Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество характеризуется динамичными социально-экономическими и культурными трансформациями, затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. Одной из наиболее уязвимых категорий населения в условиях социальных изменений выступают младшие школьники, которые находятся на этапе активной социализации и адаптации к новым условиям жизни. Успешность данного процесса во многом определяет дальнейшее личностное и социальное развитие ребенка.
В этой связи особую значимость приобретает поиск и внедрение эффективных социально-педагогических технологий, направленных на оказание комплексной помощи и поддержки младшим школьникам в преодолении трудностей социального, психологического, личностного характера.
Социально-педагогические технологии представляют собой совокупность методов, приемов и средств, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на социальное развитие личности ребенка, его социализацию и адаптацию к изменяющимся условиям социальной среды.
Исследование практики использования социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений позволяет выявить ряд проблем и противоречий.
Несмотря на наличие широкого спектра социально-педагогических технологий, их применение зачастую носит фрагментарный и несистемный характер, что снижает эффективность решения социально-педагогических задач.
Недостаточно разработаны методические рекомендации по внедрению и реализации социально-педагогических технологий в работе с младшими школьниками, что затрудняет их практическое использование.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления и практического обоснования использования социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений, что позволит повысить эффективность социально-педагогической работы с данной категорией обучающихся.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации эффективности использования социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание социально-педагогических технологий, их роль в работе с младшими школьниками.
2. Выявить особенности использования социально-педагогических технологий в работе с младшими школьниками с учетом их возрастных и психологических характеристик.
3. Проанализировать существующие социально-педагогические технологии, применяемые в младших школьных образовательных учреждениях.
4. Разработать и экспериментально апробировать эффективные социально-педагогические технологии, направленные на решение актуальных проблем младших школьников.
5. Разработать рекомендации по использованию социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений.
Достижение поставленной цели и решение указанных задач позволит расширить теоретические представления об использовании социально-педагогических технологий в работе с младшими школьниками, а также обеспечит практическую значимость исследования для повышения эффективности социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.
Объектом исследования выступает социально-педагогическая деятельность в младших школьных образовательных учреждениях.
Предметом исследования являются социально-педагогические технологии, используемые в работе с младшими школьниками.
Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, позволяющие рассматривать социально-педагогические технологии как целостную систему, направленную на решение актуальных проблем развития и социализации личности младшего школьника.
В ходе исследования будут использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос, эксперимент, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику работы младших школьных образовательных учреждений эффективных социально-педагогических технологий, направленных на решение актуальных проблем развития и социализации младших школьников.
Научная проблема, на решение которой направлено данное исследование, заключается в поиске и обосновании эффективных социально-педагогических технологий, способствующих социализации, адаптации и развитию младших школьников в условиях динамично меняющейся социальной среды.
Степень изученности данной проблемы в научной литературе достаточно высока.
Фундаментальные основы социально-педагогической деятельности и технологий представлены в трудах таких ученых, как А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, И.А. Липский и др. Ими раскрыты сущность, содержание и классификация социально-педагогических технологий, принципы и подходы к их разработке и применению.
Особенности использования социально-педагогических технологий в работе с младшими школьниками освещены в работах Л.В. Байбородовой, Т.В. Лодкиной, Е.Н. Степанова, Н.Ф. Басова и других исследователей. Ими рассмотрены возрастные и психологические особенности младших школьников, их социальные проблемы и потребности, формы и методы применения социально-педагогических технологий в данной возрастной категории.
Анализ существующих социально-педагогических технологий, используемых в практике работы младших школьных образовательных учреждений, представлен в публикациях Н.А. Галагузовой, Л.Г. Семушиной, О.С. Газмана, Л.Я. Олиференко и др. Авторами раскрыты технологии адаптации и социализации, индивидуальной и групповой работы, профилактики и коррекции девиантного поведения, формирования здорового образа жизни младших школьников.
Вместе с тем, несмотря на наличие значительного объема научных исследований по проблеме использования социально-педагогических технологий в образовании, существует ряд противоречий, требующих дальнейшего изучения:
1. Между необходимостью применения эффективных социально-педагогических технологий в работе с младшими школьниками и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения их реализации в практике младших школьных образовательных учреждений.
2. Между потребностью младших школьников в социальной поддержке и адаптации к изменяющимся условиям социальной среды и фрагментарным, несистемным характером использования социально-педагогических технологий в деятельности образовательных организаций.
3. Между необходимостью повышения эффективности социально-педагогической работы с младшими школьниками и недостаточной готовностью педагогических кадров к применению инновационных социально-педагогических технологий.
Эмпирическую базу исследования составили результаты теоретического анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, программно-методических материалов, а также данные, полученные в ходе экспериментальной работы, проведенной на базе младших школьных образовательных учреждений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель, задачи, объект, предмет, методологическая основа и методы исследования, раскрыта научная проблема, степень ее изученности, противоречия, на решение которых направлено исследование, а также определена практическая значимость работы.
Первая глава «Теоретические основы использования социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений» посвящена раскрытию сущности и содержания социально-педагогических технологий, их роли в работе с младшими школьниками.
Вторая глава «Экспериментальное исследование эффективности использования социально-педагогических технологий в младших школьных образовательных учреждениях» посвящена описанию и анализу результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению и апробации эффективных социально-педагогических технологий в практику деятельности младших школьных образовательных учреждений.
В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы и определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Таким образом, структура и содержание диссертационной работы позволяют комплексно рассмотреть проблему использования социально-педагогических технологий в деятельности младших школьных образовательных учреждений, раскрыть ее теоретические основы и экспериментально обосновать эффективность применения данных технологий в практической деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Сущность и содержание социально-педагогических технологий
Социально-педагогические технологии представляют собой важный инструментарий в арсенале современной социальной педагогики, направленный на оказание комплексной помощи и поддержки различным категориям населения, в том числе и младшим школьникам, в процессе их социализации, адаптации и развития.
В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «социально-педагогические технологии».
А.В. Мудрик рассматривает их как «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальным педагогом для решения социально-педагогических задач» [28, с. 78].
М.А. Галагузова трактует социально-педагогические технологии как «способы, методы и приемы целенаправленного, поэтапного, последовательного осуществления социально-педагогической деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки человеку в процессе его социализации» [10, с. 54].
Обобщая представленные подходы, можно заключить, что социально-педагогические технологии представляют собой упорядоченную, алгоритмизированную совокупность методов, приемов и средств, применяемых социальным педагогом для решения социально-педагогических задач и оказания комплексной помощи и поддержки личности в процессе ее социализации, адаптации и развития.
Ключевыми характеристиками социально-педагогических технологий являются:
1. Целенаправленность – технологии направлены на достижение конкретных социально-педагогических целей и решение актуальных задач.
2. Системность – технологии представляют собой целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (методов, форм, средств), обеспечивающих эффективное решение социально-педагогических проблем.
3. Алгоритмичность – технологии предполагают четкую последовательность действий, операций, процедур, обеспечивающих гарантированный результат.
4. Воспроизводимость – технологии могут быть применены различными социальными педагогами в разных условиях и ситуациях, обеспечивая при этом стабильно высокие результаты.
5. Диагностичность – технологии предусматривают систему диагностических методик для отслеживания динамики и оценки эффективности социально-педагогической деятельности.
6. Вариативность – технологии допускают возможность адаптации и модификации в зависимости от специфики социально-педагогической ситуации и особенностей субъектов взаимодействия.
7. Инновационность – технологии ориентированы на внедрение новых, прогрессивных методов, форм и средств социально-педагогической работы.
Таким образом, социально-педагогические технологии представляют собой упорядоченную, алгоритмизированную и воспроизводимую систему методов, приемов и средств, используемых социальным педагогом для решения социально-педагогических задач и оказания комплексной помощи и поддержки личности в процессе ее социализации, адаптации и развития. Они характеризуются целенаправленностью, системностью, диагностичностью, вариативностью и инновационностью, что обеспечивает их высокую эффективность в практической социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогические технологии не являются статичными, они постоянно совершенствуются и модернизируются в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями, потребностями и запросами различных категорий населения, в том числе и младших школьников.
Социально-педагогические технологии представляют собой обширный и многоаспектный феномен, что обусловливает необходимость их систематизации и классификации.
В научной литературе существует множество подходов к классификации данных технологий, отражающих различные основания и критерии.
Так, Л.В. Мардахаев предлагает классифицировать социально-педагогические технологии по следующим основаниям [25]:
1. По характеру воздействия на личность:
- технологии социальной адаптации;
- технологии социальной реабилитации;
- технологии социальной коррекции.
2. По уровню решаемых задач:
- макротехнологии (на уровне общества, региона);
- мезотехнологии (на уровне социальных групп, организаций);
- микротехнологии (на индивидуальном уровне).
3. По направленности:
- технологии социального воспитания;
- технологии социальной защиты;
- технологии социальной реабилитации;
- технологии социальной профилактики.
Р.В. Овчарова в качестве критериев классификации социально-педагогических технологий выделяет [30]:
1. Сферу применения:
- технологии социально-педагогической диагностики;
- технологии социально-педагогической профилактики;
- технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации.
2. Уровень решаемых задач:
- технологии индивидуальной работы;
- технологии групповой работы;
- технологии работы с семьей.
3. Характер взаимодействия:
- технологии прямого воздействия;
- технологии косвенного воздействия.
И.А. Липский, в свою очередь, предлагает классификацию социально-педагогических технологий по следующим основаниям [23]:
1. По целевому назначению:
- технологии социальной адаптации;
- технологии социальной реабилитации;
- технологии социальной профилактики;
- технологии социальной коррекции.
2. По субъектам социально-педагогической деятельности:
- технологии работы с детьми и подростками;
- технологии работы с семьей;
- технологии работы с социальными группами.
3. По используемым средствам и методам:
- информационно-просветительские технологии;
- организационно-деятельностные технологии;
- психолого-педагогические технологии.
Анализ представленных классификаций позволяет сделать вывод о том, что социально-педагогические технологии могут быть систематизированы по различным основаниям, отражающим их сущностные характеристики, целевую направленность, используемые средства и методы, уровень решаемых задач, характер взаимодействия с субъектами социально-педагогической деятельности.
В реальной практике социально-педагогической работы, особенно при решении комплексных социально-педагогических проблем, применяется не одна, а несколько взаимосвязанных технологий, образующих целостную систему социально-педагогического воздействия, что обеспечивает повышение эффективности социально-педагогической деятельности и достижение желаемых результатов [5].
Таким образом, многообразие подходов к классификации социально-педагогических технологий свидетельствует об их сложности и многогранности, а также необходимости комплексного, системного их использования в практике работы с различными категориями населения, в том числе и младшими школьниками.
Разработка и применение социально-педагогических технологий в практике работы с различными категориями населения, в том числе и младшими школьниками, должны осуществляться на основе определенных принципов и подходов, обеспечивающих их эффективность и результативность.
Одним из ведущих принципов разработки и применения социально-педагогических технологий является принцип системности. Данный принцип предполагает рассмотрение социально-педагогических технологий как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (методов, форм, средств), обеспечивающих комплексное решение социально-педагогических задач. Системный подход к разработке и применению социально-педагогических технологий позволяет выявить их внутреннюю логику, взаимозависимость, а также прогнозировать ожидаемые результаты [34].
Важным принципом является также принцип научности, предполагающий научное обоснование и экспериментальную апробацию социально-педагогических технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минтруда РФ от 30.01.2023 N 53Н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»).
Арябкина, И. В. Технологии универсальных социальных действий в начальной школе / И. В. Арябкина, Е. А. Копылова // Эпоха науки. – 2021. – № 26.
Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3 (114).
Басов, Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию : учеб. пособие. – М. : Академия, 2005. – 256 с.
Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы. – М. : SvR-Аргус, 1994. – 208 с.
Везетиу, Е. В. Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников / Е. В. Везетиу, К. С. Матросова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 1. – С. 22-25.
Гаврилова, А. В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения / А. В. Гаврилова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». – 2016. – Т. 26. – Вып. 2. – С. 58-63.
Галагузова, М. А. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Галагузова, Н. А. Технологии социально-педагогической работы с детьми и подростками : учебно-методическое пособие. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
Голубинская, А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А. В. Голубинская // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 161-167.
Демина, Л. С. Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / Л. С. Демина. — Томск : ТГПУ, 2018. — 112 с.
Еняшина, Н. Г. Социально-педагогические технологии в работе с молодежью : учебное пособие / Н. Г. Еняшина. — Ульяновск : УлГУ, 2021. — 32 с.
Жарская, Е. В. Музейная педагогика как средство социализации школьников / Е. В. Жарская // Актуальные вопросы гуманитарных наук. Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / под ред. А. А. Сорокина, Г. В. Калабуховой. – М. : Книгодел, 2020. – С. 37-45.
Заббарова, М. Г. Теоретико-методологические основы формирования полиэтнической культуры младших подростков : монография / М. Г. Заббарова, Е. А. Гринёва. – М : Прометей, 2016. – 141 с.
Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов. – Саратов : Научная книга, 2003. – 255 с.
Зарецкий, В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме / В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 1. – С. 83-95.
Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М. : Академия, 2003. – 288 с.
Иванов, А. В. Социальная педагогика : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 424 с.
Каримов, М. Ф. Дидактические основы школьного учебного словесного моделирования действительности / М. Ф. Каримов, М. А. Васенкова // Инновационная наука. – 2017. – № 2. – С. 180-182.
Липский, И. А. Социальная педагогика: Методологический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.
Лодкина, Т. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : учебник. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
Марочкина, Е. Ю. Педагогические технологии в психосоциальной адаптации детей младшего школьного возраста / Е. Ю. Марочкина // E-Scio. – 2019. – № 12 (39).
Морено, Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М. : Академический Проект, 2004. – 320 с.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 200 с.
Никитина, Л. Е. Социальная педагогика : учебное пособие. – М. : Академический Проект, 2003. – 272 с.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. – М. : Сфера, 2001. – 480 с.
Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
Рыжова, О. С. Сущность и особенности социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Рыжова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2014. – № 4.
Смирнова, Е. М. Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки / Е. М. Смирнова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 1. – С. 76-78.
Социально-педагогические технологии в образовании : Сборник научных и научно-практических статей Всероссийского научно-практического форума, Республика Карелия, 18–20 октября 2018 года / Научные редакторы З. Б. Ефлова, В. Л. Кошкаров, С. И. Смирнова. – Республика Карелия: Петрозаводский государственный университет, 2018. – 269 с.
Степанов, Е. Н. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и подростками : Учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2009. – 152 с.
Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах) : учебное пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская, И. Г. Харисова. — Ярославль : , 2015. — 187 с.
Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории: учебное пособие / А. Б. Тугаров, Е. В. Викторова. -Пенза: ПГПУ, 2012. - 89 с.
Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
Чеканова, Э. Е. Социальная педагогика в школах провинциального города / Э. Е. Чеканова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – С. 339-366.
Шумакова, А. В. Педагогические технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / А. В. Шумакова // ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ и ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 29 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. – С. 33-35.