Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый результат является обобщающим показателем оценки эффективности или неэффективности функционирования организации и отражает все стороны ее деятельности.
Эффективное управление финансовыми результатами является основой для выстраивания и реализации стратегии и тактики работы организации, обоснования планов и эффективности принимаемых управленческих решений. Главная цель управления финансовыми результатами предоставление максимальной прибыли учредителям и акционерам компании.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли предприятия
Прибыль в настоящее время является довольно важной экономической категорией и основной целью любого коммерческого предприятия. Прибыль как экономическая категория, отражает чистый доход, который создан в сфере материального производства.
Прибыль – это разница между общими доходами фирмы и общими издержками производства .
В рыночной экономике прибыль занимает главное место, проявляя различные экономические связи в производственном процессе также выступая в качестве движущей силы и цели предпринимательской деятельности.
Увеличение прибыли превращает это основной стимул и основной источник экономического и социального развития предприятий. Прибыль помогает определить центральное место ее роль в развитии рыночной экономики. Сами предприятия заинтересованы в получении наибольшей прибыли.
Прибыль гарантирует доходность инвестированных денежных средств и в то же время является источником финансирования расходов, связанных с развитием производства и социальной сферы .
Прибыль имеет огромную социальную значимость. Для того, чтобы успешно функционировать в условиях рынка, величина прибыли, получаемой предприятием должна гарантировать постоянное развитие и увеличение конечных показателей деятельности. Это побуждает предприятия находить пути более удачной работы на рынке, на котором осуществляется реализация созданной продукции, работ и услуг.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятий и, как правило, представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а для всего предприятия – разницей между выручкой от продажи продукции и себестоимостью продаж .
Изменения в прибыли являются предметом большого анализа. В целом, высокая или растущая прибыль свидетельствует об успешном бизнесе, в то время как низкая прибыль может указывать на множество проблем, включая недостатки в управлении расходами.
Прибыль объективно необходима предприятиям и организациям для: установления своей экономики, всевозможных производственных целей, расширения материально-технической базы, увеличения своего оборотного капитала, а также создания средств, необходимых для различных нужд компании.
1.2 Методика и система показателей анализа прибыли организации
Эффективное управление прибылью предприятия означает создание организационно-экономических систем, которые обеспечивают это управление на предприятии, понимание главных механизмов получения прибыли и рентабельности, использование актуальных методов анализа и планирования. Неправильное применение методов управления может привести к негативных результатам, в следствие этого необходима более глубокая и тщательная проработка их теоретических основ.
На сегодняшний день большое количество организаций и предприятий практически не имеют комплексного теоретического развития, которое оправдывало бы создание механизма управления прибылью предприятий . Прибыльное управление предприятием – это процесс нацеливания на объект с целью достижения определенных финансовых результатов. Метод управления прибылью предприятия – это способ, которым субъект управления может влиять на исследуемый объект для получения конкретного результата. На предприятии управление прибылью осуществляется при помощи таких методов, как: формирование, распределение, планирование, распределение и использование прибыли.
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования. При планировании прибыли применяются все параметры бизнес – плана и определяется финансовый результат от всей деятельности предприятия. Важно осознать существенную взаимосвязь планирования прибыли с параметрами финансовой, хозяйственной и производственной деятельности предприятия.
В отечественной доктрине методологию управления прибылью компании традиционно исследуют в пределах системного подхода с выделением объекта, субъекта и методов управления. В пределах данного подхода объектом являются процессы образования и распределения прибыли, субъектом – управляющие органы компании и отделы управления компанией. Методы управления в границах поименнованного подхода систематизируются согласно функциям управления на методы учета, анализа, планирования, регулирования и контроля.
Разные моменты методологии управления прибылью компании исследовались многими экономистами, в числе которых можно отметить Г.Е. Каратаеву . Ее исследование базировалось на разработке методологии и учетно-аналитическом обеспечении управления прибылью для строительных компаний. В.В. Сыроижко представил финансовые методы управления прибылью , применительно к финансовому анализу работы компании, М.В. Васильева – управление прибылью в целях налогового планирования , Е.Н. Чижова разрработала модели прибыли , С.В. Федотова предложила систему управления прибылью в своей работе по исследованию особенностей управления прибылью компании, Л.А. Пасечко – методология коммерческой работы компании , А.М. Емельянов, Е.А. Шакина, Д.Л. Волков – управление стоимостью компании в рамках исследования корпоративной финансовой аналитике акционерных обществ и др.
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
Первый гипермаркет «Глобус» в России был открыт в 2006 году в подмосковном городе Щелково. Сегодня торговая сеть «Глобус» насчитывает 20 гипермаркетов, расположенных в Центральном Федеральном округе.
Ассортимент каждого гипермаркета «Глобус» насчитывает более 65 000 товаров, в том числе, около 1500 наименований продукции собственных торговых марок: «Глобус», «Глобус Вита», «Ромашкин луг», «Ваш выбор». Поставщиками сети являются более 1900 зарубежных и отечественных компаний, среди которых производители из регионов присутствия гипермаркетов «Глобус». Ежедневная посещаемость одного гипермаркета «Глобус» составляет от 15 000 до 30 000 человек, большинство из которых постоянные покупатели. К услугам клиентов «Глобус» вместительная парковка, собственный Ресторан самообслуживания, детская игровая комната, магазины и сервисные предприятия в молле гипермаркета. Особая часть «Глобус» - Собственное производство полного цикла в стенах каждого гипермаркета: Мясной цех, Рыбный ряд, Пекарня, Кулинария, Суши и роллы, Кондитерская и Ресторан. ООО «Гиперглобус» расположено по адресу: 141109, Московская Область, г. Щёлково, пр-кт Пролетарский, д. 18.
Основные экономические деятельности ООО «Гиперглобус» приведены ниже в таблице 2.1.
В 2023 г. ООО «Гиперглобус» увеличило объемы деятельности, что отражает повышение выручки. Рассматривая изменение эффективности ресурсов предприятия, отмечены разнонаправленные изменения показателей. Использование основных фондов улучшилось в 2023 г., о чем свидетельствует рост фондоотдачи в размере 0,31 руб. выполненных работ на рубль основных средств. Улучшилась и производительность труда, ее увеличение в 2023 г. составило 0,33 млн. руб. на одного работника, в 2022 г. наблюдался рост на 1,41 млн. руб. на сотрудника.
2.2 Оценка формирования прибыли организации
Для анализа состава и оценки динамики показателей доходов была составлена таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности ООО «Гиперглобус» которые приведены в таблице 2.3.
Необходимо отметить, что в целом доходы ООО «Гиперглобус» за 2023 г. имели положительную динамику. Рост в 2022 г. составил 15,3% в 2023 г. наблюдалось увеличение на 5,8%. Состав и структура доходов ООО «Гиперглобус» за 2021-2023 гг. позволяют говорить, что ключевым элементом доходов компании является выручка, которая на протяжении исследуемого периода составляла 98,6%, 97,9% и 97,7% соответственно.
Как показано на рисунке 3 в структуре выручки организации преобладает розничная торговля товарами и реализация услуг, по итогам 2023 г. они формировали 75,8%; 23,2% выручки приходится на розничную торговлю продукцию, оставшийся 1% - доходы от сдачи в аренду. При этом необходимо отметить, что такая структура доходов организации сохраняется за 2021-2023 гг.
Для оценки масштабов деятельности и финансовых возможностей организации проведем оценку финансовых результатов ООО «Гиперглобус», которые представлены в таблице 2.4.
Проанализировав данную таблицу мы можем наблюдать, что выручка на протяжении рассматриваемого периода имеет тенденцию роста. Так в 2022 г. выручка увеличилась на 13,6% по сравнению с 2021 г., в 2023 г. показатель вырос на 5,6% к 2022 г., что свидетельствует о существенном росте объемов продаж организации.
Анализируя себестоимость продаж можно сделать вывод, что на протяжении всего исследуемого периода она повторяет динамику выручки организации. В 2022 г. себестоимость продаж увеличилась на 12,3% по сравнению с 2021 г., в 2023 г. себестоимость продаж возросла на 5,1% по сравнению с 2022 г. Увеличение выручки обеспечивает рост валовой прибыли организации и создает возможность увеличения цен.
Далее проведем анализ такого показателя, как валовая прибыль. Валовая прибыль в 2022 г. по сравнению с 2021 г. увеличился на 17,2%. В 2023 г. по сравнению с 2022 г. организация получила валовую прибыль в размере 38325 млн. руб., что говорит нам о росте уровня рентабельности продаж, увеличение уровня эффективности труда или применении правильной логистики.
Если рассматривать коммерческие расходы, то по сравнению 2021 г. к 2022 г. мы видим увеличение коммерческих расходов до 19154 млн. руб. (на 21,1%), а по сравнению 2022 г. в 2023 г. коммерческие расходы увеличились до 20706 млн. руб. (на 8,1%), увеличение затрат говорит нам о повышение прибыльности и рентабельности организации.
Снижение управленческих расходов главная задача компании, ведь именно от величины расходов будет зависеть прибыль от продаж, таким образом, мы можем наблюдать увеличение управленческих расходов за рассматриваемый период. В 2022 г. показатель возрос на 21,1% по сравнению с 2021 г., в 2023 г. увеличение составило 4,3% к 2022 г. до 6246 млн. руб.
Прибыль от продаж - это сумма дохода, которую предприятие получает от своей основной деятельности. За рассматриваемый период прибыль от продаж увеличился с 9581 млн. руб. в 2021 г. до 11373 млн. руб. в 2023 г., при этом в 2023 г. наблюдался его рост на 6,5% относительно 2022 г.
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Основные резервы роста прибыли организации
Рассмотрим предложенные мероприятия более подробно. Увеличить сбыт продукции за счет маркетинговой деятельности.
Маркетинговую деятельность осуществляет отдел маркетинга. Однако если у отдела продаж есть проблемы со сбытом продукции, они могут предложить свою программу по активизации сбыта продукции на рассмотрение начальнику отдела маркетинга.
Анализ продаж ООО «Гиперглобус» показал, что у организации есть проблемы со сбытом продукции в рамках определенных позиций, а именно:
- деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
- деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
- деятельность центров обработки телефонных вызовов.
Данные позиции плохо продаются, преимущественно из-за того, что в данном сегменте продаж достаточно много конкурентов, они становятся мало интересны покупателям, перенасыщение услуг на рынке, в том числе и слабая активность продавцов отдела продаж.
Прежде всего, необходимо активизировать сбыт по данным категориям. Для этого необходимо провести ряд мероприятий:
- организовать акции, которые будут способствовать подключению новых клиентов, и одновременно продажам мало ликвидных направлений;
- устраивать дни распродажи не только с «черную пятницу»;
- максимально проинформировать покупателей о новых акциях, распродажах.
Самым актуальным способом продаж являются акции и специальные предложения, которые дают потребителям дополнительные выгоды и преимущества.
Для того чтобы привлечь новых клиентов можно предложить следующую акцию «Все включено».
Суть акции будет заключаться в том, что помимо подключения новый клиентов сможет дополнительно получить:
- бесплатную установку и обслуживание программного обеспечения в течение 6 месяцев;
- пакет бесплатный приложений от ООО «Гиперглобус»;
- подарок от офиса продаж, например «наушники» к смартфону;
- возможность выиграть телевизор (для этого необходимо будет заполнить анкету и стать участника розыгрыша);
- новым клиентам будет доступна скидка 25% на отдельные категории продукции.
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Обобщим затраты по предложенным мероприятиям. Расчет затрат необходимо сделать с учетом следующих данных:
- планируется, что за счет акции «Все включено» в год офис продаж сможет подключить около 600 новых клиентов;
- маркетинговая деятельность по сбыту продукции рассчитывается на год;
- стоимость обучения персонала не зависит от количества человек.
Расчеты затрат представлены в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль – это показатель доходности, который является основным интересом владельца предприятия в процессе формирования дохода от производства товаров или услуг. Изменение финансовых результатов являются предметом большого анализа. В целом, высокий или растущий финансовый результат свидетельствует об успешном бизнесе, в то время как низкое значение может указывать на множество проблем, включая недостатки в управлении расходов, взаимодействии с клиентами и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165.
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/?ysclid=ls5rakak61341360450.
3. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 214 с.
4. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность: учебное пособие: для студентов, обучающихся по специальности Экономическая безопасность / К.Б. Беловицкий. - М.: Дашков и К°, 2023. – 586 с.
5. Василаки Ф.И. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия / Ф.И. Василаки, Л.Р. Курманова // Наука и образование: новое время. – 2021. – №1 (18). – С. 325-327.
6. Волощук Л. А. Факторный анализ прибыли как инструмент управления финансовыми результатами предприятия / Л. А. Волощук, С. И. Ткачев, О. В. Дойных // Учетно-аналитическое, налоговое и финансовое обеспечение развития АПК : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 ноября 2023 года. – Саратов: Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, 2023. – С. 19-24.
7. Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман ; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 117 с.
8. Дьяков И. В. Методологические основы управления финансовыми результатами деятельности организации / И. В. Дьяков, Е. А. Пасько // Актуальные исследования. – 2023. – № 5(135). – С. 111-113.
9. Жилкина А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 285 с.
10. Козлова К. А. Совершенствование управления финансовыми результатами деятельности рекламного агентства / К. А. Козлова // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2023. – № 17. – С. 340-344.
11. Корнеева И. В. Экономика организации. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 123 с.
12. Салаева Л. К. Управление финансовыми результатами организации (на примере ООО «Доктор Кар») / Л. К. Салаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 7. – С. 388-396.
13. Сметанко А.В. Теоретические аспекты раскрытия сущности и значения учета финансовых результатов / А.В. Сметанко, К.Е. Судакова // Научный альманах. – 2022. – №10 (24). – С. 286-288.
14. Сорокотягина В. Л. Управление финансовыми результатами деятельности предприятия / В. Л. Сорокотягина, О. А. Гаврилова, А. Д. Першин // Сборник научных работ серии "Экономика". – 2023. – № 32. – С. 190-197.
15. Сыроижко В.В. Финансовые методы управления прибылью / В.В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2022. - № 2. - С. 62-66.
16. Таусова И.Ф. Финансовый результат, как экономическая и учетная категория / И.Ф. Таусова, Н.А. Шантыз // Научный альманах. – 2019. – №9 (35). – С. 89-92.
17. Уксуменко А.А. Управление финансовым результатом коммерческой организации / А.А. Уксуменко, Ю.С. Мишина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследования. – 2020. – №8. – С. 157-160.
18. Управление и учёт финансовых результатов организации / С. Л. Яблочников, Ф. В. Дзодзикова, Л. М. Кубатиева [и др.]. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – 94 с.
19. Федоров А. В. Методы повышения результативности контроля за формированием финансовых результатов / А. В. Федоров // Актуальные проблемы финансового менеджмента, бухгалтерского учета, анализа, контроля и налогообложения в нефтегазовом комплексе : Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, представленных на 8-й национальной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2023. – С. 129-137.
20. Фомин П. В. Комплексный подход к анализу финансовых результатов организации / П. В. Фомин // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2023. – № 2-2. – С. 170-174.
21. Чеботарева М. П. Управление финансовыми результатами экономического субъекта в условиях цифровизации / М. П. Чеботарева // Мир и Россия в условиях новой реальности : МАТЕРИАЛЫ ХX ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Липецк, 19 апреля 2023 года. Том 2. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС", 2023. – С. 372-376.
22. Чижова Е.Н. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.Н. Чижова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 3. - С. 96-100.