Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты применения инновационных педагогических технологий. Актуальность изучения педагогических технологий обусловлена их способностью помочь учителям и ученикам достичь поставленных целей, гуманизировать образование, применять личностно-ориентированный подход и развивать творческие способности учащихся. Это особенно значимо в свете динамичного развития системы образования на современном этапе.
Объект исследования – педагогические технологии.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты использования инновационных педагогических технологий.
Цель работы – изучение различных аспектов использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
Рассмотреть понятие технологии
Изучить теоретические подходы к развитию способностей в педагогическом процессе
Классифицировать технологии в аспекте развития способностей учащихся
Исследовать теоретические и практические аспекты применения инновационных педагогических технологий (на примере проектной, дифференцированной, кейс-технологий и модульной технологии).
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанными психологами и педагогами (Теплов Б.М., Выготский Л.С.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д.), теория деятельности (Рубинштейн С.Л. Шадриков В.Д.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Орф. К., Радынова О.П.).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
1.Теоретические аспекты проблемы современных педагогических технологий
1.1.Понятие педагогической технологии
В настоящее время в исследованиях М.Г. Гарунова, В.С. Кагерманьяка, Т.С. Назаровой достаточно полно и глубоко рассмотрена проблема эволюции понятия «технология». Согласно данным М.Г. Гарунова и B.C. Кагерманьяка, Т.С. Назаровой большинство отечественных ученых педагогов (В.П. Беспалько, В.П. Околелов, А.Я. Савельев, Ю.Г. Татур; психологов (Н.Ф Талызина) и зарубежных педагогов (Ч. Куписевич, И. Марев, В. Оконь, Л. Сенеша, Ф. Янушкевич); считают, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, и в этом отношении она развивает классическую дидактику. Это развитие, по мнению ученых, выражено в следующих принципах: структурной и содержательной целостности технологии, ее диагностической направленности, завершенности, социо- и природообразности, интенсивности всех процессов [23].
Вместе с тем, согласно работам Т.С. Назаровой, «технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач». Исследованиями известного отечественного философа А.А. Касьяна установлено, что технология является важным элементом человеческой деятельности, однако никакая деятельность не исчерпывается ее технологической составляющей. Поэтому технология обучения - необходимый, но недостаточный момент в реализации идеи повышения эффективности процесса обучения и воспитания. Необходимость технологизации человеческой деятельности обосновывается и исследованиями В.И. Беспалько. По его мнению «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [21].
Педагогическая технология - это новое направление в развитии педагогической науки. Основная цель педагогической технологии - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Это направление зародилось более тридцати лет назад в США и в 70-80-е годы охватило практически все развитые страны, в том числе Россию.
В развитии понятия «технология» можно выделить следующие хронологические рамки:
- до середины 50-х гг. XX века - используется термин «технология в обучении». Под технологией в обучении понимается его технизация, т.е. применение различных технических средств обучения;
- с середины 50-х гг. XX века - используется термин «технология обучения». Под технологией обучения понимается особый «технологический подход» к построению обучения в целом. Первым детищем этого направления явилось программированное обучение;
- 60-е гг. XX века - используется «технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения [28];
- 70-е гг. XX века - используется термин «педагогическая технология», под воздействием системного подхода уточняется общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации стали использоваться в педагогической литературе и получили более 300 формулировок [21].
На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание понятия «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:
- педагогическая технология - «это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируется ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата» (Ф.А. Фрадкин)
- технология - это способ организации, образ мыслей о материалах, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина», это проверка экологических возможностей проблемы. Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» (И.Я. Лернер) [30]
- технология - это «способ системной организации образовательной деятельности в различных областях знания, культуры, окружающем мире, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании систематизированного инструментария» (Т.С. Назарова)
- технология в педагогическом процессе - это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компановку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение интересов современной политики государства в области высшего профессионального образования в России» (Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов);
- «...технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения)» (М.В. Югарин) [29];
- педагогическая технология - это: содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса; совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности (В.П. Беспалько);
- технология обучения - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО) [18].
Анализ приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы. Это, в свою очередь, обусловлено теми методологическими ориентирами, с позиций которых исследуется педагогическая технология как явление педагогической реальности [19].
В широком педагогическом смысле под педагогической технологией понимается проект педагогической системы, реализуемый на практике. В узком педагогическом смысле педагогическая технология представляет собой интегративную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающих целеопределение, содержательные, информационные, предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств обучаемых. Данного определения мы придерживались в процессе исследования технологического подхода к обучению как средства повышения качества образования.
Специфические черты технологии обучения состоят в следующем:
- разработка диагностически поставленных целей обучения;
- строгая ориентация всех учебных процедур на достижение учебных целей;
- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов, коррекция обучения;
- воспроизводимость обучающих процедур, главной особенностью технологического построения учебного процесса (ключом к его пониманию) является последовательная ориентация на четко определенные цели.
В целом, любая педагогическая технология должна удовлетворять следующим основным методологическим требованиям (критериям технологичности) [13].
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов [14].
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [22].
Фрагмент для ознакомления
3
Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология : учебник для вузов / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14692-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544453 (дата обращения: 19.06.2024).
Алдошина, М. И. Современные проблемы науки и образования : учебное пособие для вузов / М. И. Алдошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12038-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541021 (дата обращения: 19.06.2024).
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16160-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530545 (дата обращения: 19.06.2024).
Байкова, Л. А. Актуальные проблемы современного образования : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова, Е. В. Богомолова, Т. В. Еременко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11330-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541939 (дата обращения: 19.06.2024).
Барабанова С.Ю. Творческий подход на уроках математики при дифференцированном обучении // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №5. - 2019. С.31-35.
Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 148 с.
Бермус, А. Г. Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543054 (дата обращения: 19.06.2024).
Вальцева Ю.В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку // Проблемы педагогики. 2019. -№1 (1). - С.34-38.
Ведерникова, Л. В. Практико-ориентированная подготовка педагога : учебное пособие для вузов / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13454-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543720 (дата обращения: 19.06.2024).
Диева, Е. Е. Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками / Е. Е. Диева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69878/ (дата обращения: 19.06.2024).
Зобков, В. А. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков, Е. В. Пронина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14676-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544475 (дата обращения: 19.06.2024).
Исаев, Е. И. Педагогическая психология : учебник для вузов / Е. И. Исаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 385 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17762-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535786
Исенина, Е. И. Гуманизация обучения в школе : учебное пособие для вузов / Е. И. Исенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11788-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542591 (дата обращения: 19.06.2024).
Использование деятельностного подхода в проектах цифровой трансформации в образовании : учебное пособие для вузов / Л. О. Смирнова [и др.] ; под редакцией Л. О. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15409-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544634 (дата обращения: 19.06.2024).
Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 178 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07965-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540191 (дата обращения: 19.06.2024).
Лошакова, Ю. Ю. Проектные технологии в образовании / Ю. Ю. Лошакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88319/ (дата обращения: 19.06.2024).
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14810-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543653 (дата обращения: 19.06.2024).
Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18756-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545508 (дата обращения: 19.06.2024).
Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515005 (дата обращения: 19.06.2024).
Полина, Л. Н. Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта) / Л. Н. Полина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66083/ (дата обращения: 19.06.2024).
Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для вузов/ С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 126 c.
Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе : практическое пособие / О. В. Коршунова [и др.] ; ответственные редакторы О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-12678-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543087 (дата обращения: 19.06.2024)
Симановский, А. Э. Психология обучения и воспитания : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18787-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545781 (дата обращения: 19.06.2024).
Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18788-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545782 (дата обращения: 19.06.2024).
Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541804 (дата обращения: 19.06.2024).
Тюков, А. А. Психология образования : учебное пособие для вузов / А. А. Тюков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08831-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541378 (дата обращения: 19.06.2024).
Факторович, А. А. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513663 (дата обращения: 19.06.2024).
Фуряева, Т. В. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540075 (дата обращения: 19.06.2024).
Черемошкина, Л. В. Психология школьника: закономерности воспроизведения учебного материала : учебник и практикум для вузов / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12048-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542398 (дата обращения: 19.06.2024).
Юркина, Л. В. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13549-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543520 (дата обращения: 19.06.2024).