Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема: Мы живём в XXI веке – веке технологий. Помимо того, что сегодняшняя молодёжь воспитывалась людьми с постсоветского пространства, так и ещё к этому новые технологии, а в частности интернет позволили нам не просто перенимать политический опыт от старшего поколения, но и самим изучать его через обсуждения в интернете, изучение специальной литературы. С появлением интернета появилось очень много источников информации, благодаря которым можно ознакомиться с множеством видов политических установок. Очевидным будет сказать, что смена эпохи повлияла на умы молодых людей, на их политическое мировоззрение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1. Природа, сущность и структура политических ориентаций
Политические ориентации (англ. political attitudes) - предсказуемость субъекта политических отношений в отношении определенного восприятия политического объекта, влияющая на политическое поведение по отношению к этому объекту. Политические ориентации - одно из важнейших понятий политической науки. Он предполагает отношение человека к определенным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Совокупность политических ориентаций формирует политическую культуру.
В зарубежной политической науке существует термин «attitude» для обозначения политических ориентаций, которым трудно найти точное соответствие в русском языке. Для перевода этого термина обычно используются различные термины: «ориентации», «отношения», и т. д. Под этим термином чаще всего понимают предрасположенность субъекта к восприятию объекта, которая влияет на поведение этого объекта.
При изучении политических ориентаций в социальных науках выделяется несколько подходов. Г.А. Алмонд описывает политическую ориентацию как основную составляющую политической культуры и выделяет следующие элементы в ее структуре:
1 «когнитивные ориентации», то есть знания и убеждения относительной политической системы, ее роли и обязанности по отношению к этим ролям, то, что система берет из окружающей среды и что она дает;
2 «аффективные ориентации» или чувства в отношении политической системы, ее ролей;
3) «Оценочные ориентации», суждения и мнения по политическим объектам
При другом подходе политическая ориентация определяется как представления людей об их соответствующих потребностях, их целях и приемлемых для них средствах достижения этих целей. Согласно этому определению, политическая ориентация человека появляется как результат его вовлеченности в процессы, происходящие в сфере общественно-политической жизни.
Исходя из этих подходов, следует отметить, что политические ориентации - это ориентация индивида на определенные политические ценности, идеи, политические процессы, политические интересы, которые в совокупности являются внешними факторами, регулирующими мотивацию индивида и его поведение в политической сфере. Эта ориентация рассматривается как оценочно однозначная реакция субъекта на определенный по содержанию политический объект. Структура политических ориентаций представлена в виде рациональных, эмоциональных и волевых компонентов, позволяющих отделить политические ориентации от политических представлений и политических позиций в зависимости от роста в этом ряду удельного веса волевого компонента
Теория политической ориентации возникла из так называемого метода ценностной ориентации, который был разработан Клайдом Клакхоном в 1940-х и 1950-х годах. Современные исследователи широко используют этот метод при анализе всех аспектов политического поведения личности: от изучения неоднородности социальных ценностей до анализа влияния культурной неоднородности на политику.
1.2. Типы и функции политических ориентаций
Система личностной ориентации представляет собой взаимосвязанную когнитивную, эмоциональную и оценочную сеть ориентации. Как элемент системы, она выполняет функцию формирования личного мнения по конкретным политическим темам. Когнитивная ориентация интерпретируется как понимание человеком политического мира. Считается, что эмоциональная ориентация включает в себя чувства и переживание человека, связанные с определенными политическими явлениями.
Оценочная ориентация определяется как результат сочетания когнитивной и эмоциональной ориентации, которые представляют собой суждение человека о каком-либо предмете (политике). Рассматриваются общие характеристики (показатели) любого компонента системы ориентации личности:
1) содержание, а именно:
предметом может быть объект, такой как политическая система, политический процесс и т.д., или политические субъекты (политические лидеры и т.д.);
генетическая природа и источник ориентации;
2) важность целевых тем для отдельных лиц;
3) уровень сложности направления;
4) корреляция и соответствие между ориентациями;
5) целевой стимулирующий потенциал.
В узком смысле исследователи делят общую политическую ориентацию человека на множество категорий. В каждом конкретном случае количественные и качественные характеристики набора концепций, отражающих политическую ориентацию, варьируются в зависимости от конкретных обстоятельств исследовательской задачи. В то же время категории многих атрибутов и знаков, используемых для обозначения политической ориентации в современной микрополитике, полностью определены и в значительной степени типичны, используются в качестве общепринятых символов для представления личности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ
2.1. Агенты и факторы формирования политических ориентаций современной российской молодежи
Молодежь как социальная группа имеет свои критерии оценивания и характерные особенности, которые ее отличают от всех остальных групп в обществе. На данный момент молодежь анализируется с точки зрения нескольких критериев: возраста, психологических и социальных особенностей.
Влияние государства на молодежь может осуществляться косвенно - через создание необходимых условий для стимулирования определенных процессов в молодежной среде. Следует также отметить, что это влияние всегда носит целенаправленный характер. GMP фокусируется на: вовлечении молодежи в различные социальные практики; поощрение, поддержка деятельности и достижений молодежи во всех сферах общественной жизни и многое другое. Основная цель государственной молодежной политики-формирование конкурентоспособного молодого поколения россиян, под конкурентоспособностью понимается экономическая, социальная и культурная.
Эта область политики представляет собой обширный комплекс задач, наиболее важная из которых интерпретируется следующим образом: воспитание патриотической молодежи с независимым мышлением и конструктивным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующими высокую культуру, в том числе культуру международного общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, которые призваны способствовать благополучию страны, людей и их семей .
В качестве основы для молодежной работы в нашем государственном учреждении реализуются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе описаны проблемы и возможности развития современного молодого поколения, цели и основные принципы этой стратегии, приоритеты, задачи и многое другое.
В эпоху цифровых технологий поток информации охватывает практически весь мир, и информация распространяется во все уголки мира со скоростью кликов. В силу вышеуказанных причин и особенностей молодые люди участвуют в этих процессах очень быстро и активно, что представляет определенную угрозу стабильности и может привести к необратимым последствиям. Далее сосредоточимся на анализе молодежной политики России в цифровую эпоху. Обратим внимание на то, что новая цифровая эпоха, которую часто называют «информационным обществом», на самом деле является высшей стадией развития информационного общества. Это не только теоретическая концепция постиндустриального общества, но и исторический этап эволюции и развития цивилизации. Его отличительной особенностью является возрастающая роль информации, информатизация и оцифровка различных сфер общества, а также использование новых методов производства информационных и коммуникационных технологий. Это также глобальное информационное пространство, способствующее эффективному общению между людьми. Современное общество характеризуется интерактивностью. Молодежная политика направлена на достижение значительных результатов в современную цифровую эпоху, и этот аспект следует учитывать, поскольку молодежь играет особую роль в новом коммуникационном процессе. Например, по данным Росстата, они каждый день активно используют информационно-коммуникационные технологии и являются продвинутыми пользователями социальных сетей .
2.2. Политические ориентации студенческой молодежи Екатеринбурга: опыт эмпирического исследования
При ответе на первый вопрос анкеты «Интересуетесь ли Вы развитием политических событий в стране?» ответы респондентов распределились следующим образом:
Таким образом большинство респондентов проявляют пассивность в отношении развития политической ситуации в стране.
Отвечая на второй вопрос анкеты «По Вашему мнению, влияет ли политическая реклама на выбор электората?», 55% респондентов отметили, влияет, скорее влияет – 15 %, скорее не влияет – 10 %, не влияет – 5%, затрудняетесь ответить – 15%. Указанный вопрос подтверждает выводы, относительно самоопределения исходя из суждений и взглядов более окружения, на формирование таких суждений значительное влияние оказывают взгляды и убеждения большинства избирателей.
Таким образом на электорат оказывают существенное влияние индивидуально-личностные факторы. Рассматривая политическую рекламу как фактор социализации, необходимо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщения является не столько конкретный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих группу пользователей тех или иных компьютерных сетей.
Сегодня средства массовой информации стали значительной силой, способной отражать общественное мнение и влиять на власть. Таким образом, медиакультура выступает как посредник между обществом и государством, между государством и индивидом, государством и его гражданами, регионами и центром и т. д. Интернет и телевидение, безусловно, являются доминирующими каналами передачи информации. Они, с одной стороны, существенно трансформируют современную социокультурную реальность, а с другой-формируют потребителя – зрителя, его способ восприятия, мировоззрение, систему ценностей и т. д.
Интернет и телевидение порождают особую медиареальность, значение которой в жизни людей все время растет. Появление так называемой медиареальности можно считать одной из отличительных черт современной культуры. В эпоху «информационного общества» медиареальность во многих формах (форматах) сознания современного человека, в частности, такова, что она кажется более реальной, чем исходная реальность. Медиареальность часто характеризуют как «иную» или «вторую" реальность.
Параллельную реальность, породившую технический прогресс, Жан Бодрийяр определил как «гиперреальность», как картину мира, сконструированную средствами массовой информации. Фундаментальная трансформация глобального человека заключается в погружении в новую реальность, в новые условия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая ориентация (по логике Парсонса) – это те критерии, на основе которых делается выбор относительно конкретных моделей политического поведения. Политическая ориентация (следуя логике Клайда и Флоренс Клакхон) – это концепция внутренней организации, которая влияет на поведение индивидов и влияет на желаемые и нежелательные идеи во взаимоотношениях людей с государством и взаимоотношениях между политическими субъектами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, О.С., Ржанова, И.Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 121–133.
2. Батанина И.А., Бродовская Е.В. Категории «ценности» и «ценностные ориентации» в дискурсе политологического сообщества: к истории вопроса // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. С. 110−123.
3. Будко Д.А., Лукьянова Г.В. Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21. № 2. С. 184–194.
4. Гатиева А.М. Проблема формирования социально-политических ориентаций современной российской молодежи // Перспективы науки. 2021. № 12 (147). С. 98–102.
5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 688 с.
6. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Российская молодежь в контексте социологического анализа (Russian youth within the context of sociological analysis): [монография] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги; ФНИСЦ РАН. – Электрон.текст.дан. (объем 7,5 Мб). – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. – 263 с. – URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7555
7. Гулевич О.А. Психологический анализ политических ориентаций. Часть I. Определение, методы измерения и проблемы изучения // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 18–24.
8. Гулевич О.А. Психологический анализ политических ориентаций. Часть 2: Предикторы и последствия политических взглядов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 46–55.
9. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. – 304 с.
10. Евгеньева Т.В., Селезнёва А.В., Антонов Д.Е. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 2. С. 63–71.
11. Емельянова, Т.П., Тарасов, С.В. Эффекты межпоколенческой трансмиссии политических ориентаций // Новые психологические исследования. 2023. № 1. С. 75–92.
12. Жданов А.И., Прокопов В.А., Денега С.Е. Социологический анализ политической ориентации московской молодежи // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19597 (дата обращения: 21.03.2024).
13. Левашов В.К., Гребняк О.В., Новоженина О.П. Образы будущего в сознании российской молодежи: ценностные ориентации, цифровые инновации и социально-политические ожидания // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 2. С. 104–120.
14. Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. Чем гордится и чего стыдится молодежь в России? Роль базовых индивидуальных ценностей // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 3. C. 38–58.
15. Нестик Т.А. Образ будущего, социальный оптимизм и долгосрочная ориентация россиян: социально-психологический анализ // СоциоДиггер. 2021b. Т. 2. № 9(14): Горизонты будущего. С. 6–48.
16. Ростовская Т.К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. – Москва: РУСАЙНС, 2019. – 228 с.
17. Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. Динамика ценностных ориентаций молодежи в ее отношении к политическим институтам // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Новый Хронограф, 2017. С. 325–340.
18. Савруцкая Е.П. Ценностные ориентации молодежи в ее отношении к системе политических институтов современной России // Власть. 2017. № 5. С. 7–17.
19. Селезнева А.В. Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. М.: Аквилон, 2022. – 288 с.
20. Соломатин Я.И. Социологический анализ политических ориентаций молодежи российского мегаполиса // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 13. № 1 (173). С. 59–71.
21. Стегний В.Н. Политические ориентации студенческой молодежи: типы, факторы, особенности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 2. С. 8–17.
22. Стегний В.Н. Социологический подход к определению категорий "социальные установки" и "ценностные ориентации личности" // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 8–17.
23. Трофимова И.Н. Политические ориентации современной российской молодежи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Новый Хронограф, 2017. С. 304–324.
24. Чвякин В.А. Политическая субъектность в структуре ценностных ориентаций молодежи московской агломерации: социологический аспект // Социодинамика. 2020. № 9. С. 70–80.