Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты использования методов управления качеством в проектном управлении современной организации 4
1.1. Суть и значение методов управления качеством в организации 4
1.2. Имидж и система управления качеством в организации 13
2. Практика формирования и использования регламентов системы управления качеством в организации 32
2.1. Аналитика на базе трёх методологий: от Уильяма Эдвардса Деминга (I часть); от Вильфредо Федерико Дамасо Парето (II часть); от Доктора Каору Исикавы (III часть) 32
2.2. Рекомендации системе менеджмента качества 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое исследование на тему: «Проблемы обеспечения качества проекта», обладает актуальностью в части касающейся конкретики применения СМК для проекта объекта исследования по факту поиска варианта замены регламентов, связанных с отключением от SWIFT.
Объект исследования: проект АО «Тинькофф Банка» - так называемый «дистанционный» банк (не имеет ни одного отделения в ритейле продаж банковских продуктов и услуг – только онлайн-обслуживание (на первом месте в мире по онлайн-операциям из расчёта обслуживаемых клиентов)).
Предмет исследования: проблема проекта, возникшая в Тинькофф Банке (далее по тексту аббревиатура: «ТБ») в системе менеджмента качества (далее по тексту аббревиатура: «СМК»).
Цель исследования: рассмотреть в теории и на практике применение методов управления качеством в современной организации для решения проблем обеспечения качества проекта.
Задачи исследования:
- представить особенности методов управления качеством организации;
- рассмотреть регламенты методов управления качеством в организации;
- провести анализ на базе трёх методологий: от Уильяма Эдвардса Деминга (I часть); от Вильфредо Федерико Дамасо Парето (II часть); от Доктора Каору Исикавы (III часть) 5
- сформулировать рекомендации системе менеджмента качества.
Методология исследования: контент-анализ СМК ТБ по этапам цикла Уильяма Эдвардса Деминга (алгоритм использования цикла PDCA).
Методология имеет пояснительную инфографику в Приложении № 2 на странице № 11 – «контент-анализ СМК ТБ по этапам цикла Уильяма Эдвардса Деминга (алгоритм использования цикла PDCA)»
1. Теоретические аспекты использования методов управления качеством в проектном управлении современной организации
1.1. Суть и значение методов управления качеством в организации
Основополагающая роль методов управления качеством в организации, в том, что менеджмент качества богат методологиями, способными обеспечить достаточный уровень управления актуальным инструментарием и функционалом для внесения стратегических изменений [1].
Роль методов управления качеством в организации является одной из самых актуальных в российском бизнесе. Уже с момента распада Советского союза взгляды на методы управления качеством для ведения конкурентных рыночных отношений изменились. Если в 90-е годы организации искали возможность приспособиться к суровому рынку, то уже ближе к настоящему времени свою конкурентоспособность предприятие обеспечивало путём разработки стратегии. Конкурентное поведение предприятия является базисом формирования рыночных отношений. Оно образуется путём предложения производителями собственного товара с целью получения прибыли.
Законодательство предлагает понимать под конкуренцией такую деятельность предприятий, которая осуществляется путём их противостояния на рынке, при котором они, предлагая свой товар, ограничивают способности друг друга, что в результате позволяет предприятиям получить денежную выгоду от своей деятельности. Чаще всего предприятия, с целью получения прибыли и положения на рынке, пользуются конкурентными стратегиями, направленными на рекламу, ценовую политику либо продвижение продукта.
Именно здесь так часто требуются актуальные методы управления качеством в организации, созданию которых помогают знания роль менеджмента качества.
Это и становится в основу доминантной роли методов управления качеством в организации.
Методы управления качеством в организации работают для решения задач выживания компаний в системной среде [6]:
- большого количества конкурирующих предприятий;
- отсутствия развития отрасли, снижающего конкурентоспособность;
- отсутствия систематизации и распределения производимого продукта;
- повышенных расходов;
- высокого уровня рыночных требований;
- различий между предприятиями в конкурентных стратегиях.
В качестве возможных методологий для реализации управления качеством в организации, можем выделить 6 основных [2, с. 175].
1. метод управления качеством в организации с целью минимизации издержек. Данный метод направлена на минимизацию расходов по производству продукции. В таком случае продукт может реализовываться по заниженным ценам либо по ценам, которые пропорциональны конкурентным.
Данный метод обеспечивает защиту системы от пяти факторов, предложенных Майклом Юджином Портером:
- конкурирование в рамках одной отрасли;
- противостояние между предприятиями разных отраслей на основании их ценовой политики;
- опасность появления новых конкурентов;
- экономический уровень предприятия;
- финансовое положение потенциального клиента.
Этот метод управления качеством в организации используется чаще других. Он встречается на практике не только в России, но и в иностранных компаниях.
Препятствием для реализации этой модели внесения стратегических изменений производственного предприятия может быть инфляция в государстве и различные внутренние проблемы.
2. метод управления качеством в организации с целью дифференциации бизнеса.
Целью этой модели выступает наделение собственного товара индивидуальными свойствами, отличающими его от продукта, предлагаемого конкурентами, либо предложение более качественных услуг вместе с товаром, либо набор более квалифицированного персонала по работе с клиентами, либо высокая маркетинговая политика использования бренда.
Использование известной марки обеспечивает более широкие возможности для предприятия: можно реализовывать товар по завышенным ценам, проще проникать на рынок и т.д. Также можно использовать установление новых требований к качеству товара, управление знаниями либо использование профессиональных навыков сотрудников.
3. метод управления качеством в организации с целью фокусирования.
Данная модель нацелена на захват не всего рынка, а на привлечение интереса определённой группы покупателей. При этом предприятие стремится удовлетворить желания потребителя лучше конкурирующей фирмы (модель сегментации рынка). Такой метод управления качеством в организации опирается на предыдущие два, но только в пределах определённой отрасли.
Исходя из этого, модель можно подразделить на два вида: фокусированной дифференциации и фокусированного лидерства, связанного с расходами. Выбор такой модели изменений строится на проблеме недостатка средств или высоких требований рынка. В таком случае необходимо подобрать направление деятельности, которое может развиваться, не переполнено конкурентами и обеспечивает высокую доходность. Выбор подходящей отрасли деятельности формируется с учётом территориального расположения, требований к производству товара, его качества и т. д. Таким образом, предприниматель прилагает усилия на привлечение внимания определённой группы клиентов, на часть товара либо на конкретный круг услуг.
4. метод управления качеством в организации с целью внедрения инноваций.
Предприятие получает преимущество перед своими конкурентами путём создания нового продукта (или иного подхода к его изготовлению, презентации), а также путём удовлетворения интересов потребителя с помощью новых средств. Выбирая данную модель внесения стратегических изменений, предприятия акцентируют всё внимание на модернизации, внедрении инноваций, которые позволяют получить прибыль за счёт повышения интереса потребителя, или на создании новой отрасли [5].
С другой стороны, новоизобретённые технологии можно продать другим предприятиям. Минусами этой модели являются: большой риск; для использования модели необходимо иметь достаточно средств; квалифицированный персонал, который поможет вывести на рынок изобретенные технологии. Чаще всего данный метод используют крупные предприятия либо те, которые непосредственно занимаются научными разработками [3, с. 74].
5. метод управления качеством в организации с целью оперативного реагирования. Такая модель позволяет предприятиям достигнуть своей цели, осуществляя моментальное реагирование на внешние изменения.
Таким образом, предприятие концентрирует все средства на адаптации продукта: чем быстрее оно приспособит товар к рыночным условиям, тем больше у него шансов получить дополнительный заработок, пользуясь моментом отсутствия продукта у конкурентов. Чаще всего такая модель используется предприятиями, которые подделывают продукт знаменитых брендов, а также компаниями, направленными, непосредственно, на изобретение новых технологий.
6. метод управления качеством в организации с целью синергизма.
Модель направлена на объединение нескольких подразделений предприятия. Она предполагает возникновение специфического преимущества, формируется на основании совместного использования подразделениями собственных ресурсов, технических средств, совместного сбыта.
Данный метод управления качеством в организации подразумевает внедрение товаров/услуг из одной отрасли в другую, которое позволяет усилить позиции предприятия.
Анализ результативности этой модели говорит о том, что каждое предприятие должно определить для себя, в какой сфере ему необходимо получить преимущество, и как это может быть достигнуто.
Рассмотрев 6 основных методов управления качеством в организации, каждый из которых играет роль в стратегическом развитии за счёт системного подхода, мы видим три пути внесения стратегических изменений в зависимости от рыночной ситуации и положения компании: путь обороны, наступления и кооперации.
Каждый выбранный путь стратегических изменений содержит определенную тактику их проведения. Они могут выражаться, как в кратковременном реагировании на внешнее воздействие, так и в укреплении положения предприятия на рынке. Соответственно роль методов управления качеством в организации можно представить в трёх ипостасях [4, с. 53]:
1) Оборонительная роль методов управления качеством в организации:
– Позиционная оборона. Оборонительная деятельность предприятия заключается в построении высокой степени собственной защиты в своей отрасли. Однако такой подход на сегодняшний день считается близорукостью предприятия в маркетинговой сфере. Сооружение укреплений вокруг производимого товара не является эффективным средством защиты.
– Защита флангов. Для установления такой тактики конкурентной стратегии необходима детальная проработка плана её реализации. Предпринимателю необходимо создать специальный проверяющий орган и установить контроль над всеми наиболее уязвимыми частями компании.
– Упреждающие оборонительные действия. Такой способ защиты можно осуществлять несколькими способами. Наиболее эффективно – воздействовать сразу на несколько конкурентов, тем самым нарушая их рабочий процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристов, О. В. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" (квалификация (степень) «бакалавр») / О. В. Аристов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 224 с.
2. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2021. - 288 c.
3. Басовский, Л. Е. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 231 с.
4. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 214 с.
5. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н. Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2022. - 311 с.
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – Москва: Проспект, 2021. – 320 с.
7. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: Колос, 2020. – 246 с.
8. Герасимов, Б. И. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Б. И. Герасимов, Е. Б. Герасимова, А. Ю. Сизикин; под ред. Б. И. Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. - 216 с.
9. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 415 с.
10. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие. Москва: ИНФРА - М, 2023. - 288 с.
11. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2024. - 132 с.
12. Елохов, А. М. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Елохов; Запад.-урал. ин-т экономики и права. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 334 с.
13. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2020. – 477 с.
14. Ильин, В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт / В.В. Ильин. - М.: Вершина, 2023. - 176 с.
15. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
16. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2022. – 640 с.
17. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – Москва: Гардарики, 2018. – 334 с.
18. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2021. – 499 с.
19. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус. - М.: Типография «Новости», 2023. - 436 с.
20. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2022. – 180 с.
21. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2020. – 360 с.
22. Максимцов М. М. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
23. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - Москва: Дашков и К, 2021. - 280 c.
24. Москвин, В.А. Управление качеством в бизнесе: рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск- менеджеров / В.А. Москвин. - М.: Финансы и статистика, 2022. - 384 с.
25. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2022. - 412 с.
26. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2020. – 288 с.
27. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2021. – 320 c.
28. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д : Феникс, 2021. -506 с.