Фрагмент для ознакомления
2
Эволюция человеческого общества напрямую зависит от наблюдений за окружающим миром и поиска возможностей сосуществования с ним. Человеческая способность к наблюдению развивалась на протяжении всей истории. Внимание, память, сравнение и анализ явлений и фактов связаны, с наблюдением за окружающим миром.
Выдающиеся педагоги и психологи прошлых эпох придавали большое значение наблюдению, считая его важным фактором интеллектуального развития детей.
Ушинский К. Д. считал наблюдательность ключевой особенностью развития личности и мыслительной деятельности. В своих работах он выделял две основные цели общения с ребёнком. Первая — формальная: развитие наблюдательности, внимания и интеллекта. Вторая — реальная: осознанный выбор объекта для наблюдения [34, с. 222].
В начале XX века Вахтеров В. П. (1853–1924) утверждал, что только знания, полученные в результате собственного труда ребёнка, наблюдений и экспериментов, являются истинными и ценными. Аналогичные идеи высказывал И. И. Полянский (1872–1930), предлагая проводить открытые предметные уроки, где ученики становятся исследователями. Это было ключевым принципом изучения природы [4, с. 123].
Выдающийся российский учёный-методист Ягодовский К. П. (1877–1943) настаивал на том, чтобы с самого начала обучения в школе у детей формировались правильные навыки познания природы. Он акцентировал внимание на важности наблюдений в естественной среде обитания животных и растений. Также в своих работах Ягодовский разработал систему экскурсий на природу [38, с. 89].
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) полагал, что природа — основной источник гармоничного развития ребёнка. Благодаря наблюдениям, экспериментам, открытиям и изучению особенностей явлений и процессов у детей развиваются познавательные способности. Активность и заинтересованность в определённой деятельности обогащают внутренний мир ребёнка [29, с. 78].
Севрук Л. С. (1867–1918) уделял особое внимание методике преподавания окружающего мира. Он был убеждён, что изучение явлений природы должно начинаться ещё в начальной школе. Обучение должно происходить через демонстрацию, наглядные изображения, наблюдения и опыты [28, с. 7].
Педагоги и психологи советской эпохи, такие как А. П. Усова, А. А. Венгер, Н. П. Сокулина и другие, внесли значительный вклад в развитие умения наблюдать. Они утверждали, что умение наблюдать, как способность человека, имеет ярко выраженную чувственную основу, и основное внимание должно быть уделено не формальным упражнениям чувств, а формированию восприятия в процессе осмысленной деятельности. А. К. Паншина изучала зрительную наблюдательность школьников, а Д. А. Николенко — речевую наблюдательность.
Сегодня умение наблюдать считается важным качеством личности, согласно мнению М. В. Зверева. Уровень сформированности умения наблюдать определяет успешное обучение, выбор профессии и формирование личности. В системе Л. В. Занкова ключевой метод познания — наблюдение. Учебники и рабочие тетради И. И. Аргинской, Е. П. Бененсона, Л. С. Итиной, Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова, Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой и К. С. Белорусец предлагают получать знания через наблюдения. Задания направлены на развитие сплочённости, воспитанности и саморазвития учеников.
Формирование умения проводить наблюдения в психолого-педагогическом контексте является важной проблемой, поскольку это умение способствует развитию познавательных способностей и критического мышления учащихся. Наблюдение — это активный познавательный процесс, направленный на получение информации об окружающем мире. Оно включает в себя сбор, фиксацию, интерпретацию и анализ данных [10, с. 14].
Наблюдение может быть использовано в различных областях, таких как образование, наука, искусство и повседневная жизнь. В образовательном контексте наблюдение помогает учащимся развивать навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации, а также учит их самостоятельно добывать знания [11, с. 45].
Для успешного формирования умения проводить наблюдения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и использовать разнообразные методы и формы работы. Например, в начальной школе наблюдение может быть организовано в форме экскурсий, практических работ и лабораторных экспериментов. В средней и старшей школе наблюдение может быть интегрировано в исследовательскую деятельность учащихся, проектную работу и решение проблемных задач.
Важным аспектом формирования умения проводить наблюдения является развитие рефлексивных навыков учащихся. Рефлексия помогает учащимся осознать свои действия, проанализировать результаты и сделать выводы. Рефлексивные вопросы и задания помогают учащимся осмыслить свой опыт наблюдения и улучшить свои навыки.
Таким образом, формирование умения проводить наблюдения является актуальной психолого-педагогической проблемой, которая способствует развитию познавательных способностей и критического мышления учащихся. Для успешного формирования этого умения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, использовать разнообразные методы и формы работы, а также развивать рефлексивные навыки учащихся.
1.2 Влияние изучения предмета «Окружающий мир» на формирование умения наблюдения
Новый федеральный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) ставит своей целью развитие духовно-нравственных качеств учащихся и формирование у них гражданской позиции. В то же время сохраняются культурное многообразие народов России и демократические принципы в образовании.
Основные задачи предмета «Окружающий мир» включают:
- понимание роли России в истории и формирование гордости за её победы, открытия и достижения;
- формирование уважительного отношения к своей стране, семье и культуре родного края;
- освоение правил нравственного поведения в природе и обществе, осознание единства окружающего мира;
- изучение основных способов получения информации о природе (опыт, наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и т. д.);
- развитие навыков установления и определения причинно-следственных связей в окружающем мире.
Овладение практическими и исследовательскими навыками — важная задача для учителя. Требуется особый подход и чёткое планирование задач. В современном мире научно-исследовательское образование играет важную роль в познавательном процессе учеников, формируя умение наблюдать. Научно-исследовательская и творческая деятельность даёт ученикам опыт в процессе познания, поддерживает интерес и мотивацию к учёбе. Одно из ключевых направлений в этом контексте — организация наблюдений для учеников начальных классов. Наблюдения — универсальный когнитивный метод, который служит основой познавательной деятельности и предоставляет первичную информацию об объекте.
Умение наблюдать развивается благодаря систематическим наблюдениям. В начальной школе формирование умения наблюдать происходит в основном на уроках окружающего мира. Экскурсии на природу и эксперименты по изучению свойств различных явлений и объектов, а также наблюдения за объектами неживой и живой природы способствуют развитию наблюдательности.
Для развития наблюдательности в процессе изучения предмета «Окружающий мир» используются различные методы:
- организация наблюдений во время экскурсий;
- проведение опытов и практических работ;
- применение разнообразных наглядных пособий на уроках;
- ведение фенологических дневников для записи наблюдений [18, с. 56].
В современном образовании особое внимание уделяется формированию у учащихся умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе и развития личности. Одним из таких навыков является умение наблюдать. В данной статье рассмотрим влияние изучения предмета «Окружающий мир» на формирование этого умения.
Предмет «Окружающий мир» является обязательным для изучения в начальной школе и направлен на формирование у детей целостного представления о мире, природе, обществе и человеке. В процессе изучения данного предмета учащиеся приобретают навыки наблюдения, которые впоследствии могут быть использованы в различных сферах жизни.
Наблюдение — это активный познавательный процесс, направленный на получение информации об окружающем мире. Оно включает в себя сбор, фиксацию, интерпретацию и анализ данных. Наблюдение может быть использовано в различных областях, таких как образование, наука, искусство и повседневная жизнь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с.
2. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
3. Богуцкая Т. В. Основы теории и технологий в педагогике: учебное пособие. Барнаул : АлтГПА, 2014. 193 с.
4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения/Сост. Л.И. Литвин, И.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987 – 888с.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 c.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479 c.
8.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. 224 c.
9. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений. М.: Ленанд, 2014. 208 c.
10. Котова С.А. Педагогика начального образования: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 336 с.
11. Кочурова Е.Э. Методика внеурочной работы // Начальная школа. 2016. № 4. С.72-83.
12. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. 2002. № 1. С.57-59.
13. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. 2003. № 9. С.54-59.
14. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2023. 105с.
15. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.-3-е изд. доп. и пер. М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014.587с.
16. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
17.Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. С.258-264. 59
18. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 2 класс. В 2 ч.3-е изд. М.: 2023. Ч.1 - 143с., Ч.2 - 143с.
19. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2003.235 с.
20. Раицкая Г.В. Особенности планирования результатов уроков // Начальная школа. 2016. № 2. С.49-54.
21. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности: учебное пособие. СПБ.: Питер, 2008. 208 с.
22.Регуш Л.А. Наблюдения в практической психологии. СПБ.: Питер, 2000
23. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 12. С. 101-108.
24. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2015. 207 c.
25. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2016. № 4. С.30-34.
26. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2014. 543 c.
27. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие М.: Проспект, 2016. 160 c.
28. Сухов А.А. Пути развития педагогической наблюдательности// Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. 2014. № 2. С.87-95
29. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М : Просвящение,1974. – 288с.
30. Темеров Т.В., Голубничий А.А. Использование компьютерного моделирования для визуализации образовательного процесса (На примере курса "Техника защиты окружающей среды") // Современная Педагогика. 2016. № 8 (45). С.31-34.
31. Трафимова А.В. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класса. В 2 ч. М.: 2015; Ч.1 - 128с.; Ч.2 144с. 60
32. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. №26. С. 610-612.
33. Усик Е.Ю. Глоссарий современного образования. 2-е изд., перераб. и доп. Харьков: Изд-во НУА, 2014. 532 с.
34. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998 г. – 566 с.
35. Федосеева О.Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 144 с.
36. Шумаков Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.: Просвещение, 2011. 157 с.
37. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 114-116
38. Ягодовский, К. П. Вопросы общей методики естествознания: методическое пособие для учителей. / К. П. Ягодовский.- М.: Вентана-Граф, 2000. -201с.