Фрагмент для ознакомления
2
Работа психолога направлена на отыскивание ресурсного состояния ребенка, тех черт личности, на которые он может ориентироваться в дальнейшем при возникновении кризисных жизненных ситуаций. Проводится совместный поиск механизмов самопомощи, с опорой на возможности личности. В итоге, результат психологического сопровождения – адаптация к различным жизненным процессам и ситуациям благодаря гармонизации внутренних процессов личности.
Построение работы психолога по психолого-педагогическому сопровождению основано на анализе насущных проблем и запросов. Существуют внешние и внутренние ресурсы усовершенствования воспитательного и образовательного процессов.
К внутреннему ресурсу учреждения относятся: индивидуальное направление воспитательной работы в группе; общая целенаправленная работа педагогического состава по развитию детского коллектива; разработка и внедрение плана социализации ребенка; учитывание комплексно-тематического планирования ДОУ; сопровождение детей в самостоятельной и игровой деятельности; использование игровой деятельности для коррекции возможных дезадаптаций.
Внешний ресурс: подключение семьи к воспитательному и образовательному процессам; просвещение и профилактическая работа с семьями; методическая и профессиональная поддержка педагогического коллектива учреждения; анализ мониторинговых исследований; учет Федерального государственного образовательного стандарта - целенаправленное изменение воспитательного и образовательного процессов ДОУ [11].
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ как основное направление работы психолога появилось достаточно недавно. В ФГОС говорится, что сопровождение должно осуществляется психологами в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
Педагоги должен заниматься ни теми, что «положено», с точки зрения науки, или тем, что он считает важным для себя и, а теми, что необходимо конкретному ребенку. Создать условия для совершения ребенком личностно значимого жизненного выбора, для самостоятельного творческого освоения им системы отношений со миром из самими собой - вот реальные задачи психологов-педагогического сопровождения [10].
Преимущественное осуществление психологов-педагогического сопровождениям ребенка ведётся педагогическими средствами. Оно осуществляется непосредственно через педагога и традиционные формы образовательного из воспитательного взаимодействия. При реализации данного процессам исследователи предусматривают проведение просвещениям, профилактики, диагностики, консультированиям, коррекции (развитием).
Системное психологов-педагогическое сопровождением может осуществляется независимыми центрами и службами. Такие службы, как формам практической деятельности высококвалифицированных специалистов, направлены нас повышением качествам образовательной работы. Несомненно, что всем участники образовательного процессам: воспитанники, родители, педагоги, администрация, в той или иной степени нуждаются в помощи психологов, логопедов, врачей [11].
Психологическое сопровождение и вся деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении является неотъемлемым элементом организации учебного процесса, так как влияет на качество обучения.
Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, как результат нарушенного процесса социализации, она требует неотложного решения [4]. Так, в настоящее время все чаще мы сталкиваемся с проблемами детской и подростковой агрессии в различных ее формах. Агрессия в любых формах ее проявления является главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми и тем более детьми. Изучая психологические механизмы агрессивного поведения детей, возможно разработать принципы минимизации данного феномена.
Целью психологического сопровождения ребенка, которому свойственно агрессивное поведение, является содействие психическому и личностному развитию ребенка, коррекция агрессивного поведения, помощь в выработке конструктивного решения конфликтов, а также помощь в адаптации в коллективе сверстников и социуме.
Задачи психологического сопровождения ребенка:
· Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
· Создание специально- психологических условий для оказания помощи ребенку с агрессивным поведением;
· Развитие психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов, взаимодействующих с агрессивными детьми.
Основные формы психологического сопровождения ребенка с агрессивным поведением:
· Профилактика агрессивного поведения;
· Диагностика агрессивного поведения;
· Консультирование ребенка, близкого его окружения и педагогов;
· Развивающая работа, направленная на выработку конструктивных форм агрессии, развитие позитивной самооценки;
· Коррекционная работа, направленная на изменение патологически агрессивных установок;
· Просвещение детей, родителей, близкого окружения ребенка, педагогов по проблеме агрессивного поведения.
Итак, психологическое сопровождение – это один из видов профессиональной деятельности психолога, основной целью которого служит обеспечение психического и психологического здоровья детей, иными словами – формирование среды для полноценного психического развития личности на всех этапах развития [15]. Отсюда следует, что психологическое сопровождение в ДОУ это, в первую очередь, психологическая профилактика, которая включает в себя профилактику нарушений психологического здоровья и диагностику возможных девиаций в развитии ребенка. Психологическое сопровождение основано на индивидуальности каждого ребенка и подразумевает следование за его естественным развитием.
1.2 Основные теоретические подходы к изучению агрессии и агрессивного поведения в психологии
На современном этапе общественного развития ключевое значение приобрёл ряд проблем, в числе которых следует отметить и тенденцию к агрессивному поведению. В соответствии с психологическими исследованиями агрессивным является такое поведение, которое связано с воздействием одного субъекта на другой с причинением ему физического или психологического дискомфорта. Существует ряд отличий между понятиями «агрессивное поведение», которое определяет проявление агрессивности и поведенческих аспектах, и собственно «агрессивность» - широкое понятие, проявляющееся в различных формах.
В переводе с латинского слово «агрессия» обозначает «нападение». Оно рассматривалось с позиции психоанализа З. Фрейдом, который полагал, что агрессия – это проявление инстинкта Танатоса, влечения к смерти [9]. В поздний период своего творчества Фрейд пришел к выводу, что этот инстинкт коренится уже на клеточном уровне, что цель и смысл жизнедеятельности любого организма есть возврат в исходное состояние, иными словами, цель всякой жизни есть смерть.
В целом понятие «агрессия» отражает ряд негативных тенденций: деструктивные установки, направленности, действия.
Далее рассмотрим понятие «агрессивное поведение». Во всём многообразии определения агрессивного поведения их можно распределить на два вида:
1. Агрессивное поведение как модель поведения человека. В этом варианте понятие «агрессивное поведение» представляет собой негативные поведенческие проявления: стремление причинить физическую боль (и собственно причинение её), готовность унижать и оскорблять, выражать негативное отношение, создавать угрозу для кого-либо и т.п. С.Ю. Чижова полагает, что агрессивное поведение представляет собой асоциальное действие, направленное на нарушение безопасности определённого субъекта посредством причинения физического или психологического вреда, а также вреда комплексного характера [5].
2. Агрессивное поведение, в основу которой положено целенаправленное действие. Это означает намеренное действие, которое причиняет определённые страдания противоположной стороне [17].
На основе обобщения вышеназванных типов рассматриваемого понятия определим агрессивное поведение как направленное воздействие, целью которого является причинение вреда другому субъекту.
На современном этапе развития психологии понятие «агрессивное поведение» существенно расширилось. Например, в исследованиях Э. Фромма агрессивное поведение рассматривается как реакция самооборон в ответ на негативное воздействие из окружающей среды. При этом в его понимании агрессивное поведение не всегда направлено на живое существо: предметы также могут стать жертвой этого поведения (это проявляется в уничтожении и повреждении вещей)[14].
Л. Берковиц выдвигает мнение о том, что важным аспектом агрессивного поведения является необходимость самоутверждения. В этом плане понятие агрессивного поведения связывают со страхом и неуверенностью в себе. Часто агрессивное поведение – это реакция на состояние беспомощности и стремление самоутвердиться при пониженной самооценке [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017 / Л. Берковиц. – 512 с. – ISBN 978 5 93878 295 2 – Текст : непосредственный
2. Берлянд, Ю.Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) / Ю.Б. Берлянд // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. – М., 2020. – С. 22–41. – Текст : непосредственный
3. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
4. Бояринцева Н.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / Н.В. Бояринцева // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-1 (118). – С. 71-74.
5. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222. – Текст : непосредственный
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2017. – 144 с. . – ISBN 5-94005-120-6. – Текст : непосредственный
7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы - М.: Юрайт, 2019. – 282 с.
8. Гафурова Э.Г. Управление развитием познавательного интереса дошкольников средствами истории и культуры / Э.Г. Гафурова // Национальная ассоциация ученых. – 2020. – № 59-1 (59). – С. 6-8.
9. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2017. - 551 с.
10. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. -96 с.
11. Косикова Л.В. Личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей / Л.В. Косикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 346-350.
12. Мавричева, О. Л. Математические игры для дошкольников [Текст] / О. Л. Мавричева // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 1. – С.71- 79.
13. Петровский, А. В. Психология: учеб, для студентов вузов / A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, Высшая школа, 2012. —752 с.
14. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 48-54
15. Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2016. - 224 с.
16. Талызина, Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 172 с.
17. Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. – 288 с.
18. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова (Под ред. А.В. Запорожца) // М. 2014. - 249 с.
19. Яцковец, А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры [Текст] / А.С. Яцковец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - № 68. - С. 190-205.