Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Государство является одним из важнейших факторов в жизни и деятельности общества с самого начала и по сегодняшний день. Каждая страна должна состоять из трех частей: народа, территории, которую она занимает, и властей. Эти три компонента связаны как единое целое в государстве в целом. Верховенство закона - это, главным образом, организация общества. Общество является основным элементом любого правового государства, поэтому важной чертой верховенства права является представительство народа. Однако два других элемента государства - территория и власть - также должны рождаться в верховенстве закона. Именно эти факторы способствуют тому, что государство - это не группа невидимых людей, а организованный народ. После этого правильное определение государства должно не только включать все элементы, составляющие определяемое понятие, но и давать его синтез, другими словами, представлять их с необходимым единством. Таким образом, государство - это правовая организация людей, которые живут на известной территории, и вышли из национальных органов власти.
Механизмом формирования государственных институтов обычно является функционирование избирательной системы, которая регулирует процесс подготовки и проведения выборов в различные органы власти и органы местного самоуправления, а также позволяет гражданам участвовать в определении пути национального развития. Избирательный процесс - один из центральных институтов российской демократии. Однако практика показывает, что нормы избирательного законодательства часто не соответствуют истинному состоянию избирательной системы и не позволяют решить все проблемы. Поэтому очень актуально при изучении вопросов, связанных с природой и формированием права голоса, определить трудности в этом отношении и проанализировать реформирование избирательной системы РФ на современном этапе развития.
Объектом работы выступает избирательная система Российской Федерации.
Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали теоретические аспекты реформирования института избирательной системы Российской Федерации.
Основной целью работы является комплексный анализ проблем совершенствования избирательного законодательства в РФ.
Задачи исследования следующие:
рассмотреть понятие избирательной системы;
изучить правовые особенности регулирования избирательной системы;
рассмотреть проблемы избирательного законодательства на современном этапе;
проанализировать направления реформирования избирательного законодательства.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучные (логико-правовой, системный анализ) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Теоретическую базу исследования представляют учебные труды российских ученых по теме работы.
Структура исследования определена содержанием темы и поставленными в ходе настоящего исследования задачами. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты функционирования избирательной системы
1.1. Понятие избирательной системы
Выборы, предусмотренные частью 3 ст. 3 Конституции РФ, представляют собой высшее прямое выражение власти населения, основную демократическую процедуру и форму прямого голосования граждан. Для современной демократии важность выборов нельзя оценить. Поэтому, по нашему мнению, для любых наук, которые понимают основы современных демократий, первоочередная задача - изучить институт выборов в каждом ее аспекте. Исторические аспекты в этом плане являются одним из самых важных, так как исследование истории дает нам возможность выяснить причины, последствия каких-либо явлений, включая демократические, в жизни человечества. Со времен древней Руси были закреплены демократические основы российского государства и сформированы национальные черты первого демократического порядка. Выборы являются многогранным понятием.
Научная литература отмечает, что выбор как процедура, обычно изучается «в динамике». В данном смысле слабо выражено сравнительное значение, предполагающее сравнение характеристик выборности в юридическом институте в разных периодах развития. Особенность данного периода, его называвшего «монархией дружелюбия», - это то, что главе государства нужно было поддержать силы, чтобы принять важную роль. В периоды распада механизм государственной власти обусловлен взаимоотношениями отношений вассалитета. В IX-XII вв. окончательное положение принимает высшая власть земли - вече. Историк А.Е. Пресняков считает, что «вече» становится «главной органом земского и военного государства».
В XVI и XIX вв. специфика выборного процесса Московского государства и Русской империи по отношению к конкуренции, плюрализму не менялась. По сути, выборы главы государства не оспаривались из-за прекращения династии Рюриковичей. Претендентов отбирала заранее определенная правящая элитная группа, и, если не было никакой процедуры утверждения избранных глав обществом, не было бы никакой процедуры утверждения. Одобрение населения в данной ситуации является основой для легитимности правления избранного монарху. Процесс подготовки, как в предыдущие времена, был формой и порядком «вече», в котором принимали участие самые авторитетные представители своих социальной группы. А когда появился абсолютизм, выборы практически потеряли значение в плане «демократии». Начиная с начала XX века российская демократия обладает особым значением, создавая исторический промежуток, открывающий различные варианты для последующего развития государства. В этом периоде Россия стала монархией, в 1917 г. стала демократическим республикой, с перспективой создания Учредительного Собрания как воплощения народного демократизма.
После 1905 г. демократизация политический жизни страны подверглась давлениям либеральной публики. 26-28 мая 1905 г. Совет Министров подготовил несколько документов о порядке созыва избранного представителя. В частности была подготовлена новая редакция проекта «Институты государственной Думы». Особое заседание Императора Николая II состоялось в Петрограде с 19 по 26 июля 1905 г., в нем участвовали представители аристократов, члены Правительства, Госсовета, известные юристы и общественные деятели. Основой развития демократии стало развитие избирательных прав и избирательных процессов. Избирательное право в России исторически непосредственно относится к революции. Это исходило из природы государственной системы России, где высшая сила была наделена провиденциальными началами, а реальное участие в управлении обществом заменили политикой подчинения. В этих условиях вопрос о правах избирателей неизбежно приобрел революционный характер, потому что был несовместим с господствующими правопорядками. Широко распространенная потребность во всеобщем избирательном праве не только была хронологически предшествующей Первой Российской Революции, но в значительной степени определяла ее масштаб и степень серьезности.
Это были не только либеральные политические мотивы, но также и некоторые либеральные политические направления; большинство партий России не пытались интегрироваться в систему политической системы страны, но стремились уничтожить режим и модернизировать. Избирательное право, как известно, принадлежит к категории прав человека, и дает правовые и гарантийные возможности для того, чтобы участвовать в общественных действиях. Последовательно верховенство закона следует из двух этапов: утверждения личных прав и потом политических прав людей, превращающихся в гражданское государство. Исторически так сложилось, что эти стадии успешно совпадают. В России, ориентированной сверху, форсированная модернизация нарушала природный порядок действий. В стремлении к абсолютному и явно недостижимому идеалу демократии законодатели исключили гораздо важнейший фактор революции 1917 года, когда социально-политические и социальные проблемы размножались катастрофически.
В юридической литературе термин «избирательная система» раскрыт в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система - это совокупность всей общественности, которая информирует о формировании органов государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления гражданами избирательного права и включает в себя:
принципы и условия участия граждан в выборах;
назначение выборов;
система подготовки к выборам;
проведение выборов;
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. - № 24. - ст. 2253
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 февраля 2014 г. - № 8 - ст. 740.
Акчурин, А.Р. Злоупотребление правом в избирательном процессе: проблемы противодействия / А.Р. Акчурин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 11. - С. 53 - 57.
Алексеев С. С. Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 2018. – 217 с.
Баранов В. М. Истинность норм советского права. Саратов, 2016. – 123 с.
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 2015. – 161 с.
Головин, А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.Г. Головин. - М.: Норма, 2016. – 2 56 с.
Дорожкин Ю.Н. Какая политическая система и почему нужна современной России: вектор обновления // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. – № 3 (137). – С. 92-96
Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе / И.А. Егоров // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 688-690.
Еньшина Е.В. Институты власти и общества в современных политических системах // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. – Т. 23. – № 9. – С. 84-92.
Избирательное право Российской Федерации / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2016. - 324 с.
Кужиков Д.А. Правовые способы изменения государственно – территориального устройства Российской Федерации / Вестник Московского университета МВД России. 2019. – № 8. – С. 58-64.
Кукушкин О. В. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Социально-политические науки. – 2018. – № 2. – С. 62–64.
Куракин Р. С. Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 427 с.
Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: курс лекций. Гриф МО РФ / А.Ю. Ларин. - Москва: Наука, 2018. – 520 c.
Люблинский, П.И. Преступления против избирательного права. Выборы и их уголовно-правовая защита / П.И. Люблинский. - М.: Ленанд, 2016. - 232 с.
Сербин, М.В. Проблемы избирательного права России / М.В. Сербин // Lex russica. - 2020. - № 2. - С. 217 - 222.
Симонишвили, Л.Р. Проблема абсентеизма в избирательном праве современной России / Л.Р. Симонишвили // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 2. - С. 3 - 6.
Степанова, А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 34 - 37.
Щербина, И.С. Принуждение как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий / И.С. Щербина // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 9. - С. 35 - 42.
Юсубов, Э.С. Доверие к выборам как конституционно-правовая ценность / Э.С. Юсубов // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С 45 - 49.