Фрагмент для ознакомления
2
В рамках данной исследовательской работы необходимо охарактеризовать особенности игровой технологии. При этом изначально важно обратиться к такому понятию, как «игра».
М. Б. Баев, определяет следующие характеристики игры:
игра является одним из эффективных инструментов для обучения за счет того, что в процессе игровой деятельности моделируется реальная речевая ситуация, в которой школьники должны выполнить определенные задачи;
игра способствует развитию когнитивных способностей и стимулирует умственную деятельность детей: развивает память, речь, повышает познавательные навыки, улучшает умения детей в применении русского языка;
с помощью игры возможно преодолеть инертность и пассивность учеников, так как игра способствует эмоциональной разрядке, раскрытию интереса школьников и вводит их в знакомую деятельность;
благодаря правильно выстроенной и организованной игре у детей развивается дисциплинированность, организованность, ответственность и умение работать в команде.
Игровая деятельность, осуществляемая в учебном процессе, имеет четкую структуру и направленность, а потому школьники в процессе выполнения игровой задачи учатся выстраивать свои действия таким образом, чтобы достичь максимального результата [3].
В настоящее время интерес к играм как средству обучения школьников на уроках изобразительного искусства не снижается, и исследования роли игры в педагогическом процессе и ее использования в качестве подготовки к последующим этапам развития школьников продолжаются до сих пор. Авторами этих исследований являются С. Н. Карпова, Н. А. Короткова, Л. Г. Лысюк, Г. Л. Лэндрет, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, С. А. Шмаков. Причем многие не отрицают, а, наоборот, подчеркивают важное место игры в учебно-воспитательном процессе, считая, что она является популярным средством воспитания подрастающего поколения. Игра также является хорошим началом для изучения нового материала.
Ряд ученых предприняли попытку объяснить, в чем заключается моделирующая и ориентирующая функция игры. Так, Ж. Пиаже, К. Левин, Л. Выготский и Д. Эльконин объяснили эти функции умением школьников оперировать игровыми символами, которые для детей представляют собой элементы культуры. Элементы культуры являются основой развития ребенка, а в процессе игровой деятельности дети учатся ориентироваться в явлениях культуры, использовать их для достижения определенных целей.
С. Л. Рубинштейн стал одним из первых исследователей, кто предпринял попытку сформировать отечественную теорию игры. Она основывалась на положении о том, что игра является постоянной потребностью ребенка, которая рождается в процессе взаимодействия с окружающим миром и реагирования на его явления. Маленький ребенок еще не может напрямую контактировать со многими явлениями, которые происходят в мире, однако с помощью игры происходит создание искусственных явлений, аналогичных реальным. Благодаря игровой деятельности ребенок получает бесценный опыт взаимодействия с окружающей средой, при этом находясь в безопасности, как физической, так и психологической. При этом с помощью игры ребенок учится реагировать на окружающий мир определенным образом, а потому игровую деятельность можно назвать осмысленной, мотивированной многообразными переживаниями, значимыми для ребенка [24].
С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что игра не является для детей инструментом достижения определенного внешнего результата или цели, игра сама по себе является целью, она способствует реализации разнообразных мотивов деятельности ребенка [24].
Благодаря тому, что игра задействует эмоциональный аспект и вовлекает внимание ребенка к определенной деятельности, обучение в процессе игры происходит незаметно для обучающихся. Игра в данном случае является естественной средой для школьников, где они могут максимально раскрыть свой потенциал и активизировать внутренние ресурсы.
Благодаря игре, ребенок приобретает навыки не с помощью получения уже готового и оформленного учителем знания или информации, ребенок сам становится активным исследователем и открывателем новых знаний. К элементам учебной деятельности относятся:
выработанное познавательное внимание; умение анализировать, сопоставлять, рассматривать детально, делать самые элементарные выводы и заключения;
умение слушать, соблюдать шаблон;
следование правилам и указаниям;
нахождение методов решения практических и познавательных задач;
контролирование выполнения своих действий (самоконтроль) [26].
Наиболее важными функциями игры являются:
социокультурная функция, согласно которой игра способствует социализации школьника, развивает навыки взаимодействия с другими членами общества или группой людей.
Помимо этого, игровая деятельность заключает в себе культурные символы и опыт, который передается детям. Это способствует развитию и становлению личности ребенка с учетом социокультурных норм и правил, духовных ценностей, принятых в данном социуме. Через игровую деятельность ребенок познает то общество, в котором он живет и функционирует, усваивает культурное богатство, в результате чего становится его полноправным членом [9];
функция межнациональной коммуникации – игровая деятельность свойственна людям разных национальностей, а потому игра является интернациональной и даже общечеловеческой.
Благодаря игре дети учатся моделировать ситуации, характерные для настоящей жизни; искать решения поставленных задач; коммуницировать и сотрудничать с другими участниками игры для достижения более высокого результата; решать конфликты, не прибегая при этом к агрессивным способам взаимодействия; адекватно воспринимать и принимать те явления, которые происходят в жизни;
функция самореализации человека в игре – благодаря осуществлению игровой деятельности ребенок получает возможность к самореализации – одной из главных потребностей индивида. Благодаря самореализации в игре основное значение имеет не результат, а сам процесс. В ходе осуществления игровой деятельности ребенок учится раскрывать свои способности, справляться со сложными ситуациями;
коммуникативная функция – в процессе игры моделируются настоящие ситуации, которые вводят играющих в контекст человеческих отношений. В ходе игровой деятельности дети учатся групповой работе, в которой необходимо слышать и понимать других людей, учитывать их точку зрения, а также уметь отстоять свою;
диагностическая функция – в процессе игровой деятельности раскрываются различные стороны личности ребенка. При использовании игр учитель может увидеть, какие элементы игры являются наиболее сложными или легкими для того или иного ребенка, и на основе этой информации выстраивать более персонифицированную работу;
терапевтическая функция – игра является одним из основных видов деятельности школьника, а потому в процессе игровой деятельности ребенок чувствует себя более спокойным, вовлеченным, заинтересованным. Благодаря этому с помощью игры можно преодолеть трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения в школе: скованность и зажатость из-за нахождения в необычных и непривычных условиях, сложность с установлением социальных контактов;
коррекционная функция – в ходе осуществления игровой деятельности происходит органичная и незаметная для детей психологическая коррекция, которая позволяет детям более легко справляться с переживаниями, нормализовать отклоняющееся поведение, общаться со сверстниками. Благодаря игре, дети могут более легко справляться с психологическим напряжением, которое негативно влияет на образовательные способности учащихся.
В процессе осуществления игровой деятельности у детей активизируется творческий потенциал, благодаря чему преодолеваются психологические барьеры. С одной стороны, дети участвуют в практической деятельности, что развивает их физически, с другой стороны, игра приносит детям эмоциональное удовлетворение;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Буровкина Л. А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография / Л. А. Буровкина. – М.:МГПУ, 2011. – 319 с.
2. Буровкина Л. А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография. – М.: МГПУ, 2016. 204 с.
3. Буровкина, Л. А. Развитие композиционного мышления при работе над натюрмортом как средство эффективного освоения художественной грамоты учащимися изостудий в системе дополнительного образования / Л. А. Буровкина, С. В. Лукьянченко // Искусство и образование. – 2021. – № 2(130). – С. 156–163
4. Валикжанина, С. В. Формирование знаний по основам цветоведения у учащихся детской школы искусств / С. В. Валикжанина, М. В. Ноздрачева // Проблемы современного педагогического образования. – № 61–1, 2018. – С. 24–27.
5. Дубровин, В. М. Живописные основы художественной грамоты: монография /[науч. ред. В. В. Корешков].– М.: МГПУ, 2012. – 212 с
6. Дубровин, В. М. Культура и образование в современном мире: в сборнике: Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Сборник статей: ФГБОУ ВПО «МГПУ». 2015. С. 56-61
7. Дубровин, В. М. Основы изобразительного искусства: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Дубровин. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2019. – 360 с
8. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М.: Мир Академический Проект, 2007. – 191 с.
9. Игнатьев, С. Е. Задачи учебного натюрморта: Уроки изобразительного искусства / С. Е. Игнатьев // Юный художник. – 1983. – № 12. – с. 42– 45.
10. Кантор, А. М. Предмет и среда в живописи / А. М. Кантор. – М.: Советский художник, 1981. – 127 с.
11. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : лабораторный практикум : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская.– М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
12. Кравчунас, Б. К. Детское рисование как художественное творчество / Б. К. Кравчунас. – СПб.: Аркада, 2002. – 60 с.
13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник / В. С. Кузин. – 3-е изд., – М.: АГАР, 2008. – 232с
14. Ломов, С. П. Методология художественного образования: учеб. Пособие/ С. П. Ломов, С. А. Аманджилов. – М.: МГПУ, 2011. – 188 с.
15. Ломоносова, М. Т. Графика и живопись: учеб. Пособие / М. Т. Ломоносова . – М.: Астрель, 2003. – 202 с
16. Могилевцев, В. А. Основы композиции: Учебное пособие. (Изобразительная грамота) / В. А. Могилевцев. – СПб.: 4арт, 2017. – 88 с.
17. Обухов, М. В. История жанров. Натюрморт / М. В. Обухов. – М.: АСТПресс, 2002 – 215 с.
18. Паррамон, М. К. Основы живописи / М. К. Паррамон. – М.: Барселон 1994. – 127 с.
19. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, 3-е изд. / С. В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
20. Прокофьев, Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. И. Прокофьев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 158 с
21. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка/ Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
22. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе, Учебник / Н. Н. Ростовцев. – М.: Агар, 2000. – 251 с.
23. Ростовцев, Н. Н. Рисование с натуры / Н. Н. Ростовцев. – Л.: Учпедгиз, 1962. – 80 с.
24. Рощин, С. П. Живопись: Основы теории и практики / С. П. Рощин. – Москва: Центр Медиа Проектов "АБФ", 2008. – 124 с
25. Семенова, М. А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 9. – М.: ООО «Баласс», 2012. – С. 82 – 86.
26. Семенова, М. А. Эстетика постановки натюрморта в акварельной живописи / М. А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 5/11. – М.: ООО «Баласс», 2011. – С. 86 – 89
27. Семенова, М. А. Мастер-класс акварельной живописи на уроках изобразительного искусства. (в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства) Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 6/10 – М.: ООО «Баласс», 2010 – С. 79-83. (0,6 п.л.)
28. Семенова, М. А. Художественный образ в искусстве акварельной живописи: монография Автор: М. А. Семенова. – М.: МГПУ, 2016. – 172 с
29. Семенова. М. А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие / М. А. Семенова. – М.:МГПУ, 2013. – 52 с.
30. Уильям, Ф. Пауэлл. Цвет и как его использовать / Ф. П. Уильям. – М., 2009. – 119 с.
31. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980.
32. Унковский, А. А. Цвет в живописи. – М., 1983
33. Филиппова, Л. С. От простых геометрических тел к сложной форме / Л. С. Филиппова // Рисунок: Монография. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – С. 31–45.
34. Aljarrah, Ayman. (2017). Play as a Manifestation of Children s Imagination and Creativity. Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 5. 25-38. 10.17478/JEGYS.2017.52.
35. Brewer S. Entre émotions et contrôle de soi : un enjeu essentiel pour l’autonomie dans l’apprentissage des langues [Texte] / S. Brewer // Lidil. – 2013. – pp. 189-208
36. Fazylova, Sallya & Rusol, Irina. (2016). Development of Creativity in Schoolchildren through Art. Czech-Polish historical and pedagogical journal. 8. 10.5817/cphpj-2016-0023.
37. Piaget, J. (2001). "Studies of reflexive abstraction". Hove, UK: Psychology Press. 388 р.
38. Setiahati, Ignasius & Lisnani, Lisnani. (2019). Student’s Interest and Creativity in Cultural Art and Craft Lessons. 10.2991/icetep-18.2019.55.