Фрагмент для ознакомления
2
К сожалению, таможенная служба в нашей стране имеет ряд недостатков и недоработок: таможенные органы в настоящее время не имеют достаточной оснащенности техническими средствами для более тщательного контроля, также имеет место неосведомленность таможенных органов о коррумпированности должностных лиц. Все эти явления существенно снижают экономическую безопасность государства и общества. В настоящее время перед российскими таможенными органами стоит новая задача – задача по интеграции в процесс международного сотрудничества в сфере таможенно-правового регулирования в целях укрепления экономической безопасности государства. К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России можно отнести [19]:
Многоэтапное таможенное оформление с предоставлением информации на каждом этапе и ее дублированием в различных форматах, в том числе на бумажных носителях, что в условиях современных информационных технологий приводит к неоправданным затратам предпринимателей.
Разделение контрольных функций таможенных и налоговых органов, а в пунктах пропуска – таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль за трансграничным перемещением товаров, транспортных средств и лиц. Это влечет дополнительные затраты государства и участников ВЭД на повторные проверки, а также позволяет недобросовестным лицам предоставлять разным контролирующим органам разную информацию о товарах и сделках с ними.
Проведение основных проверочных мероприятий в фискальных целях, в том числе проверка правильности декларации таможенной стоимости, до выпуска товаров в оборот (их удержание до уплаты таможенных платежей). Это создает предпосылки для административного давления, принуждения к изъятию денежных средств из оборота компаний для их беспроцентного хранения на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежных залогов. Более того, на практике компаниям предлагают либо уплачивать таможенные платежи с налоговой базы, сопоставимой по таможенной стоимости с заложенным в информационную систему профилем ценового риска, либо вносить обеспечительные платежи в суммах, существенно превышающих размер платежей, которые могут быть уплачены после проведения всех дополнительных проверочных мероприятий.
- Контроль товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации). Такой подход исключает возможность проверки сделки после выпуска товаров в разрезе всей хозяйственной деятельности импортера и его контрагентов. Невозможность на официальном уровне приблизить таможенный контроль к методам налогового контроля и обеспечить сопоставимость данных в фискальной сфере не позволяет контролировать документы бухгалтерского учета предприятий и обеспечивать прослеживаемость движения товаров для последующего налогового контроля. Это также во многом объясняет скудность данных, которыми обмениваются таможенные и налоговые органы (таможня использует данные о плательщиках, налоговая — о суммах уплаченного НДС при импорте по конкретной поставке).
- Подмена системы управления рисками «тарифной сеткой» (профилями рисков стоимости) с указанием минимальной стоимости товаров для расчета таможенных пошлин. Это блокирует развитие системы контроля таможенной стоимости, интегрированной с налоговым контролем.
- Слабая аналитическая работа в рамках системы анализа и управления рисками. Современные возможности цифровой обработки данных позволяют обрабатывать широкий спектр информации о производителях и технологиях производства товаров, маршрутах их доставки, лицах, участвующих в цепочке поставок, ценовых факторах и другой значимой информации. Такой анализ позволяет выявлять рисковые товары до их ввоза, предотвращать ввоз запрещенной продукции, противодействовать недостоверному декларированию и занижению таможенной стоимости, осуществлять мониторинг деятельности импортеров и иных лиц, участвующих в обороте товаров на таможенной территории, за определенные периоды времени с целью своевременного выявления противоправных действий и противодействия их совершению.
Действующая система управления рисками характеризуется перекосом в сторону ранжирования участников ВЭД по степени риска нарушения таможенного законодательства и выявления рисковых поставок на этапе декларирования (в основном за счет профилей рисков по стоимости). На практике это проявляется в мелочном контроле с низкой эффективностью в отношении тех лиц, которые не попадают в «зеленый сектор» доверия со стороны таможенных органов. Мотивация взимать таможенные платежи в максимально доступных размерах без учета иных экономических факторов, влияющих на развитие предпринимательства и внешней торговли. Такой подход приводит к принудительному удержанию оборотных средств компаний на счетах Федерального казначейства в виде авансов и денежного залога, к чрезмерным мерам административного давления. Кроме того, он создает искусственные препятствия для применения экспортно-ориентированных таможенных процедур с экономическим содержанием — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 24.06.2024).
2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 24.06.2024).
3. План мероприятий на период 2021–2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_ file/2020-11/11/План%20мероприятий%20по%20реализации%20стратегии%20развития.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
4. Приказ ФТС России от 04.09.2018 N 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_307703/ (дата обращения: 24.06.2024).
5. Андреева, Е.И. Классификация товаров в таможенных целях: учеб. пособие / Е.И Андреева, А.В. Нестеров. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. – 112 с.
6. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
7. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
8. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
9. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 223 с.
10. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
11. Лузина, Т. В. Организация делопроизводства в таможенных органах / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.
12. Макрусев В.В., Сологубов А.Е. Таможенный менеджмент. Учебник. М. Дашков и К. 2018. С. 11. URL: https://макрусев.рф/wp-content/uploads/2018/01/ Учебник-Таможенный-менеджмент-.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
13. Мозер С.В. Модель зрелости цифровой таможни Всемирной таможенной организации // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. N 4. 2020. URL: https://panor.ru/articles/model-zrelosti-tsifrovoy-tamozhni-vsemirnoy-tamozhennoy-organizatsii/37916. html (дата обращения: 24.06.2024).
14. Мозер С.В. Совершенствование правового института цифровой таможни: анализ модели зрелости ВТамО // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. N 2. С. 234–242. URL: http://customs-academy. net/wp-content/uploads/2019/05/001_14.04.19_ Mozer-Sergei._Matutity-Model.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
15. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
16. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с.
17. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
18. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
19. Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле : учеб. пособие для вузов / Л. И. Попова. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 227 с.
20. Предварительная оценка исполнения бюджета за 2020 год. URL: https://minfin. gov.ru/ru/press-center/?id_4=37233 (дата обращения: 24.06.2024)
21. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
22. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов : учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.
23. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
24. Современные технологии регулирования внешнеэкономической деятельности и развития таможенного менеджмента в Российской Федерации: учебное пособие / И.В. Бородушко, И.С. Кокорин, Е.С. Янковская; под общ. ред. И.В. Бородушко. Москва: РУСАЙНС, 2020.
25. Стратегическое руководство в области информационных технологий Всемирной таможенной организации. Передовой опыт таможенных служб третьих стран по переходу к цифровой таможне. ЕЭК. Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики. 2018. С. 3–7. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/обзор_2018.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
26. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 24.06.2024).