Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный заказ и закупки являются одним из основных инструментом регулирования экономики. Государственные закупки составляют значительную часть бюджета, что делает их мощным инструментом управления экономикой.
Процесс закупок направлен на обеспечение необходимого качества и количества сырья, товаров и услуг в нужное время и в нужном месте от надежных поставщиков и по выгодным ценам. При выполнении этой функции правительство России учитывает интересы своих граждан и использует государственный бюджет.
Основной целью государственных закупок является заключение контрактов п средством проведения «прозрачных» торгов. Тем самым государство полностью делает систему государственных закупок понятной и контролируемой.
Федеральный закон от 1 января 2014 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирует порядок подачи заявок на поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг для муниципальных или городских нужд . В соответствии с указанным нормативно – правовым актом на территории Российской Федерации создаётся единое правовое пространство для проведения торгов.
С внедрением нового законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд перед правительством стоит задача повышения квалификации и переподготовки государственных служащих исполнительной и местной власти.
Здесь же стоит вопрос о соответствующей учебной подготовке, специалистов, в компетенцию которых входит размещение заказов и организация торгов от имени организации.
Цель данной курсовой работы – проиллюстрировать возможности, которые предлагает юристам Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. Для достижения этой цели было решено несколько задач:
Изучить нормативную базу, регулирующую государственные и муниципальные закупки.
Оценить функциональные возможности Единой информационной системы в сфере закупок.
Исследовать то, как эти функции могут быть использованы юристами в их профессиональной деятельности.
Объектом исследования находится Единая информационная система, используемая для муниципальных и государственных закупок, а предмет исследования - то, какую пользу эта система может принести профессиональной деятельности юриста.
Методика, использованная в данной курсовой работе, предполагает различные научные методы понимания правовых процессов, направленные на сбор необходимой теоретической информации о направленности исследования.
Теоретико – методологическая основа курсовой работы включает использование теоретических средств сбора информации для осуществления комплексного анализа возможностей использования единой информационной системы закупок в профессиональной деятельности юриста. Нормативно-правовая база включает федеральные законы и нормативные акты Российской Федерации.
Структура курсовой работы следующая: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе исследуется система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.
Во второй главе рассматриваются функциональные возможности Единой информационной системы в сфере закупок и анализируется, насколько эти возможности актуальны для профессиональной деятельности юриста.
В заключении подводятся итоги всей курсовой работы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТEРИСТИКА ЕИС
1.1 Понятие и назначение ЕИС в сфере закупок
Государственные закупки служат эффективным инструментом для создания единого правового пространства в области заключения государственных контрактов на территории Российско Федерации. Тем самым государство реализует своё участи в системе использования бюджетных средств и создания прозрачной системы государственных заказов и системы закупок.
Государственные закупки, на сегодняшний день, играют важнейшую роль регулятора российской внутренней экономики. Само государство, при этом, выступает непосредственным участником. Система государственных закупок была создана для того, чтобы сделать конкурентной систему розыгрыша бюджетных ассигнований .
Внедрение в практику системы государственных и муниципальных закупок было нацелено на решение следующих важнейших государственных задач:
полное удовлетворение социальных потребностей;
включение предприятий малого бизнеса в прозрачную экономическую систему Российской Федерации.
Однако, для того, чтобы данная система «работала», её необходимо наполнить необходимым перечнем товаров и услуг, в которых в действительности нуждается социум .
Государственными расходами являются бюджетные государственные средства, предназначенные для финансирования субъектов Российской федерации. Бюджетное содержание субъектов Российской Федерации может рационально применяться и использоваться только при помощи конструктивного распределения бюджетных средств.
Осуществив анализ норм общей и особенной части гражданского кодекса, нами не было найдено строго и чёткого сформулированного понятия, которое бы отображало всю сущность процесса и смысла государственных закупок. Только лишь статья 525 определяет, приобретение и поставка товаров и услуг для государственных нужд осуществляется только посредством заключения государственного контракта. Вследствие этого, мы делаем вывод о том, что государственные закупки и государственный контракт являются понятиями, которые взаимодополняют и отождествляют друг-друга, только государственный контракт зафиксирован законодательно, а государственные закупки чаще используется в обыденной юридической практике .
Система государственных закупок, как одна из ключевых регуляторов экономики в Российской Федерации, становится поистине значимой для экономического развития государства. Цель создания системы была обусловлена полным контролем государственных бюджетных ассигнований в отношении финансирования деятельности бюджетных организаций .
С каждым годом значение системы государственных закупок увеличивается и в данную работу включается всё большее количество коммерческих предприятий, готовых участвовать в торгах.
С экономической точки зрения государственные закупки служат инструментом для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. В данном процессе нуждающееся государственное или муниципальное учреждение становится государственным заказчиков,
Федеральные государственные учреждения нуждаются в проведение мероприятий по закупкам и заключения контракта в целях реализации основных направлений своей деятельности. Внутри субъектов же существует понятие муниципальных потребностей, которые являются необходимыми для функционирования органов местного самоуправления.
Подобного рода нужды могут быть обеспечены только лишь за счёт бюджетных ассигнований или внебюджетных средств: здесь мы можем говорить о способах решения государственного заказа, который может решаться только лишь за счёт своего же собственного финансирования .
В систему государственных и муниципальных закупок входят как государственные, так и негосударственные хозяйствующие субъекты. Государство как основной участник рынка в процедурах закупок представлено уполномоченными органами, наделенными полномочиями по исполнению бюджета.
Второй стороной государственных закупок являются:
поставщики;
заказчики;
потенциальные исполнители;
исполнители.
Общество в данном процессе взаимодействием лишь проявляет потребность в удовлетворении услуг и постепенно становится потребителем таких благ .
Субъектная структура рынка при проведении закупочных процедур представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Субъектная структура рынка в ходе реализации закупочных процедур
Главнейшим и фундаментальных участником процесса государственных закупок является само государство как заказчик, финансируемый решение проблем государственных бюджетных учреждений. Государство регулирует налоговые поступления, распределяя их на государственные нужды, тем самым поддерживая эффективную деятельность бюджетных предприятий на должном уровне.
Главной целью реализации государственных закупок является непосредственное удовлетворение нужд социума посредством использования бюджетных и внебюджетных средств из соответствующих фондов. Однако, проведение торгов и заключение контракта должно быть осуществлено с учётом экономической выгоды для обеих сторон.
К этим экономическим выгодам относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 15.08.2024)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) // Российская газета. – 1998. – 12 августа. - № 153-154.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета. – 1994. – 12 декабря. - № 238-239.
4. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 52 (часть I). – Ст. 8973.
6. Письмо МЭРТ РФ о «Методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд от 27 марта 2003 года №АШ – 815/05 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006. - № 174-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Российская газета. – 2006. – 08 ноября. - № 250.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 13.07.2024) // Российская газета. – 2010. – 12 мая. - № 100.
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №14. – Ст.1652.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2021 №360-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – №27 (часть II). – Ст. 5188.
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94 – ФЗ // Российская газета. – 2005. – 28 июля. - № 163. (Утратил силу)
12. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 года №7 – ФЗ // // Российская газета. – 1996. – 24 января. - № 153-154.
13. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011 №223 – ФЗ // Российская газета. – 2011. – 22 июля. - № 159.
14. О создании единого агрегатора торговли: Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №824-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – №19. – Ст. 2797.
15. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 №44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ: Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 №1447-р». – Текст: электронный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – №30. – Ст. 4767. – URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_302473/ (дата обращения: 20.06.2024).
16. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017 - 592c.
17. Дёмина, Н.В. Виды электронных торговых площадок / Н.В. Дёмина, М.В. Чистова. – Текст: электронный // Вестник экспертного совета. – 2018. – №1-2 (12-13). – С.132-137. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-elektronnyh-torgovyh-ploschadok (дата обращения:20.06.2024).
18. Доронин, С. Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск - ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Форум, 2019 – 232c.
19. Костенников, М. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: моногр. / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019 - 128c.
20. Кузин, В. И. Организационно - правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. – М.: СИНТЕГ, 2018 - 120c.
21. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2020 – 383с.
22. Мухаметьянов, Ф.Р. Государственные и муниципальные закупки. История и современность / Ф.Р. Мухаметьянов // Аллея науки. — 2018. — Т. 1. — №3 (19). — 522с.
23. Морозова, О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении учебное пособие для вузов/ О.А.Морозова, В.В.Лосева, Л.И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 142с.
24. Рыхтикова, Н. А. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск - ориентированная технология управления / Рыхтикова Наталья Александровна. - М.: Форум, 2019 -185c.
25. Савельев, Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ: моногр. / Ю.Р. Савельев. - М.: Совпадение, 2017. - 400c.
26. Сарафанов, В. И. Информатизация системы государственного управления России: моногр. / В. И. Сарафанов. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2017 - 458c.
27. Стахова М. В. Госзакупки. Новые правила игры / М.В. Стахова, Е.С. Урумова. - М.: Инфотропик Медиа, 2018 - 152c.
28. Стахова, М.В. Госзакупки: новые правила игры. Консультации экспертов. Ответы на вопросы: формы необходимых документов. Заявки на участие и прочее: информация об электронной торговле и электронной подписи / М.В. Стахова. - М.: Инфотропик Медиа, 2017 -602c.
29. Тасалов, Ф. А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. Сравнительно-правовое исследование / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2019 - 238c.
30. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США (сравнительно-правовое исследование). Монография / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2017 -615c.
31. Храпов И. В. Информационная поддержка мониторинга государственных закупок: моногр. / И.В. Храпов. - М.: Синергия, 2019 –872c.
32. Шибанова, А.А. Роль системы электронного документооборота в работе контрактной системы // А.А. Шибанова. – Текст: электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – N 9-22. – С.149-152. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemyelektronnogo-dokumentooborota-v-rabote-kontraktnoy-sistemy (дата обращения: 20.06.2024).
33. Юнусова Л.Н. Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объема // Финансы и учетная политика. – 2019. – N 10 (14). – С.27-33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinogo-agregatoratorgovli-dlyazakupok-malogo-obema (дата обращения: 20.06.2024).
34. Юсупова, Г. Ф. Аукцион – достаточное условие конкуренции Сговор на рынке государственных закупок: моногр. / Г.Ф. Юсупова. - М.: Синергия, 2018. - 975c.