Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является развитие личности и активизация познавательной деятельности субъекта. Это актуально для любой образовательной системы, которая функционирует в условиях реализации ФГОС.
Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества, в связи с чем, человеку жизненно необходимо владеть иностранным языком. Людям необходимо общаться и передавать свои мысли и знания. Актуальным в настоящее время является поиск новых приемов и технологий, благодаря которым процесс обучения восприятию иноязычной речи станет максимально эффективным и увлекательным для учащихся.
Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык, к примеру, является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие. Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в процесс развития личности школьника, поскольку обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию детей. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм и приёмов обучения, в том числе, процессу аудирования.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, аутентичных электронных материалов, информационно-коммуникационных (ИК) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Под аутентичными электронными материалами понимают материалы для изучения языка, используемые в реальной жизни. Это газеты, журналы, билеты для поездки в транспорте, письма, реклама, программа спектакля и др. Наиболее часто педагоги на практике применяют видеоматериалы, видеоряды, интерактивные игры и др.
В настоящее время любые онлайн-инструменты выступают как необходимые средства для изучения иностранного языка. Существует достаточное количество онлайн-сервисов и инструментов для развития иноязычной компетенции субъекта. Сегодня их использование выходит за пределы образовательной организации в любом возрасте, самостоятельно или с наставником можно продолжить, к примеру, изучение различных лексических единиц, фонетику, аудирование и др., с помощью аутентичных материалов.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования аутентичных электронных материалов на уроках английского языка в основной школе при аудировании.
Объект исследования: процесс аудирования в основной школе при использовании аутентичного видеоряда.
Предмет исследования: аутентичный видеоряд как средство для аудирования в основной школе.
Задачи:
1. Провести понятия иноязычное аудирование в условиях реализации ФГОС ООО.
2. Изучить особенности иноязычного аудирования посредством аутентичного видеоряда.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования умений иноязычного аудирования у учеников основной школы.
4. Предложить методические рекомендации по формированию умений иноязычного аудирования у учеников основной школы.
Теоретико-методологической базой работы являются фундаментальные положения общей методики обучения иностранным языкам, которые нашли отражение в трудах ученых Е.И. Пассов (2010), И.А. Зимняя (1991), А.А. Миролюбов (2002), Н.В. Баграмова (2006), Н. Д. Гальскова (2006) и др.
Психофизиологические особенности учащихся были исследованы по материалам работ авторов А.Г. Рузская (2003), Э. Кречмер (2015), Р.С. Немов (1995) и др. Виды заданий при обучении аудированию
были рассмотрены в работах Я.М. Колкера, Е.С. Устиновой
(2002), Н. Д. Гальсковой (2006), Е.В. Малыгиной (2010) и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы для написания статей, для проектирования уроков по иностранному языку, как информационный материал, или как методический материал при аудировании на уроке.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, два вывода по главам, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования умений иноязычного аудирования у учеников основной школы
1.1. Анализ понятия иноязычное аудирование в условиях реализации ФГОС ООО
Под процессом аудирования понимают процесс слушания с пониманием, или понимание субъектом речи на слух. Это сложная рецептивная мыслительно - мнемическая деятельность человека. Связано это с восприятиями дальнейшей переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении.
Можно говорить, что аудирование – это прежде всего понимание иностранного языка на слух. Термин «аудирование» был введен в методику американским психологом Доном Брауном в XX веке. Аудирование – это осмысленное понимание воспринимаемой на слух речи. Оно нацелено на идентификацию, извлечение и обработку иноязычной информации. В отечественную педагогическую практику понятие аудирование было введено психологом З.А. Кочкиной [6].
Аудирование – это реактивный вид речевой деятельности, который обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Слушающий с помощью каналов обратной связи воздействует на акт коммуникации, выражая ответную реакцию мимикой, жестами, репликами.
Аудирование или аудитивный навык определяется как «речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций в потоке речи» [7, с.548].
Е.С. Устинова выделяет фонетические, грамматические и лексические навыки аудирования, а также способности восприятия на слух монологических текстов, диалогической речи [12].
Восприятие речи является крайне важным этапом в изучении иностранного языка. Методисты отмечают, что начинать работу с аудиоматериалами следует начинать с детьми как можно раньше. Детям это даёт возможность качественно овладевать звуковой стороной изучаемого языка. При этом, ученик овладевает фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой.
Усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры идёт всегда через аудирование, которое позволяет облегчить процесс овладения говорением, чтением и письмом. Аудирование – это, в том числе, слушание звучащих текстов с учебной целью для тренировки восприятия и понимания их содержания на слух [22].
Процесс обучения иностранным языкам достаточно сложен. Обучение иностранному языку в школе подразумевает приобретение школьниками языковых умений и навыков непосредственно через естественную для этого возраста образовательную деятельность. В современных образовательных условиях освоить весь без исключения учебный материал достаточно сложно. В современной модели образования помимо необходимого и обязательного усвоения знаний, умений и навыков, учителю необходимо формировать так называемые универсальные учебные действия.
Существуют предварительный, основной и заключительный этапы внедрения аудирования. На предварительном, мотивационно-побудительном этапе возникают цель и мотивы учеников. На основном, аналитико-синтетическом этапе обеспечивается восприятие и переработка текста. На заключительном, или исполнительном этапе происходит понимание текста. Чтобы аудирование было эффективным, учителю важно придерживаться определенного алгоритма при организации работы с аутентичным материалом.
1. На предтекстовом этапе важно:
- проработать грамматический материал, который может вызвать трудности в процессе прослушивания;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - N 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н.В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
6. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е.В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 22.06.2024).
7. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 22.06.2024).
8. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2017. С. 2–6.
9. Борзова, Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2018. – 60 с.
10. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н.А. Цыгунова // Вестник белгородского института развития образования. – 2017. – N 4 (6). – С. 66-72.
11. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
12. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 22.06.2024).
13. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
14. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
15. Денисова, Е.В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С. 574-578.
16. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2016. - N 6. - С. 3 – 5.
17. Ибрагимова, К.Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф. - Пенза, 2013. – С. 43-48.
18. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2016. – 175 с.
19. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
20. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
21. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 22.06.2024).
22. Максимова И.Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» // Методическая мозаика. Приложение к журналу Иностранные языки в школе. – 2014 г. – № 4. – С. 3-20.
23. Михайлова, М.В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
24. Морянова Н.П. «Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований государственного образовательного стандарта нового поколения» URL: //http://www.imc-new.com/index.php/obrstandart/397-2012-10-26-11-35-33 (дата обращения: 22.06.2024).
25. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 22.06.2024).
26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
27. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
28. Ткачук С.Л. «Особенности формирования ключевых компетенций на раннем этапе обучения. Обучение аудированию как одной из составляющих речевой компетенции» //http://festival.1september.ru/articles/505291/(дата обращения: 22.06.2024).