Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь - важная и неотъемлемая часть жизни человека. Благодаря ей люди могут общаться друг с другом, передавать информацию и получать новые знания. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует определенных знаний и умений, которым человек обучается в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных навыков является залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
В современном мире детям очень сложно общаться с другими людьми, особенно со сверстниками. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков как важной единицы коммуникативной деятельности, культуры общения и коммуникативных умений осложняет процесс активной социализации, так как возникают конфликтные ситуации, которые мешают общению, интеракции и сотрудничеству. Общение и интеракция дошкольников происходит в разных видах деятельности, в том числе и в играх.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, при этом большое внимание уделяется изучению взаимосвязей в игре, предметов и функций окружающих людей, особенностей их взаимодействия и взаимоотношений и задачам. В игровой деятельности дошкольники развивают коммуникативные навыки. В совместной игре детям необходимо обмениваться высказываниями, возникает инициативный диалог, который способствует координации и регулированию совместной деятельности детей. Ведущие педагоги и психологи подчеркивают, что когда занятия создают условия для сближения детей, взаимоотношения формируются наилучшим образом.
Так, именно игра как ведущий вид деятельности способствует развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Данный факт определил актуальность данного исследования.
Так, объект исследования – процесс развития общения со сверстниками детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как способ развития общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития общения со сверстниками детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Задачи исследования:
-рассмотреть психолого-речевые особенности детей младшего дошкольного возраста,
-выявить специфику общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками,
-рассмотреть игру как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков ребенка
-рассмотреть формирование навыков общения у детей младшего дошкольного возраста на примере сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих ученых: Арсентьевой В.П., Бородич А.М., Зотовой И.В., Оисиной М.И., Рысбаевой С.А. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания теории и методологии обучения и воспитания для студентов вузов или ссузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-речевые особенности детей младшего дошкольного возраста
Одной из важных и незаменимых составляющих жизнедеятельности человека является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и приобретать новые знания. Психолингвистика описывает основные факторы развития речи в онтогенезе, одним из которых является речевая деятельность.
Необходима огромная, разнообразная, активная и постоянная (без существенных перерывов) речевая практика. Содержательный аспект понятия "речевая деятельность" рассматривался многими учеными с точки зрения различных научных дисциплин: философии, биологии, физиологии, психологии, педагогики и др [17, с. 134].
Одни авторы рассматривают речевую активность в качестве основного фактора, оказывающего воздействие на становление речевой деятельности индивида (Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.Н. Рамишвили, Е.В. Рылеева, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.). Другие рассматривают речевую активность как ведущее условие, сопровождающее процесс речевого общения (А.А. Алхазишвили, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.Е. Грибова, Р.М. Фрумкина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.).
Речевая ситуация не только воздействует на сам процесс формирования речевого высказывания, но и побуждает к нему (А.А. Леонтьева и Д.И. Изаренкова), диктуя правила коммуникативного поведения коммуникантов, выбора средств языкового материала при речевом акте, согласно правилам и нормам культуры речи. Также ряд учёных отмечают то, что речевая активность является индикатором интеллектуального развития индивида в целом (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). По их мысли, формирование высших психических функций связано с процессом усвоения или присвоения индивидом общественно-исторического опыта скопленного человечеством, а также в процессе прямого взаимодействия ребёнка с предметами и явлениями окружающей реальности. [17, с. 134].
Исследования различных авторов дали возможность разработать следующие разноплановые дефиниции речевой активности:
быстрые речевые реакции в диалоге, оперативный выбор слов, стремительное построение фразы (В.Г. Горецкий);
повторность использования языковых средств в модифицирующихся условиях, включающую не только говорение, но и слушание, восприятие речи (М.М. Алексеева, В.И. Яшина);
стабильное свойство личности ребёнка, его способность воспринимать и понимать речь окружающих; выражающееся в независимом, многообразном, инициативном применении речи в речевой практике и предприимчивом стремлении овладеть языком.
К показателям речевой активности, которые могут быть выявлены непосредственно у дошкольников, относятся следующие показатели: быстрота и расторопность речевой реакции, темп речевого произнесения в конкретной ситуации общения, способность ребенка быстро и без дополнительной помощи построить соответствующее высказывание (А.Э., А.Е.Павлова). Выбор игр и увлечений, связанных с речью, скоростью и правильностью подбора слов, правильностью развертывания синтаксических структур, текста (М.Р.Львова).
Эти факторы напрямую зависят от потребности в речевой активности у ребенка. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении проявляется как такая потребность в участии взрослых, которая необходима и достаточна ребенку для решения основных возрастных задач.
Таким образом, дети младшего дошкольного возраста отличаются высокой речевой активностью. Они много говорят, почти все действия сопровождаются речью, и иногда они ни с кем не справляются. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их значения, "играют" словами, повторяют одно и то же слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь станет предметом специальных занятий для маленьких дошкольников и откроет для них больше новых аспектов [17, с. 134].
Ребенок на 4-м году жизни не только любит слушать речь взрослых, стихи и сказки, но и может запоминать и воспроизводить стихотворения, слушая их от взрослых к концу 4-го года жизни. 11 В этом возрасте все аспекты детской речи быстро развиваются. Речь входит практически в каждый аспект его жизни. Причины, по которым его привлекают взрослые, становятся все более разнообразными. Ребенок хочет рассказать о том, что он сделал; он ищет объяснение тому, чего не понимает; он показывает, как что-то должно быть сделано; он может подробно рассказать вам об увиденном, придумать свою собственную историю, выразить словами свои желания и поделиться своим опытом. Задавайте вопросы обо всем, что вы видите вокруг. Ребенок по–прежнему интересуется внешними характеристиками вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу - среднему дошкольному возрасту, возрасту "почему".
Характерно, что ребенок может задавать одни и те же вопросы об известных ему предметах и их названиях. Этот факт показывает, что он не только ищет информацию об окружающем мире у взрослых, но и поощряет их к общению. Ему нравится внимание взрослых и его собственное умение задавать вопросы. У младших дошкольников есть отличительная особенность в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, его семантическим и звуковым аспектам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых заданий, возникающих в процессе общения и в ходе их собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи. К 4 годам ребенок обладает большим словарным запасом и использует практически все части речи, в нем появляются падежи и времена года. На 4-м году жизни он осваивает предлоги и наречия (на, под, верх, низ), некоторые союзы (как, почему и когда, только и т.д.).
Структура речи усложняется. Ребенок начинает использовать многословные предложения, вопросительные и восклицательные обороты, а со временем и сложные придаточные предложения. Его речь стремительно приближается к речи взрослого, что открывает больше возможностей для разностороннего общения ребенка с окружающими, в том числе со сверстниками.
Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из обстоятельств конкретного предмета, которые фигурируют в различных существительных, глаголах и местоимениях. Но и в эту эпоху можно встретить слова, обозначающие разумное и волевое поведение, а также модальность.
Важно помнить, что речь очень важна для всестороннего развития маленьких дошкольников. Ведь это основное средство общения между детьми. Дети не понимают всей грамматической структуры слов, но речь позволяет им привлекать внимание к действиям и предметам. В то же время поведение взрослых играет важную роль, потому что дети стараются им подражать.
Именно подражание взрослым становится одним из основных механизмов развития общения в этом возрасте. Возраст 3-4 года имеет особое значение для формирования речи у детей. Основная задача педагога в области формирования речи младших дошкольников - помочь детям овладеть разговорной речью и приобрести навыки владения родным языком [17, с. 134].
Когнитивное развитие дошкольников невозможно осуществить без речевой деятельности, которая выступает основным источником и фактором формирования всех психических процессов. Внимание, память, мышление, воображение, а также способность аналитически и критически воспринимать информацию, концентрация внимания, способность рассуждать, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Умение без затруднений выражать свое мнение обеспечивает дальнейшее развитие способности взаимодействовать со сверстниками в различных видах деятельности (играх, предметах, труде). Речевая деятельность позволяет дошкольникам развивать личностные качества, необходимые для полноценного социального развития в повседневной жизни: умение делиться вещами и игрушками, умение соблюдать порядок совместных игр, умение следовать правилам и инструкциям.
Речевая активность проявляется в поведении младших дошкольников в виде общительности, инициативности, стремления к лидерству, отсутствия жесткости, умения вести диалоги и монологи, эмоциональных реакций на речь окружающих. Высокий уровень речевой активности способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
По мнению исследователей, для реализации речевой деятельности и проявления речевой активности (Л.А.Венгер, Д.Б.Годовикова, В.Б.Голицын, А.В.Петровский, Г.И. Щукин и др.) необходимы новые впечатления и познавательная деятельность. В течение первых лет жизни развитие познавательной активности у ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и содержит признаки определенных ожиданий. Но для этого важно, чтобы работа по развитию речи велась одновременно и взаимосвязанно с направлением в окружающую среду, а также учитывалась основная деятельность данного возрастного периода (игровая деятельность).
Таким образом, речевая активность у детей младшего дошкольного возраста является показателем эффективности усвоения речевой деятельности у детей, условий для речевого общения и неотъемлемой составляющей развития личности дошкольников. В свою очередь, речевая активность также является компонентом интеллектуального развития, показателями усвоения знаний, личностными особенностями ребенка, проявляющимися в процессе речевого общения, а также предметом и основными условиями обучения речи у дошкольников, умению воспринимать и понимать речь собеседника, инициативности в речевое поведение ребенка.
Факторами речевой активности у младших дошкольников являются личностные особенности ребенка, соответствующие внешние условия, характер стимулов и общения, а также достаточный уровень речевого развития ребенка. Речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в ходе которой или при общении со сверстниками и взрослыми [17, с. 134].
Поскольку общение носит преимущественно ситуативный характер, речь приобретает определенную ситуативную форму и выражается в ситуативной интерактивной речи. Речь младшего дошкольника обычно осуществляется непреднамеренно, поскольку она формируется в относительной зависимости от общения и не считается основным видом деятельности ребенка
1.2. Специфика общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками
Первым заметным отличием общения со сверстниками является его очень яркая эмоциональная окраска. Повышенное чувство контакта и раскованности у дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз более выразительная мимика, выражающая разные эмоциональные состояния: от сильного гнева до бурной радости, от нежности и сочувствия до драк. Дошкольники с большей вероятностью одобряют сверстников и гораздо чаще вступают в конфронтационные отношения со сверстниками, чем при взаимодействии со взрослыми. Такая сильная эмоциональная напряженность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2012.
2. Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника / Г. А. Бикташева, Н. Н. Бервинова, В. Е. Вихрева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7361/ (дата обращения: 20.06.2024)
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0174
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Издательство «Аркти», 2003.
5. Вологдина И. В. Игра как эффективный педагогический инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста //Академия профессионального образования. – 2020. – №. 1. – С. 24-30.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.
7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада / Е.В. Зворыгина. - М.: Просвещение, 2011.
8. Зотова И.В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками. // Проблемы современной науки и образования. – М.: Проблемы науки, 2017. – №14(96). – С. 88-92.
9. Корчагина Е. А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017. – №. 2. – С. 82-84.
10. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2000.
11. Льдокова А. Г., Лаврова В. А., Сафонова М. Ю. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ //Интерактивная наука. – 2023. – №. 5 (81). – С. 26-27.
12. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/ (дата обращения: 20.06.2024).
13. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. - М.: Мозаика-синтез, 2020. - 368 с.
14. Психология развития: учеб. для студ. высш. учеб заведений / Т.Д. Ма-рютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
15. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками. – М.: Академия, 2011. – 263 с.
16. Рысбаева С. А. и др. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте //Успехи современного естествознания. – 2014. – №. 3. – С. 148-151.
17. Семенова Е. В. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА //АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. – 2021. – С. 134-136.
18. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/index.shtml?from_page=13
19. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 239 с
20. Шестакова Л. А. и др. Особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №. 29. – С. 136-141.
21. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. - СПб., 2008