Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования представлений о себе у подростков средствами коллективной творческой деятельности 6
1.1 Понятие «представления о себе» в психолого-педагогической литературе 6
1.3 Особенности коллективной творческой деятельности как средства формирования представлений о себе у подростков 15
Глава 2. Практические аспекты формирования представлений о себе у подростков средствами коллективной творческой деятельности 19
2.1 Характеристика базы и методов исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
2.3 Рекомендации по формированию представлений о себе у подростков в коллективной творческой деятельности 26
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение 36
Фрагмент для ознакомления
2
В подростковом возрасте на формирование представлений о себе влияет множество факторов.
На самооценку подростков влияет не только личность их родителей, но и личность их учителей. По мере развития эго подростка он становится очень чувствительным к оценке взрослыми определенных черт личности, интеллекта и способностей. Для него характерна большая ранимость, часто болезненная реакция на критику. Иногда критика исходит от неуверенности в себе и неуверенности в собственных силах и способностях. Такие ситуации создают мощные аффективные переживания, которые могут проявляться в форме обиды на себя и меланхолии, приводящей к потере уверенности в себе. В виде вышеперечисленных эффектов эти переживания возникают в эмоциональный момент, могут быть скрыты у подростков и затем стать устойчивым состоянием их психики [18].
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которую не могут заменить родители, появляется у детей очень рано и усиливается с возрастом. Отсутствие сообщества сверстников у подростков негативно влияет на развитие коммуникативных навыков и самооценки. В подростковом возрасте общение со сверстниками становится совершенно другой деятельностью, темой которой является знакомство с другим человеком, знакомство с этим человеком и познание себя по отношению к нему.
Наряду с родительским домом школа является важнейшим институтом социализации. Класс – самая важная группа для подростка. Подростки вступают в отдельные личные отношения со сверстниками. Эти отношения основаны на чувствах симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения могут основываться на общих интересах, суждениях и отношениях. Статус подростка в системе личных отношений очень важен для него и оказывает сильное влияние на его поведение и самооценку. Отсутствие близких друзей негативно влияет на эмоциональное состояние подростка, приводя к одиночеству, неуверенности в себе и т. д. создает глубокие переживания, такие как. Плохой класс – одна из главных причин, почему дети бросают школу.
Я. Коменский, Л. Кольберг, А. В. Петровский, С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко установили, что коллектив оказывает большое влияние на формирование и развитие личности. Любая коллективная деятельность более эффективна, поскольку в коллективе выявляются особенности каждого ученика и сплоченность команды [6].
В процессе коллективного взаимодействия подростков у них развиваются общие цели, задачи и навыки решения проблем. Важным психологическим условием обучения является обучение в коллективах.
Технология коллективной творческой деятельности – это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей по гуманистическим принципам. Ее авторы – И.П. Иванов и Ф.Я, Шапиро. Ее цель – раскрепощение личности, формирование гражданственности, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание социально активной творческой личности [29].
Принципы технологии коллективной творческой деятельности:
- приоритет успешности каждого ребенка;
учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);
сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;
приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство);
превращение школы Знания в школу Воспитания [19].
Используя технологию коллективной творческой деятельности, применяются разные формы деятельности:
- социально-политическая КТД. Задача учителя – помочь учащимся использовать знания, полученные ими на уроках истории, обществознания, литературы, для нравственного становления и развития.
- трудовое КТД. Основная причина, по которой уделено так много внимания детскому труду, заключается в том, что подросток не может функционировать без помощи взрослых, производящих материальную деятельность. Создавая и реализуя концепцию работы, учащиеся применяют знания, умения и навыки, полученные на уроке и во внеклассной деятельности под руководством преподавателя, тем самым дополняя, расширяя и обогащая свой опыт. Основное направление работы учителя – развитие культуры труда, воспитание нравственного подхода к труду.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Айман Кашкуш Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // МНКО. - 2018. - №2 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 28.11.2022).
2. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореф. канд. псих. наук. / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
3. Богатырева М.Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2007. 25 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. – Москва : «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
5. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007. 332 с.
6. Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С. Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков // КПЖ. 2019. №5 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 18.06.2024).
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
8. Бондарева, М.Ю. Субъективное переживание эмоционального благополучия подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях / М.Ю. Бондарева, Е.Н. Ткач, В.А. Кузнецова // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2018. - №45. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-perezhivanie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-podrostkov-vospityvayuschihsya-v-raznyh-sotsialno-psihologicheskih (дата обращения: 17.02.2023).
9. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал – 2000. – № 2. – С. 54-59.
10. Волков, Т. Г. Психология самосознания / Т. Г. Волков. – Москва : Электронный курс, 2013. – 296 c.
11. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. – Москва : 2007. – С. 278-282.
13. Головей, Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. – Санкт-Петербург : Нестор - История, 2015. – 336 с.
14. Гребенникова Е.А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: изд-во Омской академии МВД России. 2012. Т. 50. № 3. С. 64–68.
15. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2000. 182 с.
16. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск, –1998. – 386 c.
17. Захарова, А. В. Генезис самооценки / А. В. Захарова. – Москва : Автореферат докторская дисертация, 1999. – 20 c.
18. Захарова, А. В. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова, М. Э. Боцманова // Начальная школа. – 1992. – С. 234.
19. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. –122 с.
20. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2006. 211 с.
21. Каутман Т. & Ватсон С.М. Половые различия в самооценке подростка: Исследование Доменов. Журнал генетической психологии. 2001; 162 (1): 93 - 117.
22. Кон, И.С. Открытие «Я» Историко-психологический этюд / И.С. Кон // Новый мир. - 1977. - № 8. — С. 176–195.
23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - 5-е изд. - Москва : Изд-во УРАО, 2007. - 175 с.
24. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника / А. И. Липкина. – Москва : Речь, 2005. – 35 c.
25. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2003. 214 с.
26. Маслоу, А. Психология личности / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с. 25.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина – Москва : «Академия», 2004. – 456 с. 27.
28. Мясищев, В.Н. «Психология отношений» / под ред. Бодылева. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.
29. Титов А.А. Коллективная деятельность на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческой активности подростков // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-deyatelnost-na-zanyatiyah-izobrazitelnym-iskusstvom-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения: 18.06.2024).