Фрагмент для ознакомления
2
Возрастные изменения психических функций являются неотъемлемой частью человеческого развития. В трудоспособном периоде эти изменения могут оказывать существенное влияние на профессиональную деятельность, требующую высокой концентрации внимания, быстрой реакции и хорошей памяти.
Исследование возрастных изменений психических функций у врачей терапевтов является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, врачи терапевты представляют собой многочисленную группу профессионалов, осуществляющих важную медицинскую деятельность. Во-вторых, работа терапевта требует высокой ответственности и принятия решений в сложных ситуациях, что обуславливает особые требования к психическим функциям. В-третьих, увеличение продолжительности трудоспособного периода требует понимания и учета возрастных изменений для поддержания высокого уровня профессиональной компетентности.
Цель курсовой работы - изучить возрастные изменения психических функций у врачей терапевтов в трудоспособном периоде и определить их влияние на профессиональную деятельность.
Объект исследования - профессиональная деятельность врачей терапевтов.
Предмет исследования - возрастные изменения психических функций (внимание, память, мышление) у врачей терапевтов.
Гипотеза исследования - существуют возрастные изменения психических функций у врачей терапевтов, которые могут влиять на их профессиональную деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы возрастных изменений психических функций;
2. Разработать комплекс психодиагностических методик для оценки возрастных изменений психических функций;
3. Исследовать возрастные изменения психических функций у врачей терапевтов;
4. Проанализировать влияние возрастных изменений психических функций на профессиональную деятельность врачей терапевтов;
5. Разработать рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности врачей терапевтов с учетом возрастных изменений психических функций.
Методологическая основа исследования: подходы к описанию профессиональной деятельности Е. А. Климова, Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик врачей (В.П. Андронов, А.С. Попов, А.А. Чазова, Б.А. Ясько, Б.Д. Карвасарский).
Методы исследования: обзорно-аналитические, работа с документами, эмпирические, сравнительные, психодиагностики, организационно-управленческие, описательной статистики, метод наблюдения, графический метод, профессиографический метод, интерпретационный метод, методы обработки данных, корреляционный анализ.
Методики: рисунки, графики, схема описания профессиональной деятельности по Климову, профессиограмма, психограмма, модифицированная карта наблюдений, опросник В.В. Бойко, коэффициент Фехнера.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ повышения квалификации и переподготовки врачей терапевтов, а также для разработки рекомендаций по оптимизации профессиональной деятельности с учетом возрастных изменений психических функций.
Эмпирической базой курсовой послужили врачи терапевты в …… состоящие в группе из семи человек.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1.1. ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОГРАММА, ПСИХОГРАММА
Профессия врача, в том числе и терапевта, является одной из древнейших в мире. Еще в первобытном обществе существовали люди, обладавшие знаниями о лекарственных травах и методах лечения травм.
В Древнем Египте, Греции и Риме медицина развивалась как наука. Гиппократ, которого называют отцом медицины, сформулировал этические принципы врачебной деятельности, которые актуальны и сегодня (клятва Гиппократа).
В средние века развитие медицины замедлилось, однако в монастырях сохранялись и передавались знания о лечении болезней. В эпоху Возрождения медицина получила новый импульс к развитию. Были сделаны важные открытия в анатомии, физиологии, фармакологии.
Терапия как отдельное направление медицины выделилась в 19 веке. Именно в это время произошел резкий скачок в развитии научных знаний о заболеваниях внутренних органов и методах их лечения.
Современный врач-терапевт – это специалист широкого профиля, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний внутренних органов.
Специфика профессии заключается в:
Необходимости комплексного подхода к диагностике и лечению пациента, с учетом всех факторов, влияющих на его здоровье.
Умении работать с пациентами разных возрастов и социальных групп.
Постоянном обновлении знаний и навыков в связи с развитием медицинской науки и практики.
Высокой ответственности за жизнь и здоровье пациента.
Профессиональные заболевания и противопоказания для занятия данной профессией.
Профессиональные заболевания:
Аллергические реакции на лекарственные препараты и дезинфицирующие средства.
Инфекционные заболевания, передающиеся от пациентов.
Заболевания опорно-двигательного аппарата, связанные с длительным пребыванием в статичной позе.
Синдром эмоционального выгорания.
Противопоказания:
Заболевания, препятствующие выполнению профессиональных обязанностей (тяжелые аллергии, психические расстройства, нарушения опорно-двигательного аппарата).
Носительство инфекционных заболеваний.
Образование по специальности «Лечебное дело» можно получить в медицинских вузах. После окончания вуза необходимо пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Терапия». Где и как его получить в г. Казань можно увидеть в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Организации в который обучают на врача терапевта
Где учат
Направление
Сколько учат
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Лечебное дело
Программа предполагает начальную шестилетнюю подготовку врачей.
Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Лечебное дело
Программа предполагает начальную шестилетнюю подготовку врачей.
Из таблицы видно, что выпускники медицинского факультета по специальности „Лечебное дело“ получают диплом врача и проходят первичную аккредитацию, позволяющую им осуществлять медицинскую деятельность на должности врача-терапевта.
Для описания профессиональной деятельности изучим особенности профессии на основе «Схема описания профессиональной деятельности» по Е.А.Климову.
Цель труда: Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию с целью их изменения, усовершенствования, доработки:
а) организовывать, упорядочивать;
б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
в) перемещать, обслуживать.
Деятельность врача терапевта связана с обслуживанием пациентов и предоставлением им медицинских услуг, включая документацию, связанную с медицинской историей, лечением и взаимодействием с другими медицинскими учреждениями. Он самостоятельно организует свою работу и поддерживает контакт с пациентами, а также осуществляет медицинские процедуры и консультации для своих пациентов.
Орудия, средства труда:
1.Внешние:
б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;
в) автоматическое оборудование;
г) приборы, измерительные устройства
2. Внутренние, функциональные;
а) речь:
- эмоциональная, выразительная,
- деловая, бесстрастная;
б) поведение (мимика, жесты):
- эмоциональное, выразительное,
- деловое;
в) интеллектуальные средства.
Врач терапевт использует компьютер для доступа к медицинским базам данных и проведения исследований. Для терапевта важно иметь высокий уровень коммуникативных навыков, так как в процессе работы с пациентами необходимо четко и эмпатично донести информацию о состоянии здоровья, рекомендациях по лечению и предстоящих процедурах. Также важно умение работать в команде с другими медицинскими специалистами и эффективно взаимодействовать с коллегами для обеспечения наилучшего ухода за пациентами.
Степень проблемности трудовых ситуаций: Средняя. Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
Социально-психологические параметры:
1. Степень коллективности процесса:
а) высокая (коллективный труд);
Фрагмент для ознакомления
3
Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт. 2023. 358 с.
Венгер А. Л., Морозова Е. И. Клиническая психология развития. — М.: Юрайт. 2024. 313 с.
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессионального развития. — М.: Юрайт. 2023. 235 с.
Зобков В. А. Психология развития и воспитания отношения человека к другим людям. — М.: Юрайт. 2023. 176 с.
Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. — М.: Юрайт. 2023. 276 с.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. 412 с
Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. — М.: Юрайт. 2024. 125 с.
Психология развития и возрастная психология / под ред. Л. А. Головей. — М.: Юрайт. 2023. 416 с.
Руденский Е. В. Психология ненормативного развития личности. — М.: Юрайт. 2023. 178 с.
Самыгин С. И. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2024. 320 с.
Самыгин С. И., Бембеева Н. А., Бурмистров В. С. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2023. 317 с.
Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. — М.: Юрайт. 2023. 236 с.
Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. — М.: Юрайт. 2023. 228
Узнадзе Д. Н. Психология и педагогика. Теория развития ребёнка. — М.: Амрита-Русь. 2023. 268 с.
Фрейлах Н. И. Методика математического развития. Учебное пособие. — М.: Форум. 2023. 240 с.
Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Базаева Г. В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. 368 с.
Чернявская А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. — М.: Юрайт. 2024. 175 с.
Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. 458 с.
Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. — М.: Юрайт. 2023. 219 с.
Ясько, Б.А. Психология медицинского труда : (курс лекций) : учеб. пособие / Б. А. Ясько ; Ин-т междунар. права, экономики, гуманитар. наук и упр. им. К. В. Россинского. - Краснодар : [Ин-т им. Россинского], 2003 (Тип. Ин-та им. Россинского). - 270, [1] с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-223-00033-1 (в обл.)