Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы обусловлена тем, что организация дополнительного образования – неотъемлемый компонент в образовании, а также результат последовательного решения разных задач в процессе обучения. Современное образование уже сложно представить без дополнительного.
Организация детского коллектива декоративно-прикладного творчества играет ключевую роль в развитии социокоммуникативных навыков у детей. В свою очередь, развитие данных навыком имеет огромное значение для формирования личности каждого ребенка.
Социокоммуникативные навыки охватывают широкий спектр умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия и общения с окружающими. В рамках творческого коллектива дети имеют возможность постигать основные принципы работы в группе, основы взаимодействия с другими участниками, развивать умение адаптироваться к различным ситуациям. Участие в творческом коллективе способствует формированию навыков коммуникации, эмпатии, взаимодействия, а также умения находить общий язык с разными людьми.
Одним из важнейших аспектов социокоммуникативного развития детей в детском коллективе является развитие навыков эффективного общения. В процессе творческого взаимодействия юные члены коллектива учатся искреннему общению, уважению мнения других, умению выслушивать и слышать своих товарищей. Эти навыки не только способствуют развитию личности ребенка, но и являются важным условием для успешной адаптации в обществе.
Кроме того, участие в коллективе декоративно-прикладного творчества способствует развитию творческого мышления и воображения у детей. Они учатся проявлять свою индивидуальность через создание уникальных произведений, что способствует обогащению внутреннего мира. Развитие творческих способностей формирует у детей уверенность в себе, помогает раскрывать свой потенциал и находить новые способы самовыражения.
Эмпатия и способность к эмоциональной отзывчивости также занимают важное место в социокоммуникативном развитии детей через участие в коллективе декоративно-прикладного творчества. Дети, занимающиеся творчеством в группе, учатся понимать чувства и эмоции других, проявлять дружелюбие, заботу и взаимопонимание. Эти навыки не только способствуют формированию гармоничных отношений между детьми, но и помогают им научиться взаимодействовать с окружающим миром.
Таким образом, участие детей в детском коллективе декоративно-прикладного творчества способствует развитию широкого спектра социокоммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Полученные в процессе работы навыки коммуникации, творчества, эмпатии и взаимодействия становятся ценным капиталом для личностного роста каждого ребенка и формирования его гармоничных отношений с обществом.
Историография исследования. Исследованию проблем организация детского коллектива было посвящено множество работ, в том числе, выдающихся педагогов прошлого столетия. Так, А.С. Макаренко - известный отечественный педагог, описал стадии, законы и признаки коллектива. Л.И. Уманский разработал теоретическую модель развития группы. Б. Такмен выделил этапы развития коллектива. Не обошли своим вниманием данную тему и такие выдающиеся деятели в области педагогики, как В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский и др.
Недостатки и противоречия в теории и практике проблемы исследования. Одной из проблем, которая требует изучения, является несоответствие между потребностями детей и методами, используемыми педагогами. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям каждого ребенка и недостаточное уважение к их творческому потенциалу могут препятствовать развитию коллективного творчества.
Другой проблемой, на которую стоит обратить внимание, является недостаток вариативности в подходах к организации детского творчества. Однотипные задания и отсутствие индивидуального подхода могут привести к потере интереса детей к деятельности, а, следовательно, и к ухудшению атмосферы в коллективе.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных путей разрешения противоречий между необходимостью дисциплины и стремлением к творческой свободе в детском коллективе. Важно определить, какие методы и подходы позволят детям развивать свои творческие способности, не теряя при этом интерес к занятиям и сохраняя уровень дисциплины, необходимый для успешной работы коллектива.
Тема исследования: «Организация детского коллектива декоративно-прикладного творчества «Кисточки»».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики организации детского коллектива декоративно-прикладного творчества «Кисточки» и апробация эффективности деятельности на практике.
Объект исследования: процесс организации детского коллектива декоративно-прикладного творчества «Кисточки».
Предмет исследования: методика организации детского коллектива декоративно-прикладного творчества «Кисточки», обеспечивающая творческую активность обучающихся.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа методической литературы сформулировать определение художественно-творческого процесса и особенностей его реализации.
2. Определить особенности организации детского коллектива декоративно-прикладного творчества.
3. Раскрыть характеристику руководства детским коллективом декоративно-прикладного творчества «Кисточки».
4. Разработать методики организации работы детского коллектива декоративно-прикладного творчества «Кисточки».
Методологическая основа исследования включает в себя комплексный подход, сочетающий различные научные методы и теоретические концепции отечественных и зарубежных авторов, изучавших вопросы организации и руководства детским коллективом.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: организационный, эмпирический, метод отработки научных данных и т.д.
Этапы исследования.
Первый этап - поисково-подготовительный - выбор темы и аппарата исследования, изучение литературных источников.
Второй этап - теоретико-проектировочный - анализ результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты позволят осуществить комплексный анализ взаимосвязи между дисциплиной и творческой свободой в образовательном процессе, что расширит представление о методах стимулирования творческого потенциала детей. Это будет способствовать разработке новых образовательных стратегий, которые интегрируют современные технологии и интерактивные методы обучения, обеспечивая более глубокое понимание процессов творчества и самовыражения.
Практическая значимость исследования проявляется в возможности совершенствовать педагогические подходы и методики, что позволит педагогам более эффективно работать с детскими коллективами, учитывая их индивидуальные особенности и творческие потребности. Результаты исследования помогут в создании образовательных программ, которые будут способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде, сохраняя при этом интерес к творчеству и исследованию новых идей. Это, в свою очередь, улучшит качество дополнительного образования и воспитания, делая его максимально соответствующим современным требованиям и ожиданиям общества.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, 2 раздела, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.
Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод [11, c.45].
Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.
По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность [15, c.88].
Сущность художественно-творческого процесса заключается в трансформации внутреннего мира творца во внешние символы, образы и формы, которые могут быть восприняты и оценены другими людьми. Это процесс, в котором личные переживания, мысли и эмоции художника находят свое выражение в материальной форме, будь то картина, скульптура, музыкальное произведение или литературный текст.
Творческий процесс начинается с идеи или вдохновения, которое может прийти внезапно или быть результатом долгих размышлений. Иногда это может быть внутренний зов, потребность выразить свои чувства или реакцию на определенные события или явления. В других случаях это может быть желание рассказать историю, поделиться опытом или исследовать новые аспекты человеческого опыта.
После того как идея возникла, следующим шагом является ее разработка и уточнение. Это может включать в себя создание набросков, планирование композиции, выбор материалов и инструментов, а также эксперименты с различными техниками и стилями. Важной частью этого этапа является критический анализ и самооценка, что позволяет творцу отсеять менее удачные идеи и сосредоточиться на тех, которые наиболее полно отражают его замысел [3, c.89-90].
Затем следует процесс реализации идеи, когда творец приступает к созданию конкретного творческого продукта. Это может быть длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения, усидчивости и внимания к деталям. В процессе работы могут возникать новые идеи, которые могут изменить первоначальный замысел. Творец должен быть готов к таким изменениям и адаптироваться к ним [3, c.90].
Финальный этап – это представление работы публике. Это может быть выставка, концерт, публикация в тематическом издании или любая другая форма демонстрации результатов творческого процесса. В этот момент творческое произведение начинает жить своей собственной жизнью, взаимодействуя с аудиторией и вызывая у нее эмоциональный отклик [3, c.91].
Важно отметить, что художественно-творческий процесс не всегда
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» / Информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
4. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности : сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. – М.: Директ-Медиа, 2018. - 658 с.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2021. - 478 c.
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2023. - 512 с.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – СпБ: Тезариус, 2022. – 76 c.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2023. – 228 с.
9. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. - 230 с.
10. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/ И.В.Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2023. – 286 с.
11. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. – М.: Новая школа, 2016. – 202 с.
12. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2023. – 256 с.
13. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
14. Немов, Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2015. – 179 с. 21.
15. Никитина, Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель. – 2014. – № 7. – С. 90 – 107.
16. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л. И. Новикова. – М.: Просвещение, 2017. – 156 с.
17. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2018. – 320 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2023. – 365 с.
19. Рындак, В.Г. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк. – М.: Высшая школа, 2021. – 495 с.
20. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин, – М.: Просвещение, 2022. – 23 с.