Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основным требованием общества к современной школе является подготовка личности, способной самостоятельно и творчески решать научные, производственные и социальные проблемы, критически мыслить, развивать и отстаивать свою точку зрения, свои убеждения, перестраиваться. и обновляется систематически и постоянно. свои знания посредством самообразования, совершенствовать свои навыки, творчески применять их в реальности.
Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Одним из них является организация самостоятельной работы учащихся.
Стратегическим направлением развития образования в современном обществе является интеллектуальное и нравственное развитие человека, основанное на его вовлечении в разнообразную самостоятельную и целенаправленную деятельность в различных областях знаний.
В настоящее время мы видим, что происходят существенные изменения в условиях организации обучения в образовательных учреждениях: происходит переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного обучения; информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства.
Самообразование и самообучение считаются основными формами образования. Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся приобретает особое значение в системе ключевых факторов, определяющих качество современного образования.
Современный учитель информатики должен быть готов обучать и воспитывать учащихся в формирующемся образовательном пространстве, основанном на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), использовать методики, методы и материалы обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
Объект исследования- самостоятельная работа учащихся
Предмет исследования- система самостоятельных работ по курсу информатики в 8 классе
Цель исследования- изучить систему самостоятельных работ по курсу информатики в 8 классе
Задачи исследования:
- раскрыть организацию самостоятельной работы школьников на уроках
- рассмотреть формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики
- определить развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения информатике
- изучить особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя информатики)
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
1.1. Организация самостоятельной работы школьников на уроках
Самостоятельная работа обучающихся, включенная в процесс обучения, - это работа, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его указаниям в специально отведенное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь цели, поставленной в задании, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий (или тех и других вместе) [1].
Этот вид деятельности очень важен. К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого усвоения знаний и развития мышления учащихся. [2]
Продвинутые учителя всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать максимально самостоятельно, а учитель должен руководить их самостоятельной работой. Самостоятельная работа, с одной стороны, представляет собой учебную задачу, которую должен выполнить обучающийся, с другой стороны, форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения и расширения объема ранее полученных знаний.
На занятии существует несколько видов самостоятельной работы: Работа с книгой. Это предполагает работу с учебниками, справочниками, научно-популярной литературой, ведение конспектов прочитанного материала, поиск ответа на ранее заданный вопрос. В ходе таких занятий школьники анализируют, сравнивают, обобщают и систематизируют полученную информацию.
Освоение новых знаний осуществляется каждым учеником самостоятельно посредством вдумчивого изучения материала и понимания полученных фактов, примеров и теоретических обобщений, при этом учащиеся приобретают умение работать с книгой [3].
Чтобы этот вид деятельности был эффективным, преподавателю необходимо соблюдать несколько правил:
1. Материал должен быть доступен для понимания.
2. Преподаватель должен провести предварительную беседу с учащимися, в которой точно определяется тема материала, общая информация. осуществляется ознакомление с его содержанием, ставятся цели и задачи, а также проводятся консультации по порядку самостоятельной работы и самоконтроля.
3. В ходе урока учитель должен следить за ходом самостоятельной работы. Если у кого-то из учащихся возникают затруднения, следует помочь ему понять неясные моменты.[3]
4. Большое внимание следует уделять развитию у школьников умения самостоятельно понимать и усваивать новый материал из учебника. Для развития таких навыков необходимо организовать самостоятельное чтение детей с последующим рассказом или ответами на вопросы воспитателя.
5. После самостоятельной работы необходимо провести беседу для закрепления материала и учебные упражнения с целью выработки навыков, необходимых для применения этих знаний на практике.
Упражнения.
Учащиеся выполняют повторяющиеся действия на практике и таким образом углубляют свои знания, развивают соответствующие навыки и умения, а также свое мышление и творческие способности. Упражнения могут быть обучающими, воспроизведением по образцу, составлением задач и вопросов и их решением, просмотром ответов других учащихся, оценкой их деятельности, упражнениями, направленными на развитие практических навыков.
Упражнения должны носить осознанный характер и выполняться только при хорошем понимании и усвоении обучающимися изучаемого материала; они должны способствовать дальнейшему углублению знаний; способствовать развитию творческих способностей школьников.
Существует несколько приемов проведения данного вида деятельности, которые необходимо использовать для получения наилучшего результата:
1. Преподаватель, опираясь на полученные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи
Предстоящей учебной деятельности.
2. Воспитатель показывает, как выполнять то или иное упражнение.
3. Первоначальное воспроизведение обучающимися действий по применению знаний на практике.
4. Последующая учебная деятельность учащихся направлена на совершенствование полученных практических навыков. При подборе упражнений очень важно, чтобы они предусматривали не только подражательную, но и творческую активность учащихся, требовали от них сообразительности, вдумчивости и поиска собственных путей решения задачи [4].
Решать задачи и выполнять практические и лабораторные работы. Лабораторная работа – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством преподавателя и по заранее определенному плану проводят эксперименты или выполняют определенные практические задания и при этом воспринимают и понимают новый учебный материал. [5]
Проведение лабораторной работы включает в себя следующие методические приемы: 1. Постановка темы урока и определение задач лабораторной работы. 2. Определить порядок лабораторной работы или ее отдельные этапы. 3. Непосредственное выполнение лабораторных работ учащимися и преподавателями, контроль за ходом занятий и соблюдением техники безопасности. 4. Подвести итоги лабораторной работы и сформулировать основные выводы [1].
Проверка самостоятельной работы, тесты – формы проверки и оценки полученных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности школьников в учебном процессе, методах эффективности, формах и методах учебной деятельности.
Отличительной особенностью независимой контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным расследованием. Для самостоятельного тестирования и контрольной работы важно, чтобы система заданий обеспечивала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их моделей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения.
Подготовка отчетов, резюме. Это самостоятельная исследовательская работа учащегося, раскрывающая суть изучаемой проблемы. Подача материала носит тематический характер; представлены различные точки зрения, а также наши собственные взгляды на проблему.
Выполнение индивидуальных и коллективных задач. Для успешной реализации данного вида деятельности учителю необходимо, чтобы каждый ученик обладал базовыми навыками самостоятельной познавательной деятельности.
Прежде чем организовать работу, учитель должен четко понимать уровень познавательной самостоятельности отдельного ученика и класса в целом. Преподаватель должен дать подробные инструкции, раскрывающие последовательность действий учащихся во время работы и дать советы отдельным группам или учащимся, выполняющим задание, если у них возникают затруднения.[6]
Если это групповая работа, значительная часть успеха зависит от ее состава – уровень знаний, умений и навыков в каждой группе должен быть примерно одинаковым. Инженерное моделирование и проектирование является неотъемлемой частью всей системы обучения и образования; этот метод в основном используется на уроках рисования и труда, но может быть использован и при преподавании других дисциплин.
Это вид умственной и практической деятельности. Техническое моделирование и дизайн не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и визуальных образов. Одной из основных целей этого вида деятельности является развитие творческих способностей, заключающееся именно в раскрытии сущности моделирования и конструирования, его принципов и закономерностей. Здесь важно соблюдать все принципы дидактики.
Учитель сообщает учащимся достоверные факты, исторические сведения, дает краткую техническую информацию и объясняет строение объекта с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности. Существует разница между инженерным моделированием и проектированием.
В инженерном проектировании, в отличие от моделирования, мыслительная и практическая деятельность направлена на изготовление вещи, объекта, несущего в себе элемент новизны и не повторяющего и не дублирующего реальные объекты, как это происходит при создании модели.
Процесс проектирования и моделирования можно разделить на несколько этапов: 1. Уточнение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия. 2. Подготовка рабочих чертежей. 3. Определить пути решения технической проблемы, составить план работы. 4. Выполнение намеченного плана. При моделировании важно соблюдать принцип наглядности, поскольку создание моделей предполагает, хотя и в упрощенной форме, копирование реально существующих технических объектов.[7]
Наглядные пособия обычно готовятся заранее. Для этой цели можно использовать фотопленки, диапозитивы, пленки, рисунки (распечатанные и нарисованные от руки), готовые образцы и детские игрушки. Таким образом, самостоятельная работа школьников показывает результат и эффективность работы учащихся и учителей.
Выявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность учащегося, его индивидуальный стиль деятельности и его творческий или стандартный подход. Поэтому необходимо оценивать и анализировать не только знания, но и саму деятельность, ее качество и грамотность. При этом особое внимание следует уделять самостоятельности учащегося, которая проявляется в постановке целей, мотивации действий и конечном результате деятельности.
1.2. Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках информатики
Анализ учебной литературы свидетельствует о ином подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы методистов, педагогов-практиков и специалистов-дидактиков. Одни авторы пытаются раскрыть ее через описание способов организации самостоятельной работы, другие — через формы организации учебных занятий.
Именно поэтому появляются разные определения самостоятельной работы, сводящие ее к методу обучения, методу обучения или организации деятельности учащихся.
Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, организационных условий и т. д. Поэтому часто возникает вопрос: какое основание объединяет все вышеперечисленные условия при определении конкретного вида самостоятельной работы.
Высокая степень активности достигается при самостоятельной работе, организованной в образовательных целях. Ряд авторов высказывает ряд комментариев относительно концепции Б.П. Есипова.
Во-первых, в ее трактовке сущности самостоятельной работы не в полной мере отражен один существенный признак - творчество учащегося, которое в структуре познавательной деятельности учащегося является неотъемлемой частью аспектов внутреннего процессуального и продуктивного (результативного) учащегося.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаврилова Т. Извлечение знаний: психологический аспект. / Enterprise Partner. 2021, №8 (25). - 15-17с.
2. Гук М. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. СПб.: Издательство "Питер", 2023. - 816 c.
3. Информатика: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентам заочной формы обучения / Сост. канд. тех.наук, доцент В.Н. Лаптев; Под ред. д-ра физ.-мат. наук, профессора В.В. Аксенова. - Новосибирск: СибУПК.2020.-76с.
4. Информатика. Учебник / под общей ред. И.А. Черноскутовой. - СПб.: Питер - 2021. - 272с.
5. Кайлин В.А. Информатика. Учебник. - М.: ИНФА-М.,2023-285с.
6. Косарев В.П. и др. Компьютерные системы и сети. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2020.-312с.
7. Куликовский Л.Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов: Учеб. пособие для вузов. - М., 2021.- 457с.
8. Куликовский Л.Ф., Морозов В.К., Жиров В.Г. Элементы теории информационных процессов. Учеб. пособие. - Куйбышев, КПтИ, 2019.-245с.
9. Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений/ А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - М.: Просвещение, 2020. - 224 с.
10. Радченко Н.П., Козлов О.А. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы. - М.: Финансы и статистика, 2021. - 160 с.
11. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Учебник по базовому курсу - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2018. - 464 с.
12. Тишин, В. И. Информатика и математика. В 3 частях. Часть 1. Решение задач комбинаторики и теории вероятностей / В.И. Тишин. - Москва: Машиностроение, 2024. - 240 c.
13. Тур, С. Н. Учебник-тетрадь по информатике. 3 класс / С.Н. Тур. - М.: БХВ-Петербург, 2020. - 166 c.
14. Чернов, А. Ф. Информатика. Тексты к олимпиадам и итоговому тестированию / А.Ф. Чернов, А.А. Чернов. - М.: Учитель, 2021. - 240 c.