Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно зарубежным и отечественным исследованиям, около 10% детей ежедневно подвергаются преследованиям со стороны сверстников, а 55% школьников время от времени подвергаются преследованиям со стороны сверстников. Они могут участвовать в школьной травле с разных позиций: жертвы, преступники или наблюдатели. У каждой из этих ролей есть свои причины и следствия.
Очевидно, что тот факт, что участие в травле оказывает сильное влияние на человека, вызывает у него бурную эмоциональную реакцию, будь то чувство стыда, бессилия или стыда за то, что он сделал. Даже в зрелом возрасте многие участники школьной охоты ощущают разрушительные последствия пережитых событий.
Буллинг - это длительное физическое или психологическое насилие со стороны одного человека или группы людей, которые имеют определенные преимущества перед другим человеком. Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не имеющее характера самообороны и исходящее от одного или нескольких человек.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия оказания помощи школьникам в ситуации булинга.
Объектом исследования являются особенности оказания помощи школьникам в ситуации булинга.
Предметом исследования является помощь школьникам в ситуации булинга.
Цель исследования: выявить эффективные условия оказания помощи школьникам в ситуации булинга.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть явление буллинга: подходы к определению понятия и разновидности.
2. Описать школьный буллинг как социальную проблему современности.
3. Проанализировать работу социального педагога по профилактике школьного буллинга.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Явление буллинга: подходы к определению понятия и разновидности
Ученые десятилетиями изучали феномен травли, но до сих пор нет единого определения этого понятия. Анализ научных источников показал, что многие исследователи часто ссылаются на определение буллинга, впервые предложенное Д. Олвеусом.. Он писал, что буллинг - это ситуация, при которой ученик неоднократно подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких других учеников.
Термин "негативные действия" охватывает довольно разнообразное поведение – от невербальных проявлений агрессии, таких как враждебные взгляды и травля, до серьезных физических нападок. Д. Ольвеус подчеркивает важную особенность ситуации травли - повторяемость негативных действий, тем самым выделяя травлю и отдельные незначительные случаи агрессии [12].
Автор также первым установил, что травля может быть прямой – физическая агрессия (удары руками, ногами, щипками, плевками, укусами, запугивание, оскорбления, жестокие шутки, домогательства по социальному статусу, религии, расе, сексуальное прикосновение) и не прямой, который проявляется в основном в эмоциональных проявлениях. и пассивно-агрессивное поведение (изоляция, отчуждение, разделение на категории ниже и выше, полная ненависть, непристойные жесты, граффити, распространение информации в Интернете).
Первым официальным определением буллинга, использованным в прецедентном праве Великобритании, было определение Хелда, который писал, что бБуллинг - это длительное физическое или психологическое насилие, совершаемое лицом или группой лиц в отношении человека, который не может защитить себя в данной ситуации, с сознательным желанием нанести вред другому лицу или группе лиц. причинять боль, пугать или причинять вред другому человеку. Национальная ассоциация школьных работников США определяет буллинг следующим образом: буллинг - это динамичные и повторяющиеся формы вербального или невербального поведения, которые выполняются учеником или группой учеников по отношению к другому ученику с целью преднамеренного нанесения вреда, когда существует реальная разница в силе.
Анализ научных источников показал, что большинство ученых придерживаются мнения, что буллинг проявляется не только в физической агрессии, но и в вербальном плане: призывах, распространении слухов, социальном неприятии и изоляции. В то же время исследования показывают, что мальчики более склонны к физической агрессии, в то время как вербальная агрессия чаще встречается у девочек, согласно Бардли и Д. Фарингтону. По словам Л. Маккейдина, многие дети считают, что если они не причинили физического вреда другому человеку, это не является буллингом. Даже некоторые учителя отмечают, что различные словесные нападки не следует рассматривать как подстрекательство. Поэтому г-н Хайзлер пришел к выводу, что взрослые, и особенно учителя в школах, считают словесную травлю нормальным и безобидным явлением [6].
Эти результаты подтверждают исследование Н. Болтона, который обнаружил, что каждый четвертый учитель считает, что буллинг не предполагает преследований, распространения слухов, враждебных взглядов и забирания вещей. Вместо этого, по мнению учителей, наиболее распространенными видами буллинга являются избиение, тычки, принуждение к нежелательным действиям и запугивание. В приложении А. Шилдс и Д. Кикчети получили убедительные доказательства того, что учителя и педагоги считают, что физическое домогательство имеет более серьезные последствия, чем психологические и социальные. Эти данные вызывают тревогу, поскольку учителя не считают элементы социальной изоляции угрожающими [15].
Но ученые утверждают, что долгосрочные последствия социальной изоляции оказывают разрушительное воздействие на психическое здоровье ее участников. В то же время учителям сложнее отслеживать эмоциональную травлю среди учеников и доказывать, что она осуществляется. И. Риверс и П. Смит выделяют три типа агрессии, характеризующие ситуацию преследования: прямую физическую, прямую вербальную и косвенную агрессию.
Прямая физическая агрессия предполагает непосредственный физический контакт участников преследования - толкание, удары руками, ногами и т.д. Прямая словесная агрессия предполагает использование прозвищ и ругательств, угроз. Самое сложное, что можно заметить и доказать, - это факт косвенной агрессии, которая включает в себя такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве. Если прямую физическую агрессию можно наблюдать объективно, то косвенная агрессия часто приводит к вовлечению "третьих лиц". Шарп провел исследование среди подростков в возрасте от 13 до 16 лет и обнаружил, что для большинства подростков косвенная словесная агрессия является более неприятной и стрессовой ситуацией, чем прямая физическая агрессия. П. Смит и С. Шарп обнаружили, что наиболее распространенной формой преследования среди учащихся начальной и средней школы является использование прозвищ [1].
Помимо прямой и косвенной агрессии, различают сексуальное издевательство, подстрекательство, основанное на нетерпимости и предвзятости, и осквернение. Таким образом, сексуальное издевательство состоит из типичных проявлений травли с элементами сексуального насилия: словесного (угрозы сексуального насилия, шутки, унизительные комментарии по поводу сексуальной активности жертвы), физического (прикосновения, объятия сексуального характера, надевание нижнего белья, сексуальные домогательства) и эмоционального унижения (распространение слухов, написание писем с сексуальными заметками – например, в раздевалках, вульгарные жесты).
Основой нетерпимой травли является предвзятое отношение к определенному человеку или группе на основании их религии, расы, происхождения, сексуальной ориентации, физических или умственных недостатков. Как форма агрессивного поведения, посвящение или принятие себя в определенный клуб, группу, спортивную команду и т. д. Как правило, включает запугивание и унижение.
Таким образом, жертву принуждают к различным неприемлемым действиям, в результате которых она становится посмешищем для окружающих, унижая их честь и достоинство. С развитием информационных и коммуникационных технологий и Интернета появление такого вида травли, как кибербуллинг, становится особенно актуальным, форма поведения, которая заключается в отправке агрессивных и оскорбительных сообщений, фотографий и видео с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.
Примерами кибербуллинга являются: просмотр или отправка грубых, оскорбительных текстовых сообщений на электронную почту жертвы, имитация жертвы в Интернете или публикация личной информации, фотографий или видео, направленных на причинение вреда или унижение другого ребенка, ведение блога или форумы в социальных сетях, нацеленные на то, чтобы оскорбить или унизить другого ребенка. цель состоит в том, чтобы дискредитировать жертву и причинить ей психологические страдания. По мнению многих исследователей, этот вид травли становится доминирующей формой травли, часто сочетающейся с другими видами травли. Ольвеус выделяет следующие виды травли: словесная травля, включающая унизительные комментарии и использование прозвищ; социальная изоляция; физическая травля, такая как удары руками, ногами, тычками, плевками; распространение слухов; захват денег или других вещей, причинение им вреда; угрозы или принуждение к действиям; расовая травля; сексуальная травля [5].
Проанализировав научные источники, мы пришли к выводу, что физическое, психологическое, социальное, сексуальное и кибербуллинг являются формами травли. Однако наиболее заметными примерами физического издевательства, составляющими менее трети случаев травли, являются такие, как избиение или толкание ученика, спотыкание, избиение, избиение, избиение, порча и уничтожение одежды, личных вещей жертвы, а также взглядов, жестов и оскорбительных выражений лица. Выражение лица.
Словесные оскорбления, угрозы, враждебный смех или шутки, унизительные оскорбления, прозвище, резкая критика, насмешки, агрессивные замечания, записки с угрозами насилия, распространение ложных обвинений, враждебных слухов и сплетен относятся к психологическому типу травли.
Социальная природа травли проявляется в систематическом унижении самооценки жертвы путем игнорирования, изоляции, самовозгорания, социальной изоляции, отказа общаться, манипулирования, запугивания, шантажа, распространения записок, сплетен или надписей о жертве с тем, чтобы она это заметила [13].
§2. Школьный буллинг - социальная проблема современности
Буллинг - это форма агрессии, при которой человек или группа людей последовательно и целенаправленно оказывают негативное влияние на другого человека или группу людей, нанося им физический, эмоциональный или психологический вред. Буллинг может проявляться в различных ситуациях, например, в школе, на работе, в общественных местах и даже в семье. Это может принимать различные формы и проявляться в виде словесных оскорблений, насмешек, физического насилия, шантажа, изоляции и других действий.
Буллинг может иметь серьезные последствия для жертвы, включая проблемы с психическим здоровьем, депрессию, беспокойство, снижение самооценки и, в некоторых случаях, даже самоубийство. Поэтому важно серьезно критиковать подстрекательство и принимать меры для предотвращения и, в случае его возникновения, пресечения.