чуркиным.
Анализ научной картографической литературы позволил установить единство взглядов учёных в отношении содержания понятия «атлас» (А. М. Берлянт, К. А. Салищев, Т. Г. Сваткова). Атлас представляет собой систематический картографический труд, имеющий особенности системного образования; атлас - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих карт; система, определяемая своим назначением и особенности использования [5], [18].
Выдающийся картограф К.А. Салишев, под атласом понимает совокупность систематических карт, выполненных как целостное произведение по единой программе и изданных в виде книги или набора таблиц. Это не просто собрание карт под общим названием, а органически взаимосвязанная и дополняющая система карт, определяемая назначением атласа и системой его использования. Поэтому изучение атласа не ограничивается изучением отдельных входящих в него карт [11].
Н.Н. Баранский понимает атлас как отдельная карта. Это образное выражение отражает суть атласа: каждый атлас содержит множество картографических сюжетов, объединенных общим планом и программой [2].
Картограф А.М. Берлянт обратил внимание на богатство атласа показав, что атлас представляет собой картографическую энциклопедию, совокупность систематических знаний и фактических сведений о территории на современном уровне изучения [5].
Т.Л. Грюнберг, В.Г. Чуркин считают, что с точки зрения логического построения правильнее и проще определить атлас как одно из картографических произведений. Это демонстрирует его целостность и исключает необходимость дальнейших интерпретаций [8], [24].
Г.Ю. Грюнберг называет атласом картографическое произведение, основной составляющей которого является система географических карт, созданная на основе единой программы, объединенная общей целью и средствами картографического изображения действительности [8].
По определению Т.Г. Сватковой, атлас представляет информацию в систематизированном, формализованном и унифицированном виде. Он сочетает в себе с наибольшей полнотой общие и индивидуальные черты диалектического единства [17].
В сложных тематических атласах карты и разделы располагаются в общепринятой последовательности: геологические, карты рельефа, климата, воды, почвы, растительности, животного мира, ландшафтов, физико-географических зон. После этого составляются социально-экономические карты (население, промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, образование и наука, культура и т.д.).
Можно перечислить ряд преимуществ в работе с атласами:
Во-первых, это наглядность. У человек наиболее совершенно и долговременна именно зрительная память. Детям, начинающим изучать географию, важно увидеть неизведанное, чтобы в будущем сохранить общие представления о мире.
Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в Интернет и запросив фотографии какого-либо континента, иногда можно получить неправильное представление об их пропорциях, ведь мало кто (особенно школьники) обращают внимание на масштаб представленной карты. В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе, что дает верное представление о размерах и расположении континентов и других объектов на земном шаре.
Следует отметить, что на картах сохраняется баланс между количеством аналитических, сложных и синтетических карт.
Во всех школьных атласах используется одна и та же система обозначений, поэтому читатель, знающий эти обозначения, может прочитать карту без использования легенды. Важно сохранить эти знания для будущего [14].
Несмотря на достижения науки и техники, люди по-прежнему используют карты как надежный источник географической информации, что особенно важно для людей, которые проводят свою жизнь в путешествиях.
Очень важным критерием являются единый временной интервал, все представленные данные относятся к определенному периоду. При работе со школьным атласом учащимся не встретится проблема размещения информации и карт СССР и Российской Федерации в одном издании. Так как атласы содержат актуальную информацию [15].
Также важным показателем является единый стиль оформления. Если рассмотреть этот критерий на примере физической карты мира, то можно сказать, что благодаря однотонному оформлению картинки школьник может узнать, каким цветом изображены океаны и континенты. В результате палитра карты темнеет или светлеет.
Таким образом, атлас представляет собой современное учебное картографическое издание, созданное с учетом единства содержания, методического аппарата, картографических изображений и методов оформления, адаптирован к возрастным психологическим особенностям школьников, имеет максимальную наглядность и эстетическую привлекательность.
Каждый раздел атласа содержит набор взаимосвязанных информационных и методических материалов (основные и дополнительные карты, схемы, трехмерные схемы, иллюстрации) и обеспечивает комплексный подход к одному изложению. Контурные карты создаются с использованием техники трехмерного рельефного рисунка и в увеличенном масштабе. Каждая карта сопровождается системой заданий разного типа и уровня сложности, направленных на интеграцию различных географических знаний, развитие основных навыков, развитие аналитических способностей учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Атласное картографирование: традиции и инновации / Материалы Х научной конференции по тематической картографии (Иркутск, 22-24 октября 2015г.). – Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2015. – 228с.
2. Баранский, Н.Н. Экономическая картография / Н.Н. Баранский, А.И. Преображенский. - М.: Географгиз, 1962. - С. 5-6.
3. Баринова, И.И. Формирование приемов учебной работы с картой / И.Н. Баринова// Новые исслед. в пед. науках.- М., 1979.- N 1.- С. 65-68.
4. Барышева, Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии / Ю.Г. Барышева. – М.: АСТ, 2010. – 200 с.
5. Берлянт, А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации / А.М. Берлянт // География в школе. 1990. № 2. С. 28-31.
6. Берлянт, А.М. Картография: Учебник для вузов / А.М. Берлянт. - М.: Аспект Пресс, 2012. – 400 с.
7. Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования / В.П. Голов. – М.: Книга по требованию, 2012. – 312 с.
8. Грюнберг, Г.Ю. Учись сам делать географические карты и планы / Г.Ю. Грюнберг. - М.: Просвещение, 1965. — 128 с.
9. Дронов, В. П. География : География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учебник / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром ; под ред. В. П. Дронова. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2016. — 271 с.
10. Екшибарова, Н.А. Формирование картографической грамотности на уроках географии / Н.А. Екшибарова // Педагогика в школе. - №5. – 2013. – С.45-51.
11. Комиссарова, Е.В. Исследование и разработка дизайна мультимедийных учебных карт и атласов : На примере географического атласа для средней школы : автореферат дис. ... кандидата технических наук : 25.00.33 / Е.В. Комиссарова // Сиб. гос. геодез. акад. - Новосибирск, 2003. - 25 с
12. Комплексные региональные атласы / Под ред. К.А. Салищева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 638 с.
13. Левицкий, Т.Ю. Решение задач по географическим картам / Т.Ю. Левицкий, Я.В. Евглевская. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.
14. Макаренко, А.А. Атласное картографирование: Учебное пособие / А.А. Макаренко, Г.И. Загребин. — M.: МИИГАиК, 2018.— 56 с.
15. Мухин, А.С. Использование крупномасштабных картографических произведений в процессе экологической подготовки школьников в рамках школьной географии / А.С. Мухин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. №138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-krupnomasshtabnyh-kartograficheskih-proizvedeniy-v-protsesse-ekologicheskoy-podgotovki-shkolnikov-v-ramkah-shkolnoy (дата обращения: 22.06.2024).
16. Петунин, В. Б. Формирование картографических умений с помощью компьютера / В.Б. Петушин // География в школе. 1992. № 1. С. 37-41.
17. Сваткова, Т.Г. Атласная картография : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Картография" и "Приклад. картография и география" / Т. Г. Сваткова. - Москва : Аспект Пресс, 2002. – 200 с.
18. Сергеева, К.В. Методика использования учебного атласа в школьном курсе "География России" : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сергеева Ксения Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 18 с.
19. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» / П. Скавронский / / География и основы экономики в школе. - 2009. - № 6. - С. 32-37.
20. Скобля, И.Ф. Карты и приемы работы с ними / И.Ф. Скобля // География в шк.- 1978.- N 2.- С. 61.
21. . Скуратович, Я. Работа с картографическими материалами на уроках географии в общеобразовательных учебных учреждениях: методические рекомендации / Я. Скуратович. - К.: НПП «Картография», 2000. - 16 с.
22. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство «Юрайт». - 2024. – 112 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2019.
24. Чуркин, В.Г. Атласная картография / В.Г. Чуркин. – Л.: Наука, 1974. – С.139.