Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение неформальных организаций долгое время было важным направлением социологии. На Западе ведущие специалисты подняли эту проблему в шестидесятых годах прошлого века, тогда как в российской науке анализ субкультурных феноменов до конца 1980-х годов проводился в очень узких рамках и не был значимым направлением исследований.
Текущая социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные организации являются сегодня очень актуальной проблемой, поскольку большое количество людей, в том числе и молодежи, становятся "неформалами" не по убеждениям, целям, а только потому, что им нравятся атрибуты "неформальности", относительной самостоятельности и неуправляемости.
Актуальность этой проблемы возрастает еще и потому, что молодые люди легко воспринимают антисоциальные идеи и взгляды, склонны к крайностям, подражанию, некритичному восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению экстремистской идеологии среди молодежи и возникновению неформальных объединений негативной направленности. Необходимость обращения к этой теме также связана с ее недостаточным развитием в научной литературе .
В доступных исследованиях этой актуальной проблеме не уделялось достаточного внимания. Это затрудняет их принятие решений в деятельности местных органов власти. Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных организаций, о них мало что известно. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить полную картину, а иногда дают искаженное представление о конкретных формированиях, поскольку обычно рассматривают только одну сторону их деятельности. Чтобы проникнуть в суть мироздания, выбрать правильную жизненную позицию, необходимо изучать природные и феноменальные явления в обществе, понимать причины и процессы различных процессов в глобальном социокультурном пространстве.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения неформальных организаций в современной российской социологии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для изучения неформальных организаций в современной российской социологии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть формальные и неформальные организации: сходства и различия;
- изучить понятие неформальной организации;
- дать оценку сущности неформальных общественных организаций: причинам возникновения и характерным особенностям;
- рассмотреть неформальные молодежные организации и движения: изучение состояния и причин возникновения в современной России;
- проанализировать особенности изучения неформальных молодежных организаций в историческом и современном аспекте современной социологии.
Объектом исследования является процесс изучения неформальных организаций в современной российской социологии.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения неформальных организаций в современной российской социологии.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву и социологии, статистика и интернет-ресурсы.
Историографический обзор. Для более подробного ознакомления с c вопросом изучения неформальных организаций в современной российской социологии мы остановились в основном на монографиях М.А. Гордона (Новые социальные движения в России), Р.С. Димитрова (Организация, движение, институт. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы), Д.В. Ольшанского (Неформалы: групповой портрет в интерьере), В.В. Петровского, В.В. Шпалинского (Социальная психология коллектива).
Из современных российских исследователей особенно выделяются Е.К. Омельченко (Молодежный активизм в России глобальные трансформации его смысла), Г.А. Лукс (Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий), Н.В. Кофырин (Проблемы изучения неформальных групп молодежи) и др. Эти фундаментальные исследования представляют исключительный интерес еще и потому, что выполнены на основе анализа огромного количества трудов самих российских социологов, а также зарубежных исследователей данного аспекта.
Одним из крупнейших современных специалистов по социологии неформальных организаций, на наш взгляд, является С.В. Косарецкая (Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения). Среди специалистов по анализу молодежных неформальных организаций выделяется И.С. Кон (Социология молодежи, Взаимоотношения поколений и проблемы молодежи).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
1.1 Формальные и неформальные организации: сходства и различия
Формальные организации - это объединения людей, связанных соглашениями о правах и обязанностях. Неформальные организации - это объединения людей, не связанных официальными соглашениями о правах и обязанностях.
Любая организация может быть описана рядом параметров: цели, правовая база, ресурсы, процессы и структуры, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и т.д. Соответственно все многообразие организаций делится на классы и типы.
Исходя из критерия формализации, выделяют следующие типы организаций:
- формальные организации с четко определенными целями, формализованными правилами, структурой и отношениями.
- неформальные организации, действующие без четко определенных целей, правил и структур .
В группу официальных организаций входят все коммерческие организации, государственные и международные учреждения и посреднические организации. Они регистрируются в государственных органах в порядке, установленном законом, и могут иметь статус юридического лица или лица, не являющегося евреем. Их основная функция заключается в выполнении определенных задач и достижении целей организации. Отношения между людьми регулируются разного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами и распоряжениями и т.д.
К неформальным организациям относятся все институты семьи, дружбы и неформальных отношений между людьми. Они не регистрируются в государственных органах. У них есть лидер, и они не ведут финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной выгоды. Неформальные ассоциации, объединяющие людей из разных отделов, мастерских и групп, часто возникают в рамках официальных организаций. Это естественный процесс, который происходит, когда регулярное развитие коммуникаций отстает от развития технологий и профессионализма персонала в организации. Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Членов группы связывают общие взгляды, склонности и интересы .
Неформальные группы существуют в каждой организации. Они постоянно перерастают дружеские отношения, которые не определяются организационной структурой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Неформальные организации могут быть похожи и не похожи на официальные организации одновременно. Таким образом, можно определить характеристики, которые характеризуют неформальные организации:
1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Речь идет об установлении и укреплении групповых стандартов приемлемого и неприемлемого поведения. Конечно, те, кто нарушает эти нормы, будут отчуждены. Следовательно, лидер должен осознавать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;
2) сопротивление изменениям. В неформальных организациях всегда существует тенденция сопротивляться изменениям. Отчасти это связано с тем, что изменения могут представлять угрозу для дальнейшего существования неформальной организации;
3) неформальные лидеры. Неформальные организации также имеют своих собственных лидеров. Их отличие от формальных заключается в том, что руководитель формальной организации пользуется поддержкой в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в определенной функциональной сфере, закрепленной за ним. Поддержка неформального лидера - это признание его группы. Сфера влияния неформального лидера может выходить за рамки административных рамок формальной организации. Неформальный лидер выполняет две основные задачи: он помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование .
В процессе управления менеджер сталкивается с группой людей (группой). Группа - это 2 или более человек, которые вступают в отношения, в которых каждый человек влияет на других и в то же время находится под влиянием других. В качестве группы выделяются отделение банка, семья и студенческая группа. Наряду с термином "группа" используется термин "коллектив".
Командность - это особое качество группы, продукт ее развития. Команда - это устойчивое объединение людей, стремящихся к общим целям и обладающих групповой сплоченностью.
Чтобы считаться командой, группа должна обладать следующими характеристиками:
1) иметь общие цели,
2) наличие определенной культуры, выражающейся в общих ценностях и нормах,
3) психологическое признание членами группы.
Любую организацию можно рассматривать как объединение нескольких групп. Создавая отделы, руководство создает группы. Большая организация состоит из множества групп.
Формальные группы имеют:
1) четко определенный состав,
2) общие задачи,
3) строгое определение ролей.
В каждой организации есть три основных типа групп:
1. группа руководителя (формируется в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда);
2. Рабочая группа (сотрудники, работающие вместе над задачей, формируются в соответствии с горизонтальным разделением труда);
3. Комитеты (группы внутри организации, которым делегированы полномочия для выполнения определенной задачи).
Все формальные группы взаимодействуют друг с другом и образуют организацию как систему. Одновременно возникают неформальные группы - это спонтанно образовавшиеся объединения людей, которые регулярно объединяются для достижения целей.
Создание неформальных групп - это реакция сотрудников на неудовлетворение определенных потребностей. Формальные организации не всегда способствуют удовлетворению людей, поэтому создаются неформальные группы. У них много общего – иерархия, правила и т. д., но неформальные группы не имеют четкой структуры, они не являются жесткими .
Основными причинами, по которым сотрудники вступают в неформальные группы, являются: 1) чувство принадлежности, 2) взаимопомощь, 3) взаимная защита, 4) тесное общение.
Почти в каждой организации создаются различные типы неформальных групп. Чаще всего они представлены в виде диад, триад и квартетов. Они делятся на:
1) заинтересованные стороны формируются для реализации общих интересов;
2) дружеские отношения – основаны на симпатии, состав варьируется в зависимости от установления или разрыва других связей .
По составу делятся на:
- созданные на производственной основе - сотрудники отдела, службы,
- созданные на непроизводственной основе.
По структуре внутригрупповых отношений: а) звезда, б) клубок, в) цепочка, г) круг.
Они также делятся на конструктивные и деструктивные.
Все группы проходят одни и те же этапы:
1) групповое формирование - сотрудники знакомятся друг с другом, ведут себя осторожно, в поведении преобладает индивидуализм;
2) формирование - сближение членов группы, формирование ядра группы, устанавливаются контакты, группа работает неравномерно;
3) нормализация - группа стабилизируется, формируются общие цели группы, улучшается сотрудничество, применяются нормы поведения группы, члены группы идентифицируют себя с группой;
4) зрелость группы – сотрудники начинают добросовестно работать, проявлять инициативу, внешний контроль превращается в самоконтроль. Группа становится самоуправляемой. Это не означает, что все группы способны пройти все этапы. Группа может остановиться в своем развитии и вернуться на более раннюю стадию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдирайымова Г.С. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие, Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.
2. Большакова Е. Ваш ребенок - неформал. Родителям о молодежных субкультурах. - М.:Генезис, 2010. - 152с.
3. Гордон М.А. Новые социальные движения в России / Л.А. Гордон. – М., 2013. – 188 с.
4. Громов А.В., О.С. Кузин Неформалы, кто есть кто? , М.,1999
5. Громов Д.И. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. – 2008. – № 1. – С. 3- 7.
6. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1999 .
7. Димитров Р.С. Организация, движение, институт. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы / Р. Димитров. – М.: Логос, 2010. – 210 с.
8. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М., 1990.
9. Заслужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Заслужный. – М.;Л., 1931.
10. Здравомыслова Е.Б. Парадигмы и модели социологии общественных движений. Социология общественных движений: концептуальные модели исследования / Е. Б. Здравомыслова. М.: Наука, 2012. – 172 с.
11. Иконникова С.Н. Социология молодёжи и проблемы воспитания. - М.
12. Кон И. С. Социология молодежи В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.
13. Кон, И.С. Взаимоотношения поколений и проблемы молодежи / И.С. Кон // Молодежная субкультура и положение молодежи в странах Западной Европы. –М., 1976.
14. Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения / С.В. Косарецкая. – Санкт-Петербург: Издательство КАРО, 2006 – 400 с.
15. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 1991. – № 1.
16. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Изд-во СПбГУ М.1996.
17. Лукс, Г.А.. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий / Г.А. Лукс, А.А. Кутьина, А.А. Матвеева; под общ. ред. Г.А. Лукс, О.Б. Фурсовой. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
18. Невский И.А./Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении // - М. - 1968.
19. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М., 1990.
20. Омельченко Е.К. Молодежный активизм в России глобальные трансформации его смысла / Е.К. Омельченко // Журнал исследований социальной политики. – 2005. – Том 3. №1 – С. 59-87.
21. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.
22. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983.
23. Ремшмидт, Х. М. Подростковый и юношеский возраст / Х.М. Ремшмидт. – М., 1994.
Фрадкин Н.Ф. Введение в педагогическую специальность. - М., 1996