Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бескрайние горизонты научных знаний, манящие своей загадочностью и неизведанностью, всегда притягивали любознательные умы. Желание познать окружающий мир, понять его законы и механизмы – вот что движет человечество вперед, подталкивает к новым открытиям и свершениям. Именно эта жажда познания стала отправной точкой для нашего исследования, посвященного журналу «Наука и жизнь» – одному из ярчайших представителей советской научно-популярной периодики.
На протяжении многих десятилетий этот уникальный журнал служил окном в удивительный мир науки, раскрывая перед читателями самые передовые достижения и завораживающие тайны. Его страницы были наполнены увлекательными рассказами, познавательными статьями и яркими иллюстрациями, которые будоражили воображение и вдохновляли на дальнейшие изыскания. Однако за внешней привлекательностью и доступностью изложения скрывался глубокий пласт смыслов и функциональных характеристик, определявших роль издания в советском информационном пространстве.
Объектом исследования является журнал «Наука и жизнь» – один из ведущих научно-популярных журналов Советского Союза, выходивший с 1890 года и продолжающий свое существование в современной России.
Предметом изучения выступают жанровые и функциональные особенности этого издания в период 1980-х годов – эпохи перестройки и глобальных трансформаций, затронувших все сферы общественной жизни.
Целью работы является всестороннее исследование жанровой и функциональной специфики журнала «Наука и жизнь» в 1980-е годы, выявление тенденций развития и адаптации издания к меняющимся социально-политическим условиям.
Для достижения этой цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты жанровых и функциональных характеристик научно-популярных журналов.
2. Рассмотреть историю становления и общую характеристику журнала «Наука и жизнь».
3. Проанализировать жанровую специфику публикаций журнала в 1980-е годы.
4. Выявить основные функции, которые выполнял журнал в указанный период.
5. Определить, как трансформировались жанрово-функциональные особенности издания в контексте общественно-политических изменений в СССР.
Теоретическую базу нашего исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории журналистики, истории периодической печати, жанроведения и функционального анализа СМИ. Среди них работы таких авторов, как А.А. Тертычный, М.Н. Ким, Е.П. Прохоров, Г.В. Лазутина, Г.Я. Солганик и др.
Эмпирическую основу исследования составляют выпуски журнала «Наука и жизнь» за 1980-1989 годы, а также архивные материалы, связанные с историей издания, его редакционной политикой и целевой аудиторией.
Структура данной работы включает в себя введение, основную часть и заключение.
Таким образом, наше исследование призвано восполнить существующий пробел в изучении жанрово-функциональных особенностей ведущего советского научно-популярного журнала на переломном этапе его развития.
Полученные результаты могут быть использованы в практике современных научно-популярных изданий, а также при разработке учебных курсов по истории отечественной журналистики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖАНРОВЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ
1.1. Понятие и типология жанров в журналистике
Журналистика – это удивительный мир, в котором сплетаются воедино слово и образ, факт и вымысел, информация и эмоции. Каждое издание, будь то газета или журнал, обладает своим неповторимым «почерком», отражающим творческие устремления авторов и редакторов. Одним из ключевых элементов, определяющих лицо издания, являются жанровые формы, в которых подается материал.
Понятие «жанр» в журналистике имеет давнюю историю и богатую теоретическую базу. Классические труды А.А. Тертычного, М.Н. Кима, Е.П. Прохорова и других исследователей заложили фундамент для понимания сущности жанров, их типологии и эволюции.
Согласно общепринятым определениям, жанр в журналистике представляет собой устойчивую модель построения журналистского произведения, характеризующуюся определенными содержательными, композиционными и стилистическими признаками.
Каждый жанр обладает своей спецификой, обусловленной целями и задачами, которые ставит перед собой автор.
Информационные жанры (заметка, репортаж, интервью) призваны оперативно доносить до читателя актуальные факты и события.
Аналитические жанры (статья, обозрение, рецензия) позволяют глубже осмыслить происходящее, выявить причинно-следственные связи.
Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе) раскрывают образы, эмоции и переживания, апеллируя к творческому воображению.
Применительно к научно-популярным журналам, таким как «Наука и жизнь», особую значимость приобретают жанры, сочетающие в себе информационную насыщенность, аналитическую глубину и образную выразительность: познавательные статьи, репортажи с научных конференций, интервью с учеными, а также жанры, тяготеющие к художественной публицистике, очерки, зарисовки, эссе.
1.2. Функции научно-популярных журналов
Функциональный аспект научно-популярной журналистики является предметом пристального внимания многих исследователей.
Так, Г.В. Лазутина выделяет три основные функции этого направления – иформационную, просветительскую и развлекательную.
Информационная функция заключается в доведении до читателей актуальных научных достижений, открытий и теорий.
Просветительская функция предполагает популяризацию научных знаний, их адаптацию для массового восприятия.
Развлекательная функция проявляется в использовании увлекательных сюжетов, образных средств и интригующих подробностей, пробуждающих интерес аудитории.
Е.Л. Вартанова отмечает воспитательную функцию научно-популярной журналистики, которая заключается в формировании рационального, научного мировоззрения, приобщении читателей к ценностям науки и образования, что особенно актуально в контексте советской эпохи, когда научно-популярные издания выступали действенным инструментом идеологического воздействия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архивные материалы редакции журнала «Наука и жизнь».
2. Ваганов, А. Наука, и жизнь... // Стратегия России. - 2007. - № 7. - С. 78-85.
3. Ваганов, А.Г. Закономерности исторической динамики научно-популярного жанра // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 162-168.
4. Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 451 с.
5. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства: учебник / В.М. Горохов. - М.: Высшая школа, 1989. - 224 с.
6. Дубин, Б.В., Зоркая, Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - 80 с.
7. Журнал «Наука и жизнь» (1980-1989 гг.).
8. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 335 с.
9. Лазутина, Г.В. Журналистика этики и качества массовых информационных потоков: методический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2004. - № 1.
10. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 240 с.
11. Литке, М.В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. - 2014. - № 3. - С. 63.
12. Никулина, М.А. Эволюция научно-популярного издания в советскую, "постперестроечную" и современную эпоху (на примере журнала "Наука и жизнь") // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-1.
13. Парафонова, В.А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов: уточнение типологической картины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 3. - С. 156-167.
14. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
15. Романов, Д.А. Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра // Время науки. - 2015. - № 4. - С. 28-29.
16. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта, Наука, 1997. - 256 с.
17. Справочник "История советской журналистики" / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 456 с.
18. Суворова, С.П. Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 127-133.
19. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
20. Щербакова, Г.И., Ульянов, М.А. Научно-популярная публикация в СМИ: проблема теоретического обоснования // Вестник ВУиТ. - 2018. - № 1.