Фрагмент для ознакомления
2
Под влиянием современных коммуникационных технологий (интернет, мобильная связь) мы наблюдаем значительные перемены в принципах межличностного и межгруппового взаимодействия, а также в самоорганизации общества. Эти изменения приводят к тому, что взаимодействия становятся все менее зависимыми от географического положения, социального статуса, этнической или религиозной принадлежности пользователей или любой иной материальной конкретики.
Широкое распространение интернет-коммуникаций в России в настоящее время вызывает активные обсуждения на различных уровнях. Эта тема интересует психологов, медиков, филологов, социологов, военных, философов, политологов, программистов и других специалистов в области информационных технологий. Интернет-общение превратилось в социальную реальность почти всей страны и определило новые направления прикладных социально-психологических исследований.
Очевидные особенности интернет-коммуникаций способствовали увеличению числа исследований в данной области, охватывающих различные дисциплины. В последние десятилетия интернет-общение выделилось как особый вид дискурса и практики общения.
Особенно актуальна проблема взаимодействия современной молодежи в мегаполисах. В условиях быстрого ритма жизни в крупных городах человек сталкивается с высоким психологическим давлением.
Такие факторы, как повышенная скученность, замкнутые пространства, нехватка солнечного света и природных зон, скорость и шум городского транспорта, неблагоприятная экологическая обстановка, сложность и продолжительность передвижений по городу — создают для личности своего рода психологическое давление. Быстро происходящие в мегаполисах изменения способствуют высокой утомляемости и стрессу, и для сохранения своего психологического здоровья люди вынуждены дистанцироваться от внешних раздражителей.
Целью курсовой работы является проанализировать адаптацию методов рекламной коммуникации в социальных сетях к изменениям психологических особенностей современных тинэйджеров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности интернет-коммуникаций в современной психологии;
- проанализировать виды интернет-коммуникаций, их популярность и значение в современном обществе;
- проанализировать социальное поведение как проявление социально-психологических особенностей личности;
- проанализировать психологические особенности молодежи, ее социальное поведение;
- исследовать роль интернет-коммуникаций в регуляции социального поведения молодых пользователей;
- рассмотреть организационно-методическое обоснование исследования;
- провести анализ результатов эмпирического исследования.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод, что данная тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего рассмотрения.
Объектом курсового исследования являются методы рекламной коммуникации.
Предметом исследования является адаптация методов рекламной коммуникации в социальных сетях к изменениям психологических особенностей современных тинэйджеров.
Для изучения выбранной темы, возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка эффективности рекламной деятельности.
Научная новизна курсовой работы состоит в теоретико-методологическом обосновании авторской концепции продвижения товаров за счет адаптация методов рекламной коммуникации в социальных сетях к изменениям психологических особенностей современных тинэйджеров.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
1 Характеристика интернет-коммуникаций как современного средства обращения
1.1. Понятие и особенности интернет-коммуникаций в современной психологии
Электронная коммуникация прочно вошла в повседневную жизнь современного человека. Увеличение популярности цифровых сетей требует пересмотра способов взаимодействия с учетом новейших технологических достижений.
Ученые интересуются тем, как особенности общения в онлайн-сетях сказываются на пользователях [1, с. 40; 2, с. 315].
Например, Н.Н. Богомолова отмечает несколько характеристик общения в условиях массовой коммуникации, включая использование технических средств, взаимодействие больших социальных групп, нехватку мгновенной обратной связи, анонимность и разрозненность аудитории [3].
Л.Н. Мун подчеркивает, что в интернете возникают свои "коммуникативные сбои", выразившиеся в отсутствии эмоций и прямых реакций, что создает трудности в восприятии собеседника и формировании его образа [4].
Среди психологических особенностей интернет-коммуникаций часто упоминаются следующие [5]: усиленная вербальная активность из-за минимальных коммуникативных барьеров и невозможности молчания; фрагментарность и мозаичность общения; участники быстро переключаются между темами, общаются короткими и эгоцентричными фразами.
Существует специфический этикет и язык общения.
Пользователи начисляют эмоциональную окраску текстам, используя слова и символы для выражения эмоций. Эмоциональное состояние во время общения характеризуется погруженностью в процесс, изменением объекта деятельности, чувством удовольствия, потерей ощущения времени и контролем за ситуацией.
Таким образом, интернет-коммуникация выделяется своей вербальной активностью, фрагментарностью, спецификой этикета и эмоциональностью, а также возможной анонимностью.
Психологические исследования давно интересуются вопросом "Зачем люди используют интернет?". А.Е. Войскунский выделяет три основные потребности, удовлетворяемые через интернет: коммуникативная, познавательная и игровая [1].
Коммуникативная потребность реализуется в электронной почте, чатах, форумах и прочих формах общения. Познавательная потребность удовлетворяется через чтение новостей, поиск информации и дистанционное обучение. Игровую потребность удовлетворяют индивидуальные и групповые онлайн-игры.
Отдельно можно выделить такие особенности интернет-общения, как анонимность, выражающаяся в недостоверности информации о собеседнике и возможности конструирования различных самопрезентаций. В неформальных контекстах это приводит к сокрытию истинной информации или ее искажению.
Процессы межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальных сигналов сильно зависят от стереотипов и желаемых качеств партнера.
Контакты в интернете добровольны и легко прерываются по желанию участника. Эмоциональный компонент общения часто затруднен, но пользователи стремятся компенсировать это, создавая знаки и описания эмоций.
Интернет также позволяет пользователям проявлять нетипичное для них поведение, проигрывать нереализуемые роли и сценарии. Физическое отсутствие в сети наряду с анонимностью открывает возможности для представления недостоверной информации о себе и фантазирования о собеседнике, особенно в неформальном общении. В итоге анонимность ведет к стиранию границ и барьеров, обычно зависящих от пола, возраста, социального статуса и внешности [3].
Можно сделать вывод, что анонимность в интернет-коммуникации имеет множество последствий.
При общении через интернет теряется значение невербальных средств передачи информации. Хотя в текстовых сообщениях можно использовать "смайлики" для выражения эмоций, отсутствие физического присутствия участников позволяет не только скрывать свои истинные чувства, но и имитировать те, которых в действительности не испытываешь [3].
Это приводит к возникновению проблемы виртуальной идентичности.
Восприятие человека через интернет отделено от основных социальных категорий, таких как пол, расовая принадлежность, возраст и социальный статус, что способствует созданию виртуальных личностей.
В текстовой онлайн-коммуникации люди нередко придают себе определенные характеристики, создавая так называемые "виртуальные личности".
1.2. Виды интернет-коммуникаций, их популярность и значение в современном обществе
В настоящее время существует множество источников, каналов и подходов к рекламе, включая контекстную рекламу, таргетированную рекламу, рассылки по электронной почте, SEO, интеграцию с блогерами, нативную рекламу, баннеры, видео, входящий маркетинг и аутрич.
Анализ эффективности рекламы поможет принять правильные стратегические решения и определить наиболее экономически эффективные методы и каналы продвижения.
Хорошие результаты рекламной кампании - это комплексное понятие. Однобокий подход к оценке рекламы чреват формированием неполной картины. Распространенная ошибка - смотреть на стоимость клика и конверсии и забывать о других важных показателях. Например, любая рекламная кампания имеет долгосрочный эффект. Общая отдача от рекламы меняется по мере того, как пользователи возвращаются на сайт через неделю или месяц, совершают повторную покупку или приводят друга. Это значит, что вам необходимо изучать эту информацию в системе аналитики.
Важно оценивать эффективность рекламной кампании, исходя из целей, которые вы поставили перед ее запуском.
Например:
- Получение прямых продаж.
- Генерировать трафик только на один этап воронки продаж,
- Вернуть посетителей в брошенную корзину,
- Повысить узнаваемость бренда.
Все вышеперечисленное - это ваши контрольные показатели, индикаторы эффективности кампании или KPI, как их называют маркетологи. В каждом случае необходимо оценивать разные показатели, чтобы понять, достигли ли вы поставленных рекламных целей.
Например, для повышения узнаваемости бренда важно количество показов рекламного сообщения, а для распродажи партии столов ручной работы эта метрика не важна, пока не произойдет конверсия в заявку на сайте.
Для оценки информационной составляющей используются следующие методы:
- Опросы
- Фокус-группы
- Наблюдения с помощью сквозного анализа;
- A/B-тестирование основных целей рекламной кампании.
Финансовая составляющая выражается в размере прибыли, полученной в результате проведения рекламной кампании. Для оценки ее эффективности используются следующие показатели:
- ROI и ROMI;
- Рентабельность рекламных расходов ROAS;
- жизненный цикл клиента LTV.
Очевидные особенности интернет-коммуникаций способствовали увеличению числа исследований в данной области, охватывающих различные дисциплины. В последние десятилетия интернет-общение выделилось как особый вид дискурса и практики общения.
Глава 2. Психологические особенности социального поведения молодежи, обусловленные спецификой организации интернет-коммуникаций
2.1. Социальное поведение как проявление социально-психологических особенностей личности
Поведение- это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которой являются его нужды. Человеческое поведение отличается от животного своей общественной природой, осознанностью, активностью, созидательной направленностью и целеполагающим, произвольным характером.
Структура социального поведения:
Акт поведения – это единичное проявление деятельности, элемент действия;
Социальные действия – это поступки, совершаемые личностями или социальными группами, которые имеют общественное значение и предполагают общественно детерминированную мотивацию, намерения и отношения;
Поступок – осознанное действие личности, которое понимает его социальное значение и исполняет согласно принятому намерению;
Деяние – совокупность поступков личности, за которые она несёт ответственность.
Виды социального поведения личности:
1) По системе общественных отношений:
- Производственное поведение (трудовая, профессиональная деятельность);
- Экономическое поведение (потребительские, распределительные, предпринимательские, инвестиционные и другие действия в сфере экономики);
- Социально-политическое поведение (политическая активность, отношение к власти, бюрократическое поведение, участие в выборах и другие);
- Правовое поведение (законопослушное, противоправное, девиантное, криминальное поведение);
- Нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и другие аспекты);
- Религиозное поведение.
2) По времени осуществления:
- Импульсивное;
- Вариабельное;
- Длительно осуществляемое.
- Субъектами регуляции социального поведения личности являются общество, малые группы и сама личность.
Факторы, регулирующие поведение:
1) Внешние факторы:
- Социальные явления (общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественное настроение, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);
- Общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и др.);
- Духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);
- Политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);
- Правовые факторы (право, закон);
- Социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления, личностные составляющие).
2) Внутренние регуляторы поведения:
- Когнитивные процессы;
- Устная и письменная речь;
- Специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);
- Психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);
- Психологические качества личности (внутренний локус контроля, мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);
- Социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение, технологии рекламы и пропаганды и др.).
2.2. Психологические особенности молодежи, ее социальное поведение
Давайте проанализируем характерные черты и особенности современной молодежи.
Взгляд молодежи на окружающий мир. Молодежь формирует свою собственную реальность, не сталкиваясь с существенными преградами и строгими рамками. Это становится возможным благодаря прогрессу в области коммуникационных технологий. Современные молодые люди склонны оспаривать многие социальные нормы, ограничения и запреты [3].
Самоощущение молодежи. Влияние интернета, соцсетей, видеоигр, ТВ и СМИ приводит к тому, что молодые люди начинают подражать известным личностям. Они стремятся к принадлежности к определенным группам и часто становятся преданными фанатами.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.
Алешникова В.И. Введение в маркетинг территорий. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2023. 272 с.
Амабиле Т., Бефар К., Бретт Ж. Управление командой. М.: Альпина Паблишер. 2024. 220 с.
Антонова Н.В., Патоша О.И. Психология потребительского поведения, рекламы и PR. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2024. 325 с.
Аржанова К.А., Качалова А.С., Писклакова Л.Д., Файзуллина А.В. Влияние маркетинговых трендов и их применение при продвижении компаний. Монография. Новосибирск: Изд. ООО «СибАК». 2023. 134 с.
Асланов Т. Я знаю, что им ответить. Как правильно работать с негативными отзывами и комментариями в интернете. М.: Эксмо. 2023. 208 с.
Ачкасова В.А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для вузов / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. А. Быкова. М.: Юрайт, 2023. 163 с.
Бондаренко, В.А. Вопросы коммуникационной политики и использования малобюджетных маркетинговых коммуникаций в качестве инструмента продвижения в малом бизнесе: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 39. – С. 751-755.
Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: теория и практика. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 570 c.
Гордеева, О.В. Маркетинговые стратегии как элемент формирования имиджа организации // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер.: Экономика. – 2021. – № 3 (45). – С. 104-106.
Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. —559 с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).
Дергузов, Э.А. Организация маркетинговой деятельности на предприятии // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского гос. ун-та. – 2021. – № 1 (6). – С. 93-97.
Домнин, В. Н. Брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Н. Домнин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2023. 493 с.
Зимина, И.П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом // Управленческие науки. – 2020. – № 1. – С. 48-51.
Казаков С.П. Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства. Монография. М.: РИОР. 2023.98 с.
Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. 315 с.
Кихтан, Я.В. Исследование инструментов внутренних коммуникаций // Профессионал года. – 2019. – 123 с.
Маркетинг в коммерции: Учебник для вузов, 7-е изд. /Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В., под ред. Л.П.Дашкова/. М.: Дашков и К. 2024. 134 с.
Маргарет М., Кэрол П. Герой и бунтарь. Как использовать архетипы на пользу бизнесу и творчеству. М.: Бомбора. 2023. 432 с.
Маркетинг: учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко, О. С. Веремеенко, О. Г. Алешина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 380 с.
Ойнер О.К. Современные потребительские тренды и удовлетворенность потребителя. М.: Инфра-М. 2023. 142 с.
Трубицина, В.А. Роль маркетинга в деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 34. – С. 245-249.