Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время обучения английскому языку в рамках урочного времени недостаточно для формирования у обучающихся полноценных коммуникативных навыков иноязычного общения.
При изучении первого иностранного языка в школе обучающиеся неизбежно начинают интересоваться культурой изучаемого языка. Во всех учебно-методических комплексах (УМК) по английскому языку есть элементы знакомства с культурой и жизнью других иноязычных стран. После уроков лингвострановедческой направленности учителю поступает большое количество дополнительных вопросов по данной тематике..
Важность развития социокультурного компонента коммуникативной иноязычной компетенции подчеркнуто в работах В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева, Е.Н. Солововой. Авторы отмечают, что развитие страноведческих навыков выражается в подготовке обучающихся к полноценному сотрудничеству и активному общению в современном мире средствами иностранного языка, в развитии интеллектуальных способностей обучающихся, в развитии понимания глобальных, общемировых культурных процессов
Учитель, наблюдающий интерес обучающихся к другим иностранным языкам, может предложить организацию факультативных занятий по иностранному языку.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается тем, что разработка интересного и познавательного факультативного курса может помочь в стимулировании обучающихся к более активному изучению английского языка, а также повысить их интерес к предмету.
Объект исследования – процесс обучения английскому языку в 6 классе в формате факультативных занятий страноведческой направленности.
Предмет исследования – приемы обучения английскому языку в 6 классе в формате факультативного курса “Exploring London”.
Цель исследования – разработать факультативный курс на английском языке “Exploring London” к учебному комплекту «Английский в фокусе» для обучающихся 6 класса.
Задачи исследования:
1. раскрыть содержание обучения английскому языку на уровне основного общего образования,
2. рассмотреть понятие факультативного курса как формата обучения;
3. описать возрастные особенности обучающихся 6 класса;
4. проанализировать тематическое планирование факультативного курса “Exploring London” согласно модулям УК «Spotlight 6»;
5. разработать программу факультативного курса “Exploring London”.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической, нормативной литературы по теме исследования, анализ УМК, педагогическое проектирование. СКОРРЕКТИРОВАТЬ, СМ. ТРЕБОВАНИЯ И ПРИМЕРЫ
Материалы исследования – исследование осуществляется на основе рекомендованного для обучения английскому языку в УМК “Spotlight 6” («Английский в фокусе») авторов Ю. Е. Ваулина, Дж. Джули, О. Е. Подоляко, В. Эванс.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный факультативный курс “Exploring London” может быть использован учителями в работе с обучающимися 6 класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе раскрыты основные понятия, используемые в теме. Представлены основные целевые ориентиры в области иноязычного обучения в основной школе. Рассмотрены особенности организации факультативных занятий в рамках внеурочной деятельности по английскому в основной школе. Описаны возрастные особенности обучающихся 6 класса.
Во второй главе приводится анализ учебно-методического модуля по английскому языку для шести классиков. Приводится описание факультативного занятия «Exploring London» страноведческого характера.
В заключении приводятся выводы по результатам всей работы.
Библиографический список содержит 21 наименование.
В приложении представлены материалы для факультативных занятий.
ГЛАВА 1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС КАК ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
1.1 Содержание обучения английскому языку на уровне основного общего образования
Многочисленные цели образования складываются в иерархическую структуру, на вершине которой располагаются общие, стратегические цели, заданные социальным запросом общества и государства и зафиксированные в нормативных документах, таких как Закон об образовании [19], Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [20].
Цели среднего школьного образования определяются программой базового общего образования, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом базового общего образования.
В качестве цели обучения в средней школе программа базового общего образования подчеркивает достижение обучающимися запланированных результатов: знаний, навыков, умений, компетенций; появление и развитие личности обучающегося в его идентичности и уникальности [14; с. 26].
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, воспитание культуры общения, формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению, воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности [14].
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранного языка предназначен для формирования способности участвовать в прямом и косвенном диалоге культур [14; с. 65].
В отечественных исследованиях в отношении структуры коммуникативной компетенции имеется несколько мнений. Например, И. Л. Бим отмечает следующие компоненты:
1) языковая компетенция – развитие навыков фонетики, лексики и грамматики;
2) речевая компетенция – способность к осуществлению речевого общения посредством всех иноязычных навыков [5].
Согласно ФГОС ООО, обучающийся должен сформировать следующие показатели речевой компетенции:
а) уметь читать и понимать аутентичные тексты (изучающее, просмотровое, смысловое чтение);
б) уметь вступать во встроенное общение в формах диалога этикетного характера, диалога-побуждения к действию, диалога-расспроса, диалога-обмена мнениями, комбинированного диалога, включающего разные виды диалогов;
в) уметь самостоятельно строить связные монологические высказывания (описание, повествование, рассуждение);
в) уметь письменно выражать свои мысли [20].
г) социокультурная компетенция – сформированность знаний о культурных особенностях страны носителя языка, их нормах и правилах речевого поведения, особенностях лексики;
д) компенсаторная компетенция – умение использовать различные речевые навыки, даже в случаях ограниченного запаса лексики;
е) учебно-познавательная компетенция – развитие знаний и умений обучающихся в процессе иноязычного обучения [4; с. 69].
Целесообразно представить и другие мнения исследователей в области лингвистики в отношении структуры коммуникативной компетенции. Так, А. Н. Щукин помимо языковой, речевой и социокультурной составляющей, включает социальный компонент, который определяется мотивацией обучающихся к началу и продолжению общения. Помимо этого, автор выделяет дискурсивный компонент, который обусловлен умением обучающегося применять разнообразные стратегии для понимания текста, а также предметный компонент, который определяется пониманием обучающегося узкого круга речевых тем. Особое внимание выделяется
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Е. Ваулина, Дж. Джули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. 2-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2023. 136 с.
2. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. 415 с.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин. 2-е изд. М.: ВАКО, 2017. 288 с.
4. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 25-34.
6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
7. Куксина Т.А., Горелов В.И., Карелова О.Л. Моделирование развития классно-урочной системы образования // Вестник науки №4 (13). Том 4. С. 21-26.
8. Машарова Т.В., Радачинская Э.С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №3. С. 45-48.
9. Нелина Т.Н. Современные образовательные технологии в иноязычном образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб: Свое издательство, 2015. С. 102-104.
10. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296. URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/\68126/textpage/2/ (дата обращения 16.05.2024).
11. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
12. Павловская Ю.В. Особенности процесса формирования иноязычной коммуникации в ролевой игре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2016. № 5. С. 130-132.
13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Академия, 2009. 95 с.
14. Примерная рабочая программа основного общего образования «Английский язык»: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
15. Рунова Т.А. Повышение эффективности образовательного процесса в современной школе средствами технологии «коллективный способ обучения» // Школьные технологии. 2022. № 2. С. 81-89.
16. Сафронова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М.: Еврошкола, 2001. 271 с.
17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2016. 239 с.
18. Стребна О.В. Интерактивные методы обучения в практике работы средней школы. Харьков: изд. группа «Основа», 2015. 176 с.
19. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
20. ФГОС основного общего образования (5 – 9 кл.). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 12.06.2024).
21. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. М.: Филоматис, 2010. 157 с.