Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Актуальность.
Методика обучения психологии, несмотря на видимую простоту, представляет собой довольно сложную область. Это объясняется тем, что психология относится не только к гуманитарному кругу наук, но и само психологическое знание имеет свою специфику по содержанию, форме и способу усвоения. Поэтому многие авторы рассматривают психологию как научную и учебную дисциплину одновременно. Студенты, изучающие психологию, иногда не осознают важность усвоения методических знаний, которые, по их мнению, относятся к "скучной науке", не всегда понимают специфику методического мышления и не видят необходимость его особого формирования.
Современное общество невозможно представить без психологических идей, психологов или психотерапевтов. Но не всегда человек понимает, кем является психолог или как можно применять теоретические психологические знания на практике в повседневной жизни. Поэтому преподавание психологии должно больше основываться на практических примерах, сочетая теорию и практику. Например, многие известные психологи-теоретики не только преподают в университетах, но и проводят практические консультации, тренинги и другие мероприятия.
Поэтому целью данного учебно-методического пособия для студентов факультета педагогики и психологии можно считать их знакомство с методикой преподавания психологии как науки и как практической деятельности, направленной на общение с людьми.
Цель.
Целью данного исследования является разработка новых методик преподавания психологии.
Задачи.
1. Разработка новых подходов: Одна из задач исследования – это разработка новых подходов к преподаванию психологии.
2. Адаптация существующих методик: Иногда исследования направлены на адаптацию уже существующих методик преподавания психологии под конкретные условия и требования
3. Определение эффективности методик: Другая задача исследования – определить эффективность различных методик преподавания психологии.
4. Исследование влияния методик на мотивацию студентов: Одна из важных задач исследования – изучение влияния методик преподавания психологии на мотивацию студентов.
5. Разработка индивидуализированных подходов: исследование может заключаться в разработке индивидуализированных методик преподавания психологии, которые будут учитывать особенности каждого отдельного студента
Предмет.
Методики преподавания психологии.
Структура: оглавление, введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. Общие понятия методики преподавания психологии.
Преподавание психологии представляет собой сложный процесс, который подразумевает определенные трудности и особенности. Эти трудности связаны как с особенностями психологического знания, так и с тем, как это знание усваивается. Важную роль в этом процессе играет отношение студентов-психологов к изучаемой дисциплине, так как они не всегда осознают важность овладения методическими знаниями и считают, что достаточно знания самой науки. Они не понимают специфики методического мышления и не осознают необходимость его специального формирования.
Метод преподавания- это научный подход к обучению, который является неотъемлемой частью успешного педагогического процесса. Без использования специальных стратегий и приемов невозможно достичь поставленных целей и обеспечить содержательное и качественное образование.
Обучение - это активная деятельность преподавателей, которая состоит в поэтапной передаче содержания учебных предметов учащимся для их успешного освоения. Как и во всякой другой деятельности, обучение преследует определенные цели и имеет направленный характер.
Это имеет в себе идею предвосхищения конечного результата и стратегию достижения его, включая использование определенных методов. Особенностью учебного процесса является необходимость осознания, то есть понимания сути и содержания деятельности. Обучение часто рассматривается как организация и управление учебной деятельностью, с целью усвоения учащимися содержания учебного предмета.
Методика - это разработанный подход к организации деятельности. При применении к образовательному процессу, методика представляет собой организационный подход к обучению (преподаванию). Методики преподавания разных предметов основываются на общедидактических принципах , однако каждая методика учитывает особенности определенной науки. Это относится и к методике преподавания психологии, где в первую очередь учитывается ее уникальная природа в качестве науки.
В связи с тем, что предмет психологии является одним из самых трудных для понимания, Л.С. Выготский акцентировал внимание на необходимости разработки и использования подходящего способа его исследования . В этом контексте также обсуждается методика преподавания психологии.
Психология изучает закономерности развития и функционирования психики, которая является особой сферой жизнедеятельности. Как наука, она относится к гуманитарному знанию и отличается несколькими аспектами. Центром внимания психологии является личность, а не предметы. Согласно В.Я. Ляудис , характерные черты личности, такие как изменчивость и развиваемость, требуют не только точного познания, но и глубокого проникновения.
Предметом интереса для психологии служит внутренний мир и его проявления, а объектом изучения является человек, как обладатель внутреннего мира. При изучении психологии человек, который занимается этой наукой, становится одновременно и объектом (носителем внутреннего мира) и предметом (внутренний мир и его проявления) познания. Иными словами, в психологии объективный и субъективный аспекты познания сливаются, что позволяет научному познанию индивида стать научным самопознанием. Это объясняется тем, что основой процесса познания психической реальности является сопоставление субъектом изучаемых явлений с его собственными индивидуальными (личностными) особенностями.
Психологическое познание осуществляется не только через научно-теоретическое, логическое и формальное мышление, которое помогает студентам усвоить основные понятия науки, закономерности и аспекты функционирования и развития внутреннего мира. Для этого также требуется работа с образами, контемпляция внутреннего мира личности, умение дешифрировать символы и ситуации, предвидеть их развитие и ход, учитывая заданный контекст, а также проникновение в область подсознания. Основной задачей методики преподавания психологии является формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков ведения преподавательской деятельности с целью повышения качества преподавания психологических дисциплин, а также развития культуры самоорганизации преподавателя психологии в различных областях применения.
Сфера методики преподавания психологии включает в себя методы, формы и средства обучения психологии, а также их специфику и особенности. Это включает в себя следующие задачи: формирование у студентов представления о теоретических основах и специфике преподавания психологии как науки; помощь в формировании у учащихся навыков и умений педагогической деятельности, включая управление ей, и развитие их педагогических способностей; создание условий для личностного роста и формирования профессионального самосознания у студентов, будущих специалистов-психологов и преподавателей психологии.
Целью преподавания психологии для преподавателей является обучение студентов учебной деятельности. Для студента же цель заключается в освоении учебной деятельности как основы личностного развития и формирования себя как профессионала в области психологии.
Среди задач преподавания психологии следует отметить следующие моменты. Преподаватель должен:
-дать студентам знания о базовых психических процессах, функциях, состояниях и способах их управления; предоставить информацию о личностных,
-индивидуально-психологических особенностях и свойствах человека;
-дать студентам знания о самом себе и научить использовать эти знания в повседневной жизни;
-помочь развить навыки самопознания и саморегуляции ;
-помочь ученикам осознать свои личные особенности для формирования своего индивидуального стиля деятельности; развить творческий потенциал человека;
-обучить методам и приемам рефлексивной деятельности, способствующим формированию рефлексивной личности и развитию личностного и социально-психологического осознания учеников; способствовать развитию коммуникативных навыков;
-сформировать умения и навыки, характерные для построения конструктивных межличностных отношений.
Таким образом, выбор методик преподавания психологии является важным и сложным заданием для преподавателя. Основным методом преподавания может стать передача информации в форме лекций или использование стандартных учебных материалов. Такой подход вполне эффективен, если студенты способны с легкостью усваивать информацию и заняться ее самостоятельным изучением. Однако, при низком уровне вовлеченности, может быть сложнее поддерживать мотивацию и интерес студентов к предмету. Для более активного взаимодействия с группой, можно применять классические методы работы с группой, такие как обсуждение вопросов, проведение практических занятий или участие студентов в малых исследовательских проектах. Хотя эти методы требуют некоторой инициативности со стороны преподавателя, и их применение может быть ограничено. Рекомендуется применять стандартные методы оценки знаний, такие как тесты, экзамены и написание эссе.
Однако, при низком уровне восприятия у студентов, может быть полезно предложить им альтернативные формы заданий, которые позволяют шире применить знания и стимулируют мышление. Важно помнить, что каждый студент уникален и может обладать своими индивидуальными способностями и интересами. Поэтому, даже при ограниченном выборе методик, стоит стремиться к адаптации обучения под индивидуальные потребности студентов и поощрять развитие их креативного мышления.
1. Психология как научная и учебная дисциплина. Виды и формы занятий.
1.1 Психология как научная и учебная дисциплина.
Наука – это процесс формирования знаний и их систематизация. Учебный предмет, согласно В.И. Гинецинскому , это систематизированные знания и виды учебной деятельности для усвоения этих знаний. Таким образом, систематизация знаний является ключевым моментом в обеих областях. Поэтому литература, наиболее систематизированная в научном плане, часто используется в качестве учебных пособий. Учебный предмет, по определению Гинецинского, представляет собой систему знаний, изложенных в дидактической форме.
При разработке учебных программ возникают вопросы о соответствии содержания конкретной научной дисциплины, специфике психологии в учебном контексте, включении накопленных знаний и методов обучения. Научные дисциплины ориентированы на исследователей, в то время как учебные – на обучающихся. Структуры научных и учебных дисциплин могут совпадать или различаться.
Учебные дисциплины могут отображать соответствующую научную область или сочетать знания из разных дисциплин. Это позволяет расширить обучающимся понимание психологии за пределами узкого учебного курса. Психологию могут изучать не только специалисты по психологии и не только как отдельный курс.
Учебная программа включает в себя два ключевых компонента:
-набор знаний и активности, направленные на их усвоение.
При разработке этих компонентов учитываются следующие факторы, которые определяют структуру психологической программы:
-системность знаний в пределах соответствующей научной области,
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособ. для суд. высш. учеб. завед. / Б. Ц. Бадмаев. – М. : Владос, 2001. – 304 с.
2.Гаврилов, И. Как преподавать психологию / И. Гаврилов // Школьный психолог. – 1999. – № 38. – С. 14.
3. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
4.Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В. Н. Карандашев. – СПб. : Питер, 2009. – 250 с.
5.Климов, Е. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е. Климов // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.
6. Попова, М. В. Как преподают психологию на Западе / М. В. Попова // Педагогика. – 1998. – № 3. 8.Федоренко, И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний / И. Т. Федоренко. – Киев : Рад. школа, 1980. – 94 с.
7. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Ось-89, 2007. – 144с.
8.Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2007. – 784 с. 3.Пезешкиан, Х. Основы позитивной психотерапии / Х. Пезешкиан. – Архангельск : Изд-во Арханг. мед. ин-та, 1993. – 116 с.
9.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. – 560 с.
10.Психология человеческих проблем : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Мн. : Харвест, 1998. – 448 с.
11. Рудестам, К. Групповая психотерапия: Психокоррекц. группы: теория и практика / К. Рудестам ; общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. – М. : Прогресс, 1990. – 367 с.
12.Хрестоматия по гуманистической психотерапии: Современная психология: теория и практика / сост. М. Папуш ; пер. с англ. – М. : Ин-т общегуманит. исслед., 1995. – 302 с.
13. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 2005. – 240 с.
14.Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
15. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критич. ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
16. Ковалев, С. В. Основы нейролингвистического программирования : учеб. пособие / С. В. Ковалев. – М. : МПСИ : Флинта, 1999. – 160 с.
17. Моховиков, А. Н. Телефонное консультирование / А. Н. Моховиков. – М. : Смысл, 1999. – 410 с.
18. В.Ляудис, Память в процессе развития/ МПСИ, МОДЭК/2011/М. 315 с.