Фрагмент для ознакомления
2
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года в Москве. Известно, что власть в семье была сосредоточена в руках бабушки со стороны матери — Е. А. Арсеньевой, которая занималась воспитанием внука, его лечением и образованием и просто была самым близким ему человеком. Именно она организовала поездку 10-летнего внука для поправления здоровья на Кавказ, тем самым определив это место в качестве главного топонима в жизни будущего поэта. Восприятие Кавказа как чего-то глубоко личного, появившееся во время первого путешествия, стало для поэта символом внутренней духовной опоры, нашедшей отражение во многих его произведениях, в том числе в поэме «Кавказски пленник» (1828).
Лермонтов, подобно многим своим сверстникам — представителям родовитого русского дворянства, воспитывался на европейской культуре. Это не противоречило тому, что детство и юность поэта были окутаны атмосферой всеобщей эйфории от победы над Наполеоном. И даже после смерти императора-корсиканца, его образ продолжал бередить умы представителей русского дворянства. Образ Наполеона и рассказы о наиболее важных событиях недавно закончившейся войны, сплетались в единое целое. И, как часто бывает в подобных случаях, в этих рассказах-воспоминаниях очевидцев и участников боевых действий, воедино сплелись реальность и выдумка. Эти распространенные, особенно в московском обществе, умонастроения правдивой простоты М. Лермонтов очень точно передал в стихотворении «Бородино»(1837): «Скажи-ка, дядя», «могучее, лихое племя», «богатыри не вы» — это слова, в первую очередь, звучали как дань уважение к тем, кто победил Бонапарта, а не упреком к современникам Лермонтова.
Хорошо известно, что победа в Отечественной войне 1812-1814 гг. сыграла наиважнейшую роль в пробуждении национального самосознания российского общества, определив обращение к собственным истокам и корням в последующие годы как явление, отличавшееся своей массовостью. Из записок самого поэта, из воспоминаний людей близко его знавших, можно сделать вывод о том, что осмысление этапных событий в отечественной истории конкретно для Лермонтова заключалось не столько в поиске ответов на вопросы о предназначении человека и роли судьбы в его жизни, сколько, и прежде всего, в попытках найти ответы на вечные вопросы о чести и бесчестье, о свободе и тем, что ей противопоставляется. В своих записках и стихотворных опусах Лермонтов с завидным для его возраста умением оперирует философскими обобщениями и историческими фактами, стремясь осознать место России в общем ряду европейской культуры. Эти размышления приводят к тому, что в них юный еще поэт отождествляет Россию с Севером, противопоставляя её дряхлеющим Западу и Востоку. «Русская культура — Север— противостоит и Западу и Востоку, но одновременно с ними тесно связана»Об этом убедительно говорит Ю. М. Лотман в своих исследованиях, посвященных творчеству М. Ю. Лермонтова.
В 1928 г. юный Михаил Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете, учебу в котором не мешала его активной литературной деятельности: обучаясь в пансионе, он начал издавать рукописный журнал «Утренняя заря» и опубликовал в нем свою первую поэму «Индианка». Начало обучения в пансионе оказалось для юного Лермонтова очень плодотворным и в литературном плане: в 1929/1929 гг. им были написаны поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», « Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон».
После преобразования пансиона в гимназию, которое произошло в 1830-м году, М. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение, где его соучениками стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. В период обучения в университете до 1832 г, когда Лермонтов вынужден был покинуть учебное заведение из-за конфликта с профессорами, его творческое наследие пополнилось циклом лирических стихотворений и баллад: «Тростник», «Желанье», «Отворите мне темницу», «Русалка» и несколькими прозаическими произведениями.
Учеба сначала в Московском университете, а затем в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров не принесли будущему поэту искомого удовлетворения, скорее наоборот: учеба в университете угнетала монотонностью бесконечных лекций, а военное училище подавляло своей муштрой, рутиной и запретом на чтение. Сказанное особенно остро воспринимается в связи с оценкой, данной М.Лермонтову его сокурсником по военному училищу — Николаем Мартыновым (вызвавшего поэта на последнюю дуэль), где Михаил Лермонтов описывается как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием других товарищей, что параллели между ними провести невозможно».
В 1834 г. М. Лермонтов окончил военное училище в чине корнета лейб-гвардии Гусарского полка. Изучая список написанных поэтом в первые годы после выпуска произведений, можно предположить, что этот период стал для него одним из самых плодотворных. В период 1836-1837 гг. Лермонтовым была написана поэма «Боярин Орша», а также опубликованы стихотворение «Бородино» и поэма «Хаджи Абрек». В это же время он работает над романами «Вадим» и «Княгиня Лиговская» (оба произведения не закончены), а также драмой «Маскарад».
Стихотворение «На смерть поэта» вызвало широкий резонанс в обществе, что, в свою очередь, было негативно воспринято при дворе и закончилось ссылкой поэта на Кавказ. Там Лермонтов активно занимается художественным творчеством: пишет акварели, картины маслом, делает карандашные зарисовки пейзажей, жанровых сцен, а заодно портреты и карикатуры. В тот же 1837 год Лермонтов усилиями бабушки переводится ближе к столице, сначала — это Гродненский гусарский полк, за которым последовало возвращение в лейб-гвардии гусарский полк в Петербург. По возвращении в столицу происходит знакомство М. Лермонтова с литературной элитой того времени: В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Солоогубом, а также семейством Карамзиных. Помимо этого поэт печатается в «Отечественных записках». 1840 г. отмечен публикацией таких программных произведений Лермонтова, как роман «Герой нашего времени» и романтической поэмы «Мцыри».
Новая ссора, слухи о которой быстро распространились по столице, стала веским поводом для командирования М. Лермонтова в действующую армию на Кавказ, где ему пришлось участвовать в боевых действиях. За проявленную отвагу поэт был представлен к награде и получил двухмесячный отпуск, который он, по привычке, провел в Петербурге. После неудачной попытки уйти в отставку для того, чтобы посвятить свою жизнь литературной деятельности, в мае 1841г. Лермонтов прибыл в Пятигорск. Время проведенное на этом кавказском курорте оказалось для поэта также очень плодотворным, в это время он создает такие стихотворения, как «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Пророк» и еще целый ряд произведений.
Ссора, произошедшая в Пятигорске на одном из вечеров и дуэль со своим однокашником по военному училищу — Н. С. Мартыновым, привела к гибели поэта, случившейся 15(27) июля 1841 г.
Обращаясь к отечественным источникам, касающихся творчества М. Ю. Лермонтова, привлекает внимание сложившаяся парадоксальная ситуация: с одной стороны его имя стоит как бы особняком в русской литературе, с другой — по устоявшейся с советских времен традиции, Лермонтов занимает «почётное второе место» сразу же после А. С. Пушкина. В некоторой степени это может быть объяснимо, если основываться на историческом факте из биографии Лермонтова, связанном с его откликом на кончину А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта».
Еще один факт, который бросается в глаза при изучении материалов, связанных с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова: очень часто в советском литературоведении его имя рассматривается как поэт-жертва в широком историко-культурном контексте, продолжая традиции оценки жизни и творчества А. С. Пушкина.
В своем стремлении утвердить уникальность таланта М. Ю.Лермонтова, советские исследователи мало или совсем не учитывали общеромантический контекст той литературной среды, в которой творил поэт и который являлся определяющим для творческих исканий многих современных Лермонтову литераторов. В стремлении найти очередное доказательство гениальности и уникальности поэта, отдельные авторы в своих исследованиях сознательно или нет исключают влияние европейского романтизма на отечественную литературу, несмотря на то, что в описываемое время Россия находилась в едином культурно-философском пространстве со странами Западной Европы и взаимное влияние имело очевидный характер.
Несмотря на то, что в сознании миллионов людей М. Лермонтов считался и считается одним из самых известных русских поэтов, слава к которому пришла еще при жизни, очевидным остается факт, что его творчество, наполненное философскими размышлениями и личными переживаниями, создавалось не благодаря, а вопреки складывавшимся жизненным обстоятельствам.
1.2. Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад»: литературная и театральная судьба произведения
История любой выдающейся личности, равно как и художественного произведения редко оставляет зрителя равнодушным. Как правило, такое произведение (или его автор) имеет как огромное количество поклонников и адептов, так и ровно такое же число тех, кто не воспринимает и не понимает ни этого автора, ни его произведения. Сказанное применимо к драме Лермонтова «Маскарад». Некоторые исследователи, как, например, К.Ломунов считают, что драматург Лермонтов еще ждет своего признания, поскольку «его творчество до сих пор не получило полной и правильной оценки» . Как пишет автор в своем исследовании, — «Неизученность драматургического творчества Лермонтова мешала и продолжает мешать верному сценическому истолкованию его пьес и «Маскарада» в особенности. Вряд ли во всем классическом русском репертуаре, кроме «Маскарада», есть еще одна пьеса с такой тяжелой сценической биографией!» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аринштейн Л. М. Неизвестная статья А. И. Герцена и М. Мейзенбуг о Лермонтове // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — С. 283—308. [электронный ресурс] // http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/iss/iss-283-.htm // (дата обращения: 17.06.2024)
2. Амитиров Г.Е. М. Ю. Лермонтов // Изучение поэтов в школе. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Н. А. Некрасов. В. В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. М.:Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФР, 1962. с. 90—140.
3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. М.: Изд.— Вагриус,2005, 158 с.
4. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. Изд. 4-е. Москва : Художественная литература, 1977. 647 с.
5. Ашукин Н. С. Историко-бытовой комментарий к драме Лермонтова «Маскарад» // «Маскарад» Лермонтова: сборник статей к столетию со дня гибели М. Ю. Лермонтова. (1814-1841). М.; Л., 1941.
6. Белая Г. А. Дон Кихоты 20-х годов — « Перевал» и судьба его идей. Москва: Советский писатель, 1989. 400 с.
7. Белинский В. Г. Статьи «Герой нашего времени» (1841) М.: издание М. и С. Сабашниковых, 1811-1848, 160с.
8. Герцен А. И. «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860)
9. Гуминский В.М. А правда ли, что Чичиков — Наполеон? // Чудеса и приключения. 2003. No 1.
10. Кормилов С.И. Поэзия М. Ю. Лермонтова: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. 3-е изд. Москва : Изд-во МГуУ 2000. 128 с. (перечитывая классику).
11. Лермонтов М. Ю. Демон поэма, 1839
12. Лермонтов в школе / сост. А. А. Шагалов. Москва : Просвещение, 1976. 254 с.
13. Лермонтов и крестьяне. (по материалам архивов Пензенской области). Сообщение В.Р. Вырыпаева // Литературное наследство. [т. 58] : Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва : Изд-во академии наук СССР, 1952. с. 441—448.
14. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом);науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энциклопедия.»; гл. ред. В. А. Мануйлов, редкол.: И. Л. Андрон ников, А. С. Бушмин, В. Э. Вацуро, В. В. Жданов, М. Б. Храпченко.—М.: : Советская энциклопедия, 1981. — 746 с.: илл.
15. Лермонтов М. Ю. : pro et contra. Личность и идейно-художественное наследие М. Ю. Лермонтова в оценке отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей: антология: в 2 т. СПб.: РХГА, 2013 -2014. ( Русский Путь).; Т. 1 / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, Н. Ю. Данилова; вступ. ст. В. М. Марковича; коммент. Г. Е. Потаповой. СПб.: РХГА, 2013. 1090 с. Тираж 1500 экз. Т. 2. / сост., коммент. С. В. Савинкова, К. Г. Исупова; вступ. ст. С. В. Савинкова; отв. ред. Л. В. Богатырев. СПб.: РХГА, 2014. 984 с.:Тираж 300 экз.
16. Лермонтов М. Ю. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] // ФЭБ «Русская литература и фольклор». 2002. URL: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre/Lre-655-.htm?cmd=2. (Дата обращения: 17.06.2024)
17. Логунов К. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия // Лермонтов М. Ю. Маскарад. Сб. ст.— М.; Л.: Изд. ВТО, 1941.—С. 43-92.
18. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2002. 768 с.
19. Лотман Ю. М. Лермонтов //В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Москва : Просвещение, 1988. с. 206—235.
20. Лотман Ю. М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 5—22.
21. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма / Ин-т «Открытое о-во». - M.: Аспект-Пресс, 1995. — 384 с. — (Прогр. «Обновление гуманит. образования в России»).
22. Молчанова Т., Лермонт Р. Лермонты — Лермонтовы. 1057—2007. (к 950-летию фамилии). Москва : Университетская книга ; Логос, 2008. 96 с.; ил.
23. Соллогуб В. «Воспоминания» (1887).
24. Тургенев И. С. Из литературных и житейских воспоминаний. 1852.
25. Шешуков С.И. Неистовые ревнители : Из истории литературной борьбы 20-х годов. Москва : Московский рабочий, 1970. 350 с.
26. Шульц С. А. «Маскарад Лермонтова и драматургия Шекспира (« Отелло», «Цимбелин», «Зимняя сказка»): к художественной. Антропологии. Интернет ресурс:;DOI: 10.35852/2588-0144-2022-3-51-69. УДК 821. 161.1.0-2+821.111.0-2
27. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М., Л., 1961. С. 207-208.
28. 105 лет со дня премьеры «Маскарада» Всеволода Мейерхольда» [электронный ресурс] // https://dommeyerholda.ru/105-let-so-dnya-premery-maskarada-vsevoloda-mejerholda/ // (дата обращения: 17.06.2024)